Содержание
4 детских кризиса, о которых важно знать родителям
В развитии любого ребенка есть стабильные периоды и кризисные — когда изменения очень заметны, а родители озадачены — что случилось, почему с ребенком стало так трудно? Как проходят важные кризисы и что после них изменится, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Как он растет?
Развитие ребёнка — процесс непростой и неоднородный, это замечают все родители. Даже растёт ребёнок неравномерно: вдруг неожиданно все штаны стали короткие, а кофты впору, а через полгода всё ровно наоборот. Приехали летом на дачу или на море, а он мгновенно вырос из всех новых сандаликов. С эмоциональным и психологическим развитием происходит что-то похожее. Неожиданно появляется что-то новое и такое, что для родителей становится полным сюрпризом, особенно если это первый ребёнок. Но и последующие дети подбрасывают родителям неожиданности.
Конечно, изменения в ребёнке не падают с неба, они проходят вполне закономерно и обладают определенной последовательностью. Источник развития — социальная среда. Гениальный советский психолог ввёл специальное понятие — «социальная среда развития». Это особое отношение между ребёнком и окружающей его социальной средой, которая воспитывает и обучает его. Именно это отношение и приводит к появлению нового на разных возрастных этапах.
Одинаковы ли эти этапы у всех детей? Нет, конечно. У всех детей есть внешний (поведение) и внутренний (переживания) план. На одного ребёнка конфликты в семье окажут незначительное влияние, а у другого вызовут неврозы, но на другом этапе развития те же события повлияют на ребёнка совсем по-другому. Психика ребёнка разная на разных этапах развития. Изменения у ребёнка могут происходить медленно, постепенно, а могут и резко, скачком. Поэтому говорят, что развитие делится на стабильные периоды и кризисные. В длительных стабильных периодах развитие происходит почти незаметно для окружающих, но изменения идут и постепенно накапливаются. В конце этапа, который может длиться не один год, можно заметить скачок, и только тогда мы можем оценить тот сложный путь, который прошёл ребёнок: появляется что-то новое и важное. Кризис — резкий бурный скачок, в который ребёнок резко меняется, обычно длится несколько месяцев, и лишь при неблагоприятных обстоятельствах он может затянуться на год или два.
Некоторые психологи считают, что кризисов быть вообще не должно — это результат неправильного воспитания, всё должно быть ровно и гармонично, другие, напротив, уверены, что не пройдя вовремя через кризис, ребёнок не будет развиваться полноценно. Наверное, не так важно, правильно это или не правильно, важно, что кризисы — переломные моменты в развитии детей случаются практически у всех. Поэтому лучше знать их в лицо, то есть знать, что вам ждать в ближайшем будущем и как пережить резкие изменения в поведении ребёнка, поддержать его и себя.
Как заметить кризис?
Кризисы начинаются и завершаются незаметно, их границы размыты. Обострение ситуации случается примерно в середине. Родители это описывают как «трудновоспитуемость», «был нормальный, не знаю, что на него нашло». Главные изменения у ребёнка происходят внутри, но отражаются они на внешнем уровне. Это этапы, когда развитие как будто пошло вспять. То, что ребёнок освоил, вдруг разваливается, он спытывает трудности с окружающими, его перестаёт интересовать то, что привлекало до этого, всё, что раньше радовало — не радует, ценности неожиданно меняются.
Непонятно, что с ним делать и как жить дальше, потому что привычные способы взаимодействия неожиданно перестали работать. Но вместе с тем появляется что-то новое, часто пугающее родителей, потому что они с такими проявлениями ребёнка дела ещё не имели. То есть кризис — это революционная ситуация в развитии. Потребности выросли, а возможности их реализовать еще нет, и сложившиеся отношения с заботящимися взрослыми никак не соответствуют новым потребностям.
Кризисные и стабильные периоды чередуются, это немного помогает детям и родителям выживать в отношениях друг с другом: всегда можно держать в голове, что и «это тоже пройдёт». описывал такую последовательность: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1 -3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3−7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8−12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (13−17 лет) — кризис 17 лет. Эта периодизация связана и с накапливающимися возможностями ребёнка и с социальной средой, и ориентирована на нашу систему образования. Так, в детские дошкольные образовательные учреждения ребёнок попадает примерно к 3-м годам, в школу идёт в 7, а заканчивал раньше в 17, а теперь уже в 18 лет. В других странах с интересом относятся к периодизации Выготского и его идеям, но вносят свои коррективы: если ребёнок идёт в школу в 5 лет, а не в 7, то и кризиса 7 лет у него, очевидно, не будет, он скорее сместится к 5 или 6 годам. Но и у 7-летнего первоклассника кризис может случиться не в день рождения, а лет в 8, а часто в середине. 3-го класса. Так что цифры эти ориентировочные.
Что происходит?
Давайте рассмотрим основные «революционные» изменения, которые происходят в возрастных кризисах маленьких детей.
Кризис новорожденности: я родился и ничего ещё не умею. Чтобы выжить, мне нужны заботливые люди вокруг, но умею привлекать их внимание только одним способом. Мне надо этому научиться, я кричу, но скоро научусь улыбаться. Посмотрим, что работает быстрее и лучше.
Родительская стратегия: внимательное вслушивание в потребности ребёнка, вера, что родители постепенно начинают понимать «язык» младенца, что его знание не является врожденным ни у одного родителя, стремление удовлетворить все потребности и окутать теплом и заботой.
Результат кризиса: ребёнок учится привлекать внимание родителей к своему состоянию довольно быстро с помощью крика, улыбки и движений, его самочувствие от взаимодействия с близкими улучшается, и он приобретает огромное количество навыков за очень короткий момент времени.
Кризис 1 года. Безопасность и доверие. Я должен понять, безопасно жить в этом мире или нет. Могу ли я доверять миру и людям вокруг? Я уже научился ползать/ходить/бежать, смогу ли я всё делать сам, будут ли меня поддерживать?
Родительская стратегия: поддержка, удовлетворение потребностей, близкий контакт.
Результат кризиса: доверие к себе, своим возможностям и миру.
Кризис 3 лет. Самостоятельность или зависимость. Я многое умею, я хочу все делать сам, я хочу управлять предметами и людьми, я учусь управлять собой: сам есть, одеваться, пользоваться туалетом, играть, но смогу ли я управлять мамой и папой, бабушкой и няней? Будут ли они делать всё, что я им скажу? Или я могу что-то делать с предметами, а управлять только самим собой, своим телом и своим эмоциональным состоянием?
Родительская стратегия: поддержка, выдерживание негативных эмоций, введение разумных правил поведения, гигиены и спокойное понимание, что правила ребёнку выполнять сложно и поэтому не хочется, но нужно для его развития.
Результат кризиса: желание управлять собой, своими эмоциями, поведением, автономия.
Кризис 7 лет. Могу ли я стать отдельным от семьи членом общества и там достойно себя проявлять? Смогут ли меня оценить не только близкие люди? Смогу ли я научиться чему-то, чтобы стать взрослым и научиться жить отдельно? Как мне понять, какой я и нужно ли/можно ли это показывать всем людям? Я учусь в школе, мой учитель и мои одноклассники — они для меня сейчас важнее мамы и папы, потому что они вне семьи, они совсем другие, смогу ли я быть одним из них. Родители считают, что я умный, красивый, но важно не это, важно, что считают люди в школе, во дворе, в клубе. В школе самым важным считаются отметки, а не игра, а мне страшно, вдруг, если у меня плохие отметки, то я сам очень плохой и это неисправимо. Я вообще могу перестать учиться, и буду только играть, как раньше, им же всем это раньше нравилось, чтобы не сталкиваться с тем, что у меня ничего не получается. Ошибаться — это может быть опасно, ты поверяешь уважение других.
Родительская стратегия: поддержка интереса к процессу обучения, а не к академическим достижениям и формальным оценкам, которые замечаем, хвалим, объясняем содержательно критерии оценки: «это не потому, что она вредная и тебя не любит, а потому что ты пока не до конца научился, давай, попробуем разобрать тему ещё раз?» Акцент делаем на том, что интересно именно тебе, чему ты научился, хочешь научиться. Акцент на отношениях в социальной среде, на том, что ошибки — это повод пробовать ещё раз, ни у кого не получается с первого раза. Да, мнение Учителя и детей важны, но они иногда могут быть и не правы, но это не значит, что с ними нужно перестать общаться, но нужно понять, что же происходит. Родители своим примером показывают, что работать и учиться — это интересно и захватывающе (или нет).
Результат кризиса: цепь удач или неудач приводит к формированию устойчивого эмоционального отношения к себе: к комплексу неполноценности и оскорбленному самолюбию либо в хорошем исходе к чувству собственной значимости, компетентности, возможности преодолевать социальные сложности. Появляется усложнение чувств и учёт их логики, внутренняя жизнь ребёнка становится более глубокой и разнообразной. Ребёнок начинает (только начинает!) оценивать поступок с точки зрения отдаленных последствий. Ребёнок учится скрывать чувства, теряется детская непосредственность выражения переживаний. Но пока ребёнок ещё готов забыться и импульсивно сделать то, что хочется немедленно.
Если что-то пошло не так
Если кризис ребёнком пройден неудачно, или ребёнок «завис» по дороге, то важно понимать, что это не конец истории. Негативные последствия могут преследовать нас всю жизнь, но это подлежит изменению. Да, это потребует дополнительных усилий, времени и желания, но часто того стоит, потому что улучшает качество жизни и подталкивает ребёнка, да и взрослых к дальнейшему росту и развитию, принятию себя, мотивации к обучению.
Сегодняшним родителям непросто, потому что информации о развитии детей стало много, она доступна, от родителей мир требует не только заботы в формате «сыт, одет, обут», но и предъявляет множество требований к интеллектуальным и эмоциональным потребностям развивающихся людей. Этап становления родителем — это тоже серьезный кризис, который накрывает нас, как только появляются у нас дети, и не отпускает долго-долго. Мы ещё раз и ещё вместе со своими детьми заново преодолеваем и свои собственные, часто не очень правильно пройденные возрастные кризисы. Это и правда сложно, но мы можем использовать эту возможность, чтобы перепрожить заодно и свои кризисы, кое-что приведя в лучшее состояние, чем в детстве.
Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются
Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.
Кризисы возраста у человека
Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:
- Первого года;
- Трех лет;
- 6-7 лет;
- 13-15 лет;
- 18 лет;
- 30 лет;
- 40-45 лет;
- после 55 лет (предпенсионный).
Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:
- 1) Докризисный период.
- 2) Собственно кризис.
- 3) Посткризисный период.
Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.
Последовательность появления:
- Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
- Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.
Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса
- Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
- Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
- Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.
Взрослые часто не понимают подростков
- Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
- Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.
Кризис среднего возраста
- Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
- Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Причины появления
Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.
Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.
Как понять, что наступил кризис возраста
Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.
Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса
Признаки кризиса:
- меняется поведение;
- возникает желание бросить хорошую работу;
- необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
- смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
- раздражительность или неожиданный гнев;
- человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
- смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
- стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
- изучение нового;
- изменение режима сна (как правило, меньше);
- появляются мысли о смерти, о ее природе;
- внешние изменения.
Возможно ли преодоление
Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.
Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.
Основные возрастные кризисы в таблице
В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.
Основные возрастные кризисы в жизни
Кризис | Признаки периода | Что делать |
---|---|---|
1 года | Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. | Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность. |
3 лет | Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. | Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность. |
7 лет | Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. | Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность. Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать. Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки. |
Предподростковый (11 лет) | Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. | Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно. |
Пубертатный | Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. | Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания. |
18 лет | В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. | Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии. |
30 лет | Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. | Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи. |
40-45 лет | Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. | Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи. |
Предпенсионный | Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). | Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение. |
Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.
Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.
Видео
Возрастные кризисы от 0 до 18: причины, помогаем детям пережить стресс
Возрастные кризисы являются периодом перехода из одного жизненного этапа в другой. Они сопровождаются процессом переосмысления жизни и жизненных целей. В такие периоды людям свойственно проявлять некоторую неадекватность, которая обусловлена собственной неуверенностью в выборе и правильности своих действий. В результате этого начинают возникать непредсказуемые ситуации, а поведение может изменяться до неузнаваемости. Сами по себе возрастные кризисы являются естественным процессом перехода на новый жизненный этап, однако, кризисы от 0 до 18 лет вызывают непонимание со стороны родителей. Можно ли помочь ребенку пережить кризис и как это сделать?
Причины возрастных кризисов
Кризис является процессом переформирования личности. В периоды возрастных кризисов происходит процесс изменения мировоззрения. Мировоззрение изменяется как по отношению к себе, так и к обществу в целом. Этапы возрастных кризисов сопровождаются процессом изменения социального статуса ребенка и приобретением новых потребностей. Каждый возрастной кризис приводит к новообразованию личности. Новообразование личности является изменением в психике, которое просто необходимо для нормализации процесса жизнедеятельности с течением времени.
Избежать кризисов нельзя, однако, если изучить их особенности и этапы, можно помочь своему ребенку их пережить. Если кризис не протекает в должной мере, то ребенок не развивается и остается на прежнем этапе, что не дает ему становится взрослее (с точки зрения психологического развития). В периоды кризисов ребенку свойственно испытывать нежелание продолжать жить, как прежде. Ему хочется изменений, перестроек и перестановок.
Этапы возрастных кризисов и как помочь ребенку их пережить
- Первый этап возрастных кризисов — кризис новорожденности.
Кризис новорожденности является первым этапом развития личности и протекает в первые 6-8 недель после рождения малыша. В этот период ребенок уже адаптируется к жизни вне материнской утробы, организм в полной мере приспосабливается к самостоятельному процессу дыхания, регулирования температуры тела и переваривания пищи. В большинстве случаев к этому времени у ребенка формируется определенная регулярность сна и приема пищи, что заставляет его чувствовать себя уверенным при новых обстоятельствах. Стоит отметить, что этот период происходит и психологическая адаптация ребенка, но в большей мере она зависит от родителей. В этот период необходимо научиться понимать жесты ребенка, язык тела и мимику. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее необходимо чаще брать его на руки и обнимать. По окончанию кризиса малыш признает близких людей и улыбается, когда видит их.
- Второй этап возрастных кризисов — кризис первого года жизни.
Кризис первого года жизни протекает в период от 1 до 1,5 лет. В это время ребенок начинает самостоятельные действия на пути познания мира и его устройства. Дети учатся ходить, разговаривать и в большей мере интересоваться устройством буквально всего. Ребенок еще может разговаривать на своем языке, который взрослые не всегда понимают, но даже тогда процесс возрастного кризиса уже запущен. Психологические изменения связаны с понимаем того, что мама не принадлежит ребенка полностью, поэтому малышам характерно стремление к получению повышенного внимания. И тут важно понять, что ваш ребенок капризничает потому, что ему необходимо ваше внимание. Особенности поведения:
- Повышенная потребность в получении внимания.
- Плаксивость.
- Отсутствие четкого понимания своих желаний.
- Страх одиночества.
- Протесты.
- Нарушение семейных правил и устоев.
Несмотря на то, что ребенок требует повышенного внимания, именно в этот период он начинает принимать волевые решения. Что же делать в период кризиса первого года жизни? Поддерживать ребенка и давать ему больше внимания. Ни в коем случае нельзя подавлять его стремление к получению большего количества внимания. Дайте ребенку свободу, но ненавязчиво устанавливайте границы допустимого. Если будет необходимо — притормаживайте или стимулируйте ребенка.
- Третий этап возрастных кризисов — кризис трех лет.
Кризис трех лет протекает в период от 2 до 4 лет и обоснован процессом гормональной перестройки организма ребенка. В этот период происходит активизация ядра промежуточного мозга и гипофиза, что вызывает повышенное стремление к познанию окружающего мира. Гипофиз относится к Аджна Центру и отвечает за стремление к ментальной осознанности. Отследить и проверить открытость центра можно с помощью составления рейв-карты .
Что это даст? Вы получите уникальную возможность на раннем этапе развития личности ребенка, выявить наличие проблем с процессом освоения новой информации. Расшифровка рейв-карты подскажет, как вы можете поспособствовать процессу усвоения новой информации и вовлечению ребенка в познавательную деятельность для следования его истинным ценностям, которые он еще не осознает в должной мере.
В этот период ребенок отличается острым нежеланием слушаться, поведение ребенка практически невозможно корректировать в должной мере. Ребенок показывает демонстративные протесты и часто отказывается поступать так, как просят родители. При этом он стремится получить желаемое любыми усилиями. Этот период может сопровождаться криками, демонстративными протестами и попытками ударить родителей или сверстников. Этот процесс является абсолютно нормальным, однако правильная расстановка границ поможет преодолеть кризис менее проблематично.
Не показывайте ребенку то, насколько вы сильны и, какая власть над ним у вас есть. Таким образом вы заложите в нем негативные черты характера и предпосылки к возникновению девиантного поведения. Проявите по отношению к ребенку терпение, но в то же время установите строгие рамки и границы допустимого. Ни в коем случае не отступайте от границ, иначе ребенок активно начнет манипулировать вами. Если ребенок склонен к истерикам, то позволяйте ему остаться наедине с собой, чтобы быстрее прийти в норму. При правильном расставлении границ допустимого третий этап длится от 1 до 1,5 лет.
- Четвертый этап возрастных кризисов — кризис 7 лет
Кризис 7 лет протекает в период с 6 до 8 лет и обоснован периодом активного физического роста и социального статуса. В это время у ребенка активно развивается мелкая моторика и усложняется система нервно-психологических функций. Психологические изменения происходят за счет изменения социального статуса и перехода к статусу школьника. Дети подвержены неврозам, которые обоснованы необходимостью привыкания к новым условиям, требованиям и окружению. У ребенка появляются следующие признаки:
- Тревожность.
- Сокрытие эмоций.
- Снижение аппетита.
- Тошнота по утрам.
- Рвота в утренние часы.
- Отсутствие желания посещать школу.
- Усложнение отношений с родителями, легкое хамство.
- Передразнивание старших.
Также, этот возраст зачастую сопровождает уходом из дома, однако, это присуще больше мальчикам. Возникновения проблем в этот период связано с тем, что ребенок ощущает вероятность того, что может отставать от сверстников. Поэтому перед тем, как отдать ребенка в школу посоветуйтесь с педиатром и психологом. Старайтесь не записывать ребенка на дополнительные занятия или, хотя бы, не перетруждать. Не ругайте за плохие оценки, дайте возможность адаптироваться к новым условиям. Не пытайтесь завышать требования, в конце концов это формирует проблемы с самооценкой. Дайте ребенку право выбора в большей мере, но при неблагоприятных ситуациях старайтесь оказать психологическую поддержку.
- Пятый этап возрастных кризисов — подростковый кризис.
Подростковый кризис возникает в период с 11 до 15 лет и сопровождается процессом полового созревания и ускоренным физическим ростом. Стоит отметить, что психологи разделяют несколько позиций касательно возраста пятого этапа. Многие склоняются к тому, что подростковый кризис возникает до 18 лет. На фоне того, что организм переживает процесс полового созревания, ребенок склонен к психологическим изменениям. Психологические изменения характеризующие пятый этап возрастных кризисов:
- Повышенная активность и возбудимость.
- Агрессия.
- Отсутствие сдержанности и рациональности.
- Частые смены настроения.
- Появление вредных привычек.
- Вступление в социальные группы и субкультуры.
В этот период ребенок подвержен негативному влиянию, поэтому важно присматриваться к его окружению. Не обращайте внимание на то, что подростки становятся эгоистичными и равнодушными, так они прячут повышенное желание к получению внимания.
В этот период наиболее правильной моделью поведения для родителя является принятие и отношение к ребенку, как к взрослому человеку. Не пытайтесь навязывать свое мнение, не переусердствуйте с контролем и дайте право на самостоятельный выбор. При возникновении ситуаций, которые вызывают у вас опасения — обращайтесь к Системе Дизайн Человека . Она предоставляет информацию о том, в какой мере развиты центры человека. Каждый центр выполняет определенную функцию и связан с внутренним состоянием личности. Система выявит то, каким является ваш ребенок на самом деле и не идет ли он по пути ложного “Я”. Чем раньше вы выявите истинные ценности ребенка, тем лучше вы поможете ему реализовать себя и выполнить свое предназначение.
Общие рекомендации родителям
Независимо от периода возрастного кризиса необходимо соблюдать следующие рекомендации для того, чтобы помочь своему ребенку пережить кризис:
- Устанавливайте правила и показывайте на своем примере, как их надо соблюдать.
- Позволяйте учиться на собственных ошибках, но не допускайте возникновения угрозы для жизни ребенка.
- Создайте распорядок дня, который будете поддерживать вместе с ним.
- Не повышайте на ребенка голос и старайтесь заменять требования просьбами.
- Не позволяйте себе в присутствии ребенка критиковать родственников, нянечек и учителей.
- Не поддавайтесь панике и не осуждайте выбранный вариант воспитания ребенка.
- Уделяйте больше внимания, но не создавайте тотального контроля над ребенком. Помогайте в выполнении домашних дел и домашней работы.
- Научитесь уважать мнение и позицию ребенка. В случае несогласия предоставьте достоверную аргументацию своей позиции.
Помните, что кризис в каждом возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для поддержания взаимопонимания и взаимоуважения с ребенком. Для каждого ребенка характерны свои признаки возрастного кризиса, однако, соблюдая рекомендации вы сможете оказать помощь вашему ребенку на пути формирования его личности.
Источник https://www.kanal-o.ru/news/13808
Источник https://srazu.pro/vozrostnaya/vozrastnye-krizisy-v-psixologii.html
Источник https://insoz.ru/psychology/vozrastnye-krizisy/
Источник