Как пережить кризис 4 лет. Инструкция для родителей

Содержание

Как пережить кризис 4 лет. Инструкция для родителей

Практикующий психолог. Консультант по вопросам семейных и межличностных отношений. Эксперт в вопросах воспитания детей.

Baby.ru

Практикующий психолог и психотерапевт. Дипломированный расстановщик. Опыт частной практики с 2003 года. В психологии более 20 лет.

Кризис 4 лет не входит в классический набор возрастных кризисов, описанный в учебниках по детской психологии. Да, он не такой яркий, как кризис трех или семи лет, однако и у него есть свои особенности. Понимание процессов, происходящих в психике ребенка в этом возрасте, поможет вам избежать типичных родительских ошибок и помочь ребенку (и себе!) прожить этот период максимально комфортно.

кризис 4 лет у ребенка

Возрастной кризис. Немного теории

Понятие возрастного кризиса в отечественную психологию ввел выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934 гг.). Он определял кризис как «целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований».

  • психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
  • обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Иными словами, суть любого детского возрастного кризиса сводится к тому, что в какой-то момент количество накопленной ребенком информации о себе и о мире (как интеллектуального, так и эмоционального характера) переходит в качество.

Этот переход часто сопровождается проблемами во взаимоотношениях с ребенком, ведь он фактически перестает быть тем, с кем вы привыкли иметь дело. Поэтому привычные способы взаимодействия с ним перестают работать и нужно срочно искать новые.

Характерные черты возрастного кризиса:

  • расплывчатость временных границ кризисного периода;
  • большая проявленность отрицательных, нежели положительных черт характера ребенка;
  • трудновоспитуемость ребенка в этот период.

кризис 4 лет

У всех ли детей бывают возрастные кризисы?

Да, у всех. Ведь развитие без кризисов невозможно. Другое дело, что все дети разные, так что прохождение кризиса у каждого ребенка будет иметь свои индивидуальные особенности.

  1. Кризис 3 лет один ребенок может прожить в 2,5 года, а другой – только к 4 (именно поэтому мы говорим о расплывчатости временных границ). Да и длиться кризис будет у всех по-разному – у кого-то пару месяцев, а у кого-то почти год.
  2. Из-за разности темпераментов и характеров одни дети, если так можно выразиться, живут в постоянном кризисе, а другие проживают свои кризисы сглажено.
  3. Поскольку любой возрастной кризис тесно связан с социальной ситуацией развития (еще одно понятие, введенное в психологию Выготским), то огромное значение имеют те условия, в которых растет ребенок (семья, детский коллектив) и их влияние на процессы его развития.

Часто то, что мы принимаем за возрастной кризис, бывает просто реакцией отторжения на внешнюю среду:

  • детский сад;
  • непосильную нагрузку из кружков и секций;
  • стиль воспитания – чересчур авторитарный или, наоборот, попустительский.

Некоторые дети относятся к давлению терпимо, а некоторые не переносят его ни в какой форме. А когда детям не хватает родительского внимания, они инстинктивно нащупывают способ его получить: начинают вести себя плохо.

Кризис 4-х лет. Содержание и характерные черты

Основное содержание кризиса 4 лет – это стремление проявить свою волю, самостоятельность. К этому возрасту ребенок уже, как правило, овладел всеми навыками самообслуживания и теперь готов пойти на конфликт, будучи уверенным, что в случае необходимости прекрасно справится со всем сам.

Ребенок прощупывает ваши границы и делает выводы:

  • что можно и что нельзя;
  • чем грозит ему лично то или иное поведение;
  • насколько вы готовы подвинуться в своих принципах и требованиях.

Одновременно ребенок получает информацию о том, как вы к нему относитесь:

  • договариваетесь ли вы с ним или заставляете беспрекословно подчиняться;
  • утешаете или не обращаете внимания, если он рыдает;
  • уходите и заставляете догонять или терпеливо ждете…

Ваше отношение к ребенку формирует и его самооценку, и его отношение к вам.

признаки кризиса 4 лет

Как пережить кризис 4 лет

Безусловно, это очень непростой период для родителей. На смену чисто физической заботе о ребенке (одеть, раздеть, причесать, накормить и спать положить) приходит взаимодействие с ним: ответы на бесконечные «почему», обсуждение всего, что происходит вокруг, разговоры о том, как прошел день…

Вы с удивлением обнаруживаете, что в выходной день он может быть в плохом настроении. Или, например, не спешить к вам, когда вы забираете его из садика. Он демонстрирует характер – и вам приходится смириться с тем, что он у ребенка есть.

Конечно, на все это нужно время. Даже если вам кажется, что ребенок стал неуправляемый и все воспитание катится под откос, не отчаивайтесь. Обнаружив, что тот или иной подход не работает, не бойтесь пробовать новый. Так, действуя методом проб и ошибок, вы обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия со своим подросшим ребенком.

Поиск

Z skype Кризис в отношенияхmaxdeleske

Z mail Кризис в отношенияхm@zozhnik.ru

Рекламные ссылки:

Ведите дневник питания и читайте Зожник в бесплатном приложении “Дневник Зожника”

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F Кризис в отношениях

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

148806 original Кризис в отношениях

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81 %D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82 %D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0 Кризис в отношениях

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Вам будет интересно  Кризисные года семейной жизни в браке – советы психолога по преодолению

cad0094668 Кризис в отношениях

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0 Кризис в отношениях

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

12627849 1735976016633400 113953850 n Кризис в отношениях

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81 30 %D0%BB%D0%B5%D1%82 Кризис в отношениях

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».

american beauty 1999 02 Кризис в отношениях

Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Вам будет интересно  Кризис 3 лет отношений

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.

the secret of genius is to carry the spirit of the child into old age which means never losing your enthusiasm quote 1 Кризис в отношениях

Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.

main qimg fe6c7ac399423bf9ae32bc832af44b24 Кризис в отношениях

Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.

Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника

1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61.
2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288.
3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968
4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.

Возрастные кризисы у детей

Возрастной кризис – это переломное состояние в развитии детей, когда один возрастной этап сменяется другим. Эта своеобразная точка перелома, после которой прежние правила уже не действуют. Кризис возникает на стыке 2-х возрастов. Он свидетельствует о завершении одного этапа развития и перехода на следующий этап.

возрастные кризисы у детей иллюстрация

1.Возрастной кризис. Общие понятия. Кризисы у ребенка кратко

Кризис – это переход из одного возрастного этапа в другой. Все возрастные кризисы – это этапы становления личности. Таким образом важно, что б все возрастные кризисы были пройдены ребенком успешно и своевременно.

“У нас не может хорошо получаться то, чему мы не учились”. Поэтому важная роль родителей в воспитании детей знать о возрастных кризисах и уметь их пережить. Так как от того, как вы будете поддерживать своего ребенка, помогать ему в его развитии зависит его дальнейшая жизнь.

возрастные кризисы у детей таблица

Существуют несколько классификаций возрастных кризисов у детей. Но основные кризисы следующие:

✔Кризис новорожденности – 1-я сепарация ребенка. Роды. Ребенок из внутриутробного развития попадает во внешний мир.

✔Кризис 1-го года жизни. Ребенок учится самостоятельно передвигаться, и уже меньше нуждается в ручках взрослого. Он исследует окружающий мир, предметы. Ему все интересно, ребенок не готов к запретам со стороны взрослых. В связи с этим ребенок может капризничать, не слушаться, бурно выражать свое недовольство.

✔Кризис 3 лет под лозунгом “я сам”. Этот период может начаться раньше 3-х лет, у некоторых детей заметны черты этого кризиса после 2-х лет. Также этот возрастной кризис может затянуться при непоследовательном поведении родителей и отдельных психологических характеристик личности самого ребенка.

✔Кризис 7 лет. Связан с новой ролью в жизни у ребенка. Теперь он школьник. Ребенок получает не только новую социальную роль, но и возможность отслеживать свои чувства и эмоции. Родители уходят на второй план, авторитетом может стать учитель.

✔Подростковый кризис. Возникает обычно с 12 лет, у мальчиков может начаться позже. Длится до 15-16 лет, может затянутся при авторитарном настрое родителей. Важна поддержка семьи, принятие ребенка. В это время происходит очередная заключительная сепарация с родителями. Они теперь не авторитет для ребенка. Окружение ребенка выходит на первый план.

2.Кризис новорожденности

Кризис новорожденности у ребенка начинается во время родов. Ребенок попадает из внутриутробного развития во внешний мир, испытывая при этом стресс. У малыша происходит много физиологических изменений, он начинает впервые дышать самостоятельно при помощи легких, попадает в другую среду.

Когда ребенок начинает выделять маму, улыбаться ей (или другому взрослому), тогда считается данный кризис пройденным. Называется это “комплекс оживления”, происходит к 2-3 месяцам.

Как и любой другой кризис, в этот кризис ребенок может быть капризным, успокаиваться только на ручках. Таким образом ребенок в это время нуждается во внимании, в тепле. В этот период очень важно, что б за малышом заботился один взрослый человек (мама, папа, бабушка). Если потребности в контакте с любящим взрослым не удовлетворить, это может сказаться на дальнейших этапах развития ребенка.

В это время между мамой и малышом возникает симбиоз, они продолжают быть единым целым. Все чувства, эмоции, настроение с легкостью передаются ребенку. Так важно в это время маме быть спокойной и счастливой!

Мама привыкает быть всегда с малышом, все за него делать, опекать, зная, что ребенок полностью от нее зависит. По мере взросления ребенка к 10-12 месяцев возникает следующий кризис.

3.Возрастной кризис 1 года у ребенка психология

В это время ребенок начинает осознавать, что он и мама не единое целое, и настроение и желания ребенка могут не совпадать со взрослыми. Радость от размазанной каши по столу или разрисованным обоям вряд ли малыш может разделить с мамой.

В этот период у ребенка начинается развиваться речь, он начинает ходить. Теперь открыт путь к исследованию, но, как правило, родители привыкшие быть с ребенком бок о бок не рады такой познавательной активности. В это время часто из уст взрослого звучит: “сядь”, “не трогай”, “не бери”.

В этот период происходит “проверка родителей на прочность”. Ребенок, если не согласен с мнением взрослого, может лечь на пол, топать ногами, громко плакать, кричать.

ребенок 1 года капризничает

Вам будет интересно  Жизненный цикл семьи; этапы развития, идеальная семья, родители

Очень важно в это время родителю:

✔стать поддержкой своему ребенку

✔не менять своего мнения в связи с поведением ребенка

✔обосновывать свое решение, почему нельзя

✔отвлекать малыша интересными занятиями

✔давать самостоятельность

✔запрещать не все подряд, а что действительно небезопасно и неприемлемо для вас

В этот возрастной период закладываются такие личностные характеристики, как самооценка, доверие к себе и своему телу. Также в это время происходит отработка точности движения. Необходимо предоставить безопасность своему малышу, и в то же время давать ему свободы.

Уже в этом возрасте можно давать ребенку больше самостоятельность: кушать ложкой, разбирать стиральную машину, выбрать цвет покупаемой одежды.

4.Кризис 3 лет

Период “я сам” (наступает примерно в 2,5 года) – ребенок хочет делать многое самостоятельно, но в силу возраста еще не может.

В этом возрасте ребенок капризный, упорный, не хочет выполнять просьбы родителей.

Манипуляции в этом возрасте еще не осознанны, т.к. сделать что-то специально либо назло ребенок может только ближе к 9 годам.

ребенок капризный в магазине

Что нужно делать родителям в этот период:

✔быть спокойными

✔понимать, что это норма развития; ребенок делает так не специально

✔давать самостоятельность, где можно

✔давать право выбора без выбора – т.е. предлагать 2-3 варианта на выбор. “Я не хочу надевать кофту”. “Ок, хорошо, какую кофту тебе достать: с динозавром или с машинкой?”

✔быть последовательными в своих решениях. Если нельзя конфету перед супом, то никогда ее нельзя. А не так: сегодня нельзя, а завтра маме надо поговорить по телефону и стало можно

✔поменьше надзирательного тона. В этом возрасте происходит переломный момент и ребенку не хочется делать то, что скажут родители. Нужно обговаривать варианты с ребенком. “Сначала чистим зубы или читаем книжку?”, без надзирания: “Сейчас чистишь зубы, потом почитаем сказку”

✔уметь поддержать и успокоить ребенка. Если ребенок истерит, не нужно говорить ему какой он плохой, утешьте его, дайте пережить свои эмоции, а потом переключите внимание. В этом возрасте еще можно придумать интересную альтернативу для ребенка.

✔помнить, что этот возрастной кризис может затянуться у ребенка, если быть не последовательными в своих действиях и решениях.

В этот период закладываются такие личностные характеристики, как самодостаточность, умение принимать решения, уверенность в себе и своих силах. Важно в этот период выстраивать границы дозволенного у ребенка. Он должен понимать, что делать категорически нельзя, а где можно попробовать!

5.Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Наступает возрастной кризис в 6-8 лет.

В этот период:

?у ребенка появляется новая социальная роль – школьник

?ваш ребенок учится отслеживать свои чувства и эмоции

?возникает необходимость и потребность в коммуникации со сверстниками

В этом возрасте можно очень сблизиться со своим ребенком, если знать про возрастной кризис и уметь правильно приспособиться к нему.

4-й возрастной кризис – 7 лет

Что делать родителям в этот период:

✔понимать, что их авторитет уходит с лидирующего места. Это место с легкостью занимает учитель.

heart Кризис в отношениях

✔не обвинять ребенка в проявлении своих чувств и эмоций, учить более экологично их выражать

✔давать свободу выбора и действий

✔сократить до минимума помощь в учебном процессе

heart Кризис в отношениях

Однако это не значит, что не нужно помогать новоиспеченному школьнику! Но не надо самому лезть в школьные дела ребенка, делать уроки из-под палки, делать за него!

Помните, что именно в этом возрасте идет формирование внутреннего взрослого!

✔любить и принимать своих детей, какие они есть

✔быть готовыми выслушать своего чада без оценки

✔вера в силы и возможности ребенка

В этот период необходимо выработать список домашних обязанностей у вашего ребенка. Пусть это будут те дела, которые по силе ребенка и которые он сам готов выполнять. Не нужно навязывать их, без согласия и желания. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь за выполнение работы по дому, на которую он согласился. Если он не польет цветок, то тот может засохнуть, если не будет убираться на письменном столе, то может не найти нужную ему вещь и т.д.

Также во время этого возрастного кризиса нужно ставить условия ребенку такого плана:

“хочешь гулять – сначала нужно выполнить уроки”

“хочешь поиграть в планшет – убери сначала за собой посуду” и т.д.

Таким образом, вы не заставляете ребенка что-то делать, просто рассказывайте, что нужно сделать, что б получить желаемое.

6.Подростковый кризис (12-16 лет)

В этот период наблюдается большой скачок роста у ребенка, гормональные изменения.

Подросток ощущает перегрузки нервной системы, при этом он деятельный, неусидчивый. Все это ведет к повышенной утомляемости, переменам настроения. Девочки превращаются в девушек. Мальчики – в юношей. Взрослые дети пытаются привыкнуть ко всем изменениям и понять, как жить дальше.

Что нужно знать родителям:

✔в этот период для ребенка на 1-е место выходит его окружение, друзья. Поэтому так важно знать, с кем общается и чем занимается ваш ребенок

✔быть терпеливыми к вспышкам гнева и агрессии своего чада, понимать, что дети не хотят вам грубить, у них так выходит

✔найти в себе силы принять вашего взбунтовавшегося ребенка, его интересы, увлечения

✔в это время важно, что б у ребенка была своя комната. Если нет возможности выделить свою комнату, то хотя бы свой угол огороженный шторой, перегородкой, ширмой

✔ребенок должен знать, что родители его любят, ценят, принимают и желают ему добра.

heart Кризис в отношениях

✔терпеливо ждать, когда возрастной кризис у ребенка закончится

Если подростковый кризис не пережить в полной мере (например, родители очень строгие не давали свободы в выборе одежды, увлечений), то в полной мере он может проявиться после 20 лет и затянуться на 5 и более лет.

Также важно понимать, что дети-подростки могут уйти в наркотики и алкоголь, если родители очень авторитарны, если семья обеспеченная, и родителям просто некогда заниматься ребенком, если семья наоборот социально-неблагополучная.

7.Петрановская возрастные кризисы у детей

Людмила Петрановская – известный психолог, которая специализируется на воспитании детей.

Она на простом языке объясняет, что происходит с ребенком в тот или иной момент жизни, дает подсказки родителям, как себя вести. Автор известных книг “Что делать, если…”, «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».

Также Людмила Петрановская ведет тренинги и семинары про возрастные кризисы у детей. В этой статье мы представим основные выдержки с ее семинаров по каждому кризису.

Людмила Петрановская рассказывает, что ребенок не развивается линейно, что существуют скачки роста и развития. Наступает момент, когда ребенок может резко сказать “нет” на что раньше с легкостью соглашался. Родители, как правило, не успевают за изменением детей, не готовы к их кризисам. В нашей голове ребенок меньше, чем есть на самом деле. Родители испытывают стресс, т.к. не готовы к новому “изменившемуся” ребенку, они еще не решили, как себя вести.

alert Кризис в отношениях

?1-й кризис роды

Сепарация – выход ребенка “в свет”. Ребенок нуждается во внимании, в ручках.

?кризис 1-го года

К концу 1-го года ребенок учится сам передвигаться и понимает, что сам способен достать, что ему нужно.

В этот период он осваивает себя, предметы. Весь его день состоит из обучения. Но люди ему еще не интересны, осваивает пространство.

?кризис 3-х лет

В это время ребенок осваивает речь, происходит развитие коммуникации. Он начинает противопоставлять себя другим.

Ребенок становится капризным, упрямым, вредным. Теперь он умеет держать контакт с желаемым, его сложнее отвлечь. Но он еще не научился справляться с отказами родителей, с фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).

подборка “почему плачут дети”

3-х летка не может еще себя утешить и ему нужен рядом с собой мудрый взрослый, который ему поможет.

Еще этот кризис называют кризисом негативизма, в этот период происходит становление личности, чувств, умение вести себя в конфликте.

info Кризис в отношениях

Что нужно делать родителям:

✔использовать разные дружелюбные стратегии в отношении с детьми. Где-то настоять, где-то уступить, не устраивая ругательства внутри семьи или в обществе

✔проговаривать чувства ребенка, т.к. он еще не понимает своих чувств

✔дать опыт малышу, что делать, если что-то пошло не так, как хочется

✔дать возможность освободиться от своих негативных чувств. Разрешить поплакать, ударить подушку (но не кота и не маму!)

✔не обязательно давать все, что яростно просит ребенок, давать своим видом понять, ничего страшного не случится при отказе

✔выполнять роль сильного мудрого взрослого

?кризис 7 лет

Людмила Петрановская рассказывает, что кризис 7 лет в основном происходит внутри ребенка. Ребенок может не выражать свои чувства открыто. Правда это может вылезти через нервные тики, дерматит, другие виды проявления психосоматики.

✔Если раньше его поведение было более импульсивным, “полевым”, спонтанным, то в 7 лет созревают те участки мозга, отвечающие за волевое поведение. Таким образом в этот период детям приходятся постоянно “притормаживаться”, останавливать свои порывы. Особенно трудно приходится гиперактивным детям.

✔Теперь ребенок сталкивается с оценкой, т.к. в школе существует система оценок и сравнивание себя и других.

Ребенку нужно время, чтобы “переварить” оценочную систему и понять свою значимость, вне зависимости от школьных оценок. Хорошо, когда в семье благоприятная поддерживающая среда. Тогда ребенку можно поделиться с родителями своими переживаниями, адаптироваться к новым условиям.

Обычно этот период заканчивается благополучно к 8 -9 годам.

info Кризис в отношениях

?подростковый кризис

Подростковый кризис у ребенка считается самым бурным. У ребенка-подростка возникает необходимость в своих оценках, суждениях, планах на жизнь, в психической автономии от родителей.

Первые проявления подросткового кризиса начинаются в 11-12 лет, заканчиваются в 16-17 лет.

heart Кризис в отношениях

Во время подросткового кризиса:

  • у ребенка-подростка происходит глобальная перестройка мозга
  • он начинает думать о будущем
  • перестает жить только в настоящем времени
  • появляется мотивация
  • у подростка меняется представление о себе
  • он не может представить полностью картину последствий своего выбора
  • на эмоциональном уровне психологическое отдаление от родителей, поведение следования прекращается
  • ребенок-подросток не ориентируется на родителей, не разделяет их оценки.

Хотелось бы отметить, что интенсивность проявления и длительность возрастных кризисов у детей разные.

Это зависит от многих факторов: ✔от взаимоотношений внутри семьи ✔от темперамента и характера ребенка, ✔от подготовленности родителей и их знаний, ✔от внутреннего состояния родителя, его мудрости, ✔количества детей в семье

Источник https://www.baby.ru/wiki/krizis-4-let/

Источник https://zozhnik.ru/vse-vozrastnye-krizisy-v-nashej-zhizni/

Источник https://lucky-woman.com/vozrastnye-krizisy-u-detej/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кризис семейных отношений: причины и как преодолетьКризис семейных отношений: причины и как преодолеть

Кризис семейных отношений: причины и как преодолеть В каждой семье неизбежно наступает кризис семейных отношений. Не следует убегать от проблем и опускать руки, подавая заявление на развод. Главное правило –

Как пережить кризис семи лет в отношенияхКак пережить кризис семи лет в отношениях

GuruTest Кризис семи лет отношений: семь способов сохранить близость в отношениях с мужем Кризисы случаются у большинства пар, которые находятся вместе длительное время. В такие периоды отношения между влюбленными дают

Самые опасные кризисы в отношенияхСамые опасные кризисы в отношениях

Самые опасные кризисы в отношениях В семейной жизни присутствуют наиболее "опасные" периоды, когда брак оказывается под угрозой. Чтобы семейная лодка не перевернулась, нужно быть максимально готовыми к трудностям этих этапов.