Содержание
Возрастные кризисы у детей — во сколько лет, таблица периодов
1.Возрастной кризис. Общие понятия. Кризисы у ребенка кратко
Кризис – это переход из одного возрастного этапа в другой. Все возрастные кризисы – это этапы становления личности. Таким образом важно, что б все возрастные кризисы были пройдены ребенком успешно и своевременно.
“У нас не может хорошо получаться то, чему мы не учились”. Поэтому важная роль родителей в воспитании детей знать о возрастных кризисах и уметь их пережить. Так как от того, как вы будете поддерживать своего ребенка, помогать ему в его развитии зависит его дальнейшая жизнь.
возрастные кризисы у детей таблица
Существуют несколько классификаций возрастных кризисов у детей. Но основные кризисы следующие:
Кризис новорожденности – 1-я сепарация ребенка. Роды. Ребенок из внутриутробного развития попадает во внешний мир. Кризис 1-го года жизни. Ребенок учится самостоятельно передвигаться, и уже меньше нуждается в ручках взрослого. Он исследует окружающий мир, предметы. Ему все интересно, ребенок не готов к запретам со стороны взрослых. В связи с этим ребенок может капризничать, не слушаться, бурно выражать свое недовольство. Кризис 3 лет под лозунгом “я сам”. Этот период может начаться раньше 3-х лет, у некоторых детей заметны черты этого кризиса после 2-х лет. Также этот возрастной кризис может затянуться при непоследовательном поведении родителей и отдельных психологических характеристик личности самого ребенка. Кризис 7 лет. Связан с новой ролью в жизни у ребенка. Теперь он школьник. Ребенок получает не только новую социальную роль, но и возможность отслеживать свои чувства и эмоции. Родители уходят на второй план, авторитетом может стать учитель. Подростковый кризис. Возникает обычно с 12 лет, у мальчиков может начаться позже. Длится до 15-16 лет, может затянутся при авторитарном настрое родителей. Важна поддержка семьи, принятие ребенка. В это время происходит очередная заключительная сепарация с родителями. Они теперь не авторитет для ребенка. Окружение ребенка выходит на первый план.
Особенности кризисов
Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.
Для детей
Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям. Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли. Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.
2.Кризис новорожденности
Кризис новорожденности у ребенка начинается во время родов. Ребенок попадает из внутриутробного развития во внешний мир, испытывая при этом стресс. У малыша происходит много физиологических изменений, он начинает впервые дышать самостоятельно при помощи легких, попадает в другую среду.
Когда ребенок начинает выделять маму, улыбаться ей (или другому взрослому), тогда считается данный кризис пройденным. Называется это “комплекс оживления”, происходит к 2-3 месяцам.
Как и любой другой кризис, в этот кризис ребенок может быть капризным, успокаиваться только на ручках. Таким образом ребенок в это время нуждается во внимании, в тепле. В этот период очень важно, что б за малышом заботился один взрослый человек (мама, папа, бабушка). Если потребности в контакте с любящим взрослым не удовлетворить, это может сказаться на дальнейших этапах развития ребенка.
В это время между мамой и малышом возникает симбиоз, они продолжают быть единым целым. Все чувства, эмоции, настроение с легкостью передаются ребенку. Так важно в это время маме быть спокойной и счастливой!
Мама привыкает быть всегда с малышом, все за него делать, опекать, зная, что ребенок полностью от нее зависит. По мере взросления ребенка к 10-12 месяцев возникает следующий кризис.
Значение кризисов в психическом развитии ребенка
Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной ступени на следующую происходит через кризис. Мы только что прояснили, что это некая точка, после которой не работают прежние правила. Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать только то, чему он научился раньше. В его опыте и сознании идет постепенное накопление, на смену которому приходит рывок. Количественные накопления переходят в качественные.
Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может. По сути, происходит рождение личности, свободы воли.
Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.
Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех прежних отношениях было много полезного. Поэтому в условиях кризиса перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя отношения с окружающими. А взрослые должны принять потребность в изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не разрушая доверительных взаимоотношений с ним.
3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология
В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.
В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: “сядь”, “не трогай”, “не бери”.
В этот период происходит “проверка родителей на прочность”. Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.
ребенок 1 года капризничает
Очень важно в это время родителю:
стать поддержкой своему ребенку не менять своего мнения в связи с поведением ребенка обосновывать свое решение, почему нельзя отвлекать малыша интересными занятиями давать самостоятельность запрещать не все подряд, а что действительно небезопасно и неприемлемо для вас
В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.
Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
4.Кризис 3 лет
Период “я сам” (наступает примерно в 2,5 года) – ребенок хочет делать многое самостоятельно, но в силу возраста еще не может.
В этом возрасте ребенок капризный, упорный, не хочет выполнять просьбы родителей.
Манипуляции в этом возрасте еще не осознанны, т.к. сделать что-то специально либо назло ребенок может только ближе к 9 годам.
ребенок капризный в магазине
Что нужно делать родителям в этот период:
быть спокойными понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально давать самостоятельность, где можно давать право выбора без выбора – т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. “Я не хочу надевать кофту”. “Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?” быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. “Сначала чистим зубы или читаем книжку?”, без надзирания: “Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку” уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание. В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка. помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.
В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!
вам может быть интересно “Что делать, если ребенок постоянно просит что-то купить”
Советы психологов
С детьми нужно дружить
Кризисный возраст у детей сопровождается бунтом, капризами, особенно если родители ведут себя нетерпеливо, дергают детей, кричат на них, рукоприкладствуют.
Психологи советуют завести дружбу с ребенком. Воспитывать дитя, объяснять запретные вещи посредством игры. Постараться не обидеть ребенка (фу, плакса), а сделать так, чтобы он посмеялся над собой (смотри, сколько слезок, можно уточек выпускать!). Чтобы малыш не бился в истерике, особенно прилюдно, вовсе не обязательно давать ему все, что он требует. Можно отказать, но занимательной историей про «дяденьку-начальника, который даст маме денежку на игрушки через недельку». Во многих ситуациях можно найти особый подход.
В течение большей части детского возраста малыш переживает кризисы в силу того, что стремительно растет, развивается и осваивает мир. Эти периоды называют кризисами, поскольку дети зачастую бунтуют и капризничают. Если родители сумеют организовать дружелюбную, заботливую атмосферу, то детские кризисы переживаются гораздо спокойнее.
5.Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология
Наступает возрастной кризис в 6-8 лет.
В этот период:
у ребенка появляется новая социальная роль – школьник
ваш ребенок учится отслеживать свои чувства и эмоции
возникает необходимость и потребность в коммуникации со сверстниками
В этом возрасте можно очень сблизиться со своим ребенком, если знать про возрастной кризис и уметь правильно приспособиться к нему.
4-й возрастной кризис – 7 лет
Что делать родителям в этот период:
понимать, что их авторитет уходит с лидирующего места. Это место с легкостью занимает учитель. Именно поэтому так много рекомендаций о важности выбора не самой школы, в которую отправится ребенок с 1 – го класса, а первого учителя для вашего ребенка! не обвинять ребенка в проявлении своих чувств и эмоций, учить более экологично их выражать давать свободу выбора и действий сократить до минимума помощь в учебном процессе
Однако это не значит, что не нужно помогать новоиспеченному школьнику! Но не надо самому лезть в школьные дела ребенка, делать уроки из-под палки, делать за него!
Помните, что именно в этом возрасте идет формирование внутреннего взрослого!
любить и принимать своих детей, какие они есть быть готовыми выслушать своего чада без оценки вера в силы и возможности ребенка
В этот период необходимо выработать список домашних обязанностей у вашего ребенка. Пусть это будут те дела, которые по силе ребенка и которые он сам готов выполнять. Не нужно навязывать их, без согласия и желания. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь за выполнение работы по дому, на которую он согласился. Если он не польет цветок, то тот может засохнуть, если не будет убираться на письменном столе, то может не найти нужную ему вещь и т.д.
Также во время этого возрастного кризиса нужно ставить условия ребенку такого плана:
“хочешь гулять – сначала нужно выполнить уроки”
“хочешь поиграть в планшет – убери сначала за собой посуду” и т.д.
Таким образом, вы не заставляете ребенка что-то делать, просто рассказывайте, что нужно сделать, что б получить желаемое.
вам может быть интересно “Подборка книг для младших школьников”
Таблица основных кризисов ребенка по годам
Характеризуются кризисы развития ребенка теми или иными элементами поведения ввиду возрастных физических и моральных изменений.
Таблица кризисов детского возраста
Наименование | Возраст | Формулировка | Совет родителям |
Кризис новорожденности | 0-2 месяца | Закладка доверия (недоверия) к миру | Быть рядом, создавать уют, проявлять заботу |
Кризис первого года | 9 мес.-1,5 года | Развитие самооценки, уверенности в себе | Вооружиться терпением, не проявлять агрессию |
Кризис трех лет | 2-4 года | Малыш своевольничает, ведет себя агрессивно, он раздражен | Поддерживать и принимать тягу малыша к самостоятельности |
Кризис семи лет | 6-8 лет | Все еще пребывая энергичным ребенком, он сопротивляется дисциплине | Не критиковать, проявить понимание и помощь в адаптации к новым условиям (школа) |
Переходный возраст | 12-14 лет | Гормональные, физические и моральные изменения, становление личности | Не конфликтовать, не спорить, создать атмосферу, в которой ребенку будет спокойно, уютно |
Всевозможные изменения в поведении малыша, становление интересов и тот нелегкий путь, которым ребенок идет в развитии, – это в психологии кризис детства. Многие родители охотно задают волнующие вопросы о поведении ребенка онлайн на интернет-порталах.
6.Подростковый кризис (12-16 лет)
В этот период наблюдается большой скачок роста у ребенка, гормональные изменения.
Подросток ощущает перегрузки нервной системы, при этом он деятельный, неусидчивый. Все это ведет к повышенной утомляемости, переменам настроения. Девочки превращаются в девушек. Мальчики – в юношей. Взрослые дети пытаются привыкнуть ко всем изменениям и понять, как жить дальше.
Что нужно знать родителям:
в этот период для ребенка на 1-е место выходит его окружение, друзья. Поэтому так важно знать, с кем общается и чем занимается ваш ребенок быть терпеливыми к вспышкам гнева и агрессии своего чада, понимать, что дети не хотят вам грубить, у них так выходит найти в себе силы принять вашего взбунтовавшегося ребенка, его интересы, увлечения в это время важно, что б у ребенка была своя комната. Если нет возможности выделить свою комнату, то хотя бы свой угол огороженный шторой, перегородкой, ширмой ребенок должен знать, что родители его любят, ценят, принимают и желают ему добра.
В этот период ребенку может казаться, что его никто не понимает, все настроены против него. Помогите ему разубедиться в этом. Можете поговорить по душам, рассказать, как у вас проходил переходный период.
терпеливо ждать, когда возрастной кризис у ребенка закончится
Если подростковый кризис не пережить в полной мере (например, родители очень строгие не давали свободы в выборе одежды, увлечений), то в полной мере он может проявиться после 20 лет и затянуться на 5 и более лет.
Также важно понимать, что дети-подростки могут уйти в наркотики и алкоголь, если родители очень авторитарны, если семья обеспеченная, и родителям просто некогда заниматься ребенком, если семья наоборот социально-неблагополучная.
вам может будет интересно “Книги для подростков – топ 35”
Цена услуги
- Основные услуги Консультативный прием врача (в т.ч. кандидата медицинских наук, взрослый и детский)3 000
Психологическая и, при необходимости, медицинская помощь детям и подросткам при кризисных состояниях.
Кризисы развития – это переход от одного возрастного периода в другой, который знаменуется изменением в психике в соответствии с задачами развития.
Изменения в перестройке психики выражается прежде всего в личностных особенностях ребенка, таких как: интересы, потребности, степень самостоятельности, деятельности, осознанности, поведении.
Изучением кризисов детского развития занимались множество психологов (Э.Эриксон, З.Фрейд, Э.Геккель, Л.С. Выготский, Ж.Пиаже и другие). Возрастные периоды обсуждались еще древнегреческими философами: Аристотелем, Галеном, Декартом. Почему же тема развития настолько важна?
Возрастные этапы играют огромную роль при дальнейшем формировании особенностей личности и её подхода к жизни, поэтому так важно, чтобы ребенок прошёл возрастные периоды, преодолевая все кризисы и становясь гармоничной личностью.
7.Петрановская возрастные кризисы у детей
Петрановская – психолог
Людмила Петрановская – известный психолог, которая специализируется на воспитании детей.
Она на простом языке объясняет, что происходит с ребенком в тот или иной момент жизни, дает подсказки родителям, как себя вести. Автор известных книг “Что делать, если…”, «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».
Также Людмила Петрановская ведет тренинги и семинары про возрастные кризисы у детей. В этой статье мы представим основные выдержки с ее семинаров по каждому кризису.
Людмила Петрановская рассказывает, что ребенок не развивается линейно, что существуют скачки роста и развития. Наступает момент, когда ребенок может резко сказать “нет” на что раньше с легкостью соглашался. Родители, как правило, не успевают за изменением детей, не готовы к их кризисам. В нашей голове ребенок меньше, чем есть на самом деле. Родители испытывают стресс, т.к. не готовы к новому “изменившемуся” ребенку, они еще не решили, как себя вести.
Если вы услышали фразы: “Нет”, “Не хочу!”, “Не буду”, “Ты плохая”, “Уходи”, “Не люблю тебя” – значит вы столкнулись с возрастным кризисом ребенка. Выдохните, это нормально и это проходит! Главное подойти к этому со всей любовью к вашему ребенку, мудростью и терпению!
1-й кризис роды
Сепарация – выход ребенка “в свет”. Ребенок нуждается во внимании, в ручках.
кризис 1-го года
К концу 1-го года ребенок учится сам передвигаться и понимает, что сам способен достать, что ему нужно.
В этот период он осваивает себя, предметы. Весь его день состоит из обучения. Но люди ему еще не интересны, осваивает пространство.
кризис 3-х лет
В это время ребенок осваивает речь, происходит развитие коммуникации. Он начинает противопоставлять себя другим.
Ребенок становится капризным, упрямым, вредным. Теперь он умеет держать контакт с желаемым, его сложнее отвлечь. Но он еще не научился справляться с отказами родителей, с фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).
подборка “почему плачут дети”
3-х летка не может еще себя утешить и ему нужен рядом с собой мудрый взрослый, который ему поможет.
Еще этот кризис называют кризисом негативизма, в этот период происходит становление личности, чувств, умение вести себя в конфликте.
Как правило, по тому как пройден этот период можно увидеть во взрослом возрасте. Есть люди, которые на все соглашаются, лишь бы не ввязываться в конфликт. Также есть люди, которые всегда стоят на своем. В идеале нужно быть гибкими, используя разные стратегии при разрешении конфликта. Вот этому и нужно научить ребенка!
Что нужно делать родителям:
использовать разные дружелюбные стратегии в отношении с детьми. Где-то настоять, где-то уступить, не устраивая ругательства внутри семьи или в обществе проговаривать чувства ребенка, т.к. он еще не понимает своих чувств дать опыт малышу, что делать, если что-то пошло не так, как хочется дать возможность освободиться от своих негативных чувств. Разрешить поплакать, ударить подушку (но не кота и не маму!) не обязательно давать все, что яростно просит ребенок, давать своим видом понять, ничего страшного не случится при отказе выполнять роль сильного мудрого взрослого
кризис 7 лет
Людмила Петрановская рассказывает, что кризис 7 лет в основном происходит внутри ребенка. Ребенок может не выражать свои чувства открыто. Правда это может вылезти через нервные тики, дерматит, другие виды проявления психосоматики.
Если раньше его поведение было более импульсивным, “полевым”, спонтанным, то в 7 лет созревают те участки мозга, отвечающие за волевое поведение. Таким образом в этот период детям приходятся постоянно “притормаживаться”, останавливать свои порывы. Особенно трудно приходится гиперактивным детям. Теперь ребенок сталкивается с оценкой, т.к. в школе существует система оценок и сравнивание себя и других.
Ребенку нужно время, чтобы “переварить” оценочную систему и понять свою значимость, вне зависимости от школьных оценок. Хорошо, когда в семье благоприятная поддерживающая среда. Тогда ребенку можно поделиться с родителями своими переживаниями, адаптироваться к новым условиям.
Обычно этот период заканчивается благополучно к 8 -9 годам.
А возраст 10 лет считается самым гармоничным у ребенка. В это время дети дружелюбны, спокойны, реже болеют и готовы помогать.
вам может быть интересно “Как повлиять на ребенка”
подростковый кризис
Подростковый кризис у ребенка считается самым бурным. У ребенка-подростка возникает необходимость в своих оценках, суждениях, планах на жизнь, в психической автономии от родителей.
Первые проявления подросткового кризиса начинаются в 11-12 лет, заканчиваются в 16-17 лет.
Такой сепарационный кризис может закончится лишь в 21 год
Во время подросткового кризиса:
- у ребенка-подростка происходит глобальная перестройка мозга
- он начинает думать о будущем
- перестает жить только в настоящем времени
- появляется мотивация
- у подростка меняется представление о себе
- он не может представить полностью картину последствий своего выбора
- на эмоциональном уровне психологическое отдаление от родителей, поведение следования прекращается
- ребенок-подросток не ориентируется на родителей, не разделяет их оценки.
Хотелось бы отметить, что интенсивность проявления и длительность возрастных кризисов у детей разные.
Это зависит от многих факторов:
от взаимоотношений внутри семьи от темперамента и характера ребенка, от подготовленности родителей и их знаний, от внутреннего состояния родителя, его мудрости, количества детей в семье
вам может быть интересно:
15 идей чем заняться с детьми дома
Кризис семи лет
Этот период совпадает с началом обучения в школе. Ребенок приобретает новый статус, новые обязанности, у него увеличивается нагрузка. И это помимо того, что ему приходится вливаться в новый коллектив, отстаивать свои взгляды и убеждения перед новыми друзьями. При этом эмоциональное и психическое развитие ребенка все еще находится в стадии формирования. Отсюда — капризность, агрессивность, желание кривляться, необъяснимые деструктивные поступки. В этот момент может помочь разговор школьника с другим важным взрослым (например, крестной или крестным, учителем) так как детям уже недостаточно мнения родителей для формирования представления о себе и о мире.
В 6–7 лет полезно отдать ребенка на детскую арт-терапию или индивидуальные занятия с психологом. Через творчество и разговоры со специалистом, юный бунтарь гармонично проживет сложный период и выйдет из кризиса более уверенным в себе.
Возрастные кризисы дошкольного детства
МАОУ «Центр психолого-социального сопровождения «Семья»»
Тема:Возрастные кризисы дошкольного детства: симптомы, индивидуальные особенности проявлений.
По курсу: «Психолого-педагогические основы специальной педагогической помощи детям с нарушением речи.»
Выполнил: Гейко О.В.воспитатель
МБДОУ «Детский сад №185»
Проверил: Чертенкова Г.И.е.п.н. доцент
кафедры ОиДБиП ЦПО НФИ КемГУ
- Понятие кризиса, кризисы дошкольного детства.
Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.[1]Возрастные кризисы возникают в результате перехода от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Так вопросами кризисов развития (возрастных кризисов) занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Божович, С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.
Эльконин Д.Б. в своих трудах приходит к выводу, что кризис – период стремительных изменений в психике ребёнка, характеризующийся нарастанием трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Такие периоды чередуются со стабильными, изменения при которых едва заметны. [11,10]
Вместе с тем протекание кризисов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых).[11,10]
Большинство исследователей считают, что в течение дошкольного детства (от трех до семи лет) принято выделять два переломных периода – кризис трех лет и кризис семи лет. Остановимся более подробно на каждом из них.
- Кризис трёх лет: симптомы и индивидуальные особенности проявлений.
У разных детей кризис трёх лет может начинаться в разное время, но, в общем, этот период проходит в возрасте от 2—2,5 до 5—5,5 лет. У девочек он, как правило, начинается раньше, чем у мальчиков и обычно проходит легче. В 2—2,5 года малыш начинает выделять себя как личность из окружающего его мира, его зависимость ослабевает, и ребенок начинает осознавать свою автономность и самоценность. Именно с этого времени он вполне осознанно говорит «я», дифференцируя себя от других людей. [8]
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу». Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.[10]
Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них — негативизм
. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.
Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку только потому, что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!» При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, синее — это зеленое, а лев — собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношениемк человеку, к взрослому. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.
Второй симптом кризиса трех лет — упрямство
, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1—2 лет.
Третий симптом этого возраста — строптивость.
Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
Четвертый симптом — своеволие.
Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт
против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
Другой симптом — обесценивание
ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.
И наконец,—деспотизм
. В семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе. [2,10]
Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.[7,10]
Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное «Я» ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице:«Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное«Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.[11,10]
Трехлетний ребенок будто бы знает: если он сейчас не сломает всю систему взаимоотношений со взрослым, не отстоит свое право действовать по-своему, даже если это не одобряется окружающими людьми, он не состоится как личность.
Другое дело, что отрицательные деяния не должны перевешивать позитивные личностные проявления, не должны становиться самодовлеющими, не должны стать единственным способом проявления личностной индивидуальности, подменяя собой действительное творчество. В этом случае у человека развивается деструктивное, девиантное, даже преступное поведение.
Поэтому способ разрешения кризиса трех лет невероятно важен для дальнейшего развития ребенка.[3]
В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.
Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.[10]
Итак, в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения
. Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.
Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего «Я», которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего «Я», которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого. Ведь успех (или неуспех) — это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.
Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.
Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, и знаменует собой переход к дошкольному детству.
- Кризис семи лет: симптомы и индивидуальные особенности проявлений.
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения. Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6—7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.
Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности
. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности — недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».
В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.
Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал без всяких возражений) и доказывать, что это совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что неприятно и нежелательно для родителей. Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не шуметь, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» 342 обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему определенным образом. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него — нарушение. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли. [9,10]
Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.
Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6—7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Выготский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и пр.) и знанием, что я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.
Ребенок входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Так отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.
Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.
В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей их будущее. Т. В. Ермолова и И.С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в 7-летнем возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем в 7 лет дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).[4,10]
Таким образом, преодоление кризиса семи летстановится итогом дошкольного детства, а то, каким образом это произойдет, зависит от социального окружения ребёнка, его психического и физического здоровья, реакции взрослых на его негативные возрастные проявления. От того, как разрешится кризис, зависит будущая учебная деятельность ребёнка, его отношение к самому себе, к взрослым и сверстникам.
Список литературы
- Википеедия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия[Электронный ресурс]https://ru.wikipedia.org/wiki/кризис
- Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т. 4. — М., 1984.
- Газета «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] https://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200501502
- Ермолова Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. — 1995. — № 2.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
- Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. — 1978. — № 5.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
- Нартова-Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. 140 вопросов семейному психологу. — М.: Генезис, 2002. — 356 с.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989
Как помочь ребёнку преодолеть кризис?
Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.
В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.
Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.
Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.
Источник https://mrt-solikamsk.ru/bolezni/krizisy-detskogo-vozrasta.html
Источник
Источник
Источник