Соотношение мужчин и женщин в России и мире

Содержание

Соотношение мужчин и женщин в России и мире

Важно ли знать соотношение мужчин и женщин в стране? Ответ однозначный: да. От этой пропорции напрямую зависит количество браков и демографическая ситуация.

pol2020god Отношения

Демография

Демографическая обстановка в России в последнее время заметно улучшается. Недавний демографический взрыв улучшил статистику рождаемости. Политика государства по поддержке молодых родителей дает результаты. Вклад внесли жители Крыма, ставшие россиянами, увеличив миграционный поток.

Согласно статистике, в 2019 численность населения России составляет 146 580 176 человек, 1,88% населения Земли. Она занимает девятое место, это лучший показатель за последние 20 лет.

Проблема заключается не только в рождаемости. Показатель смертности ежегодно увеличивается, необходимо решение на государственном уровне.

chisl naselen Отношения

Население

Статистика разных возрастов показывает, мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек. Со временем ситуация меняется. Уже к тридцати годам представителей сильного пола становится на 6-8% меньше представительниц слабого пола.

Смертность сильного пола больше. Проблема России в нехватке мужской силы кроется не в низкой рождаемости, а в высокой смертности. Подобную ситуацию в России можно увидеть, проанализировав соотношения полов.

zm2019 Отношения

Мужчины

Короткая продолжительность жизни. Всего тридцать лет. Показатель самый низкий в мире. Русский парень имеет самую непродолжительный срок жизни.

Женщины

Самые одинокие в России — дамы, достигшие семидесяти летнего возраста. По статистике, их число почти в три раза превышает количество парней. Продолжительность жизни в среднем достигает пятидесяти лет.

Соотношение по возрасту

Для измерения показателя создается возрастно-половая пирамида. Показывает диспропорцию полов в Российской Федерации. В России ситуация сложилась так, что людей пенсионного возраста становится с каждым годом больше. В основном это пожилые одинокие дамы. На втором месте возраст 30-34.

iagvozr Отношения

Мальчиков рождается больше. Далее показатель уравнивается. К тридцати пяти число девушек превышает. Максимальный показатель достигается к семидесятилетнему возрасту, превышение практически втрое.

В роддоме на 1000 малышей мужского пола приходится 950 девочек. Пик смертности мужчин наступает в 30-34, тогда как у женщин только к 50. К тридцати в России на 1000 парней уже 1020 девушек.

po vozrast Отношения

Соотношение по полу

Половой состав населения определяется в процентах. Проблема преобладания прекрасного пола в России стабильна на протяжении столетий. Понятно, что войны уносят жизни мужского населения, но и в мирное время разница ощутима.

Современная возрастно-половая пирамида складывалась веками и является следствием различных экономических и политических потрясений. Социальные потрясения усиливают диспропорцию полов. Влияние оказывает сдвиг возрастного состава населения.

vprc Отношения

В 1959, мужчины составляли 45% населения, женщины 55%. В 2010 российская статистика показала ухудшение показателя соотношения полов. Возросла смертность мужского населения трудоспособного возраста. В 2018 соотношение составляет 46% / 54%.

Статистика по регионам

По данным статистики в каждом регионе пропорция мужчин и женщин разная. Но наблюдается такая тенденция, что чем благоприятнее климат, тем больше процент представительниц прекрасного пола. И наоборот, чем суровее условия, тем с большей вероятностью можно утверждать, что мужчины будут лидировать.

oblasty Отношения

Некоторые данные по областям:

  • Город Москва – 5829,4 тыс. М (46,2%), и 6785,9 тыс. Ж (53,8%). На 1000 М, 1164 Ж.
  • Ивановская область – 453,6 тыс. М (45,2%), и 550,6 тыс. Ж (54,8%). На 1000 М, 1214 Ж. На протяжении многих лет является лидером в разности полов.
  • Калининградская область – 470,9 тыс. М (47,0%), и 531,3 тыс. Ж (53,0%). На 1000 М, 1128 Ж.
  • Чукотский автономный округ – 25,2 тыс. М (50,8%), и 24,5 тыс. Ж (49,2%). На 1000 М, 970 Ж.
  • Город Санкт-Петербург – 2437,9 тыс. М (45,3%), и 2946,0 тыс. Ж (54,7%). На 1000 М, 1208 Ж.

Процент мужского населения:

  • Приморский край (47,8%).
  • Краснодарский край (46,3%).
  • Красноярский край (46,7%).
  • Республика Дагестан (48,3%).

Данные предоставлены федеральной службой государственной статистики. Вывод в том, что по регионам ситуация практически одинаковая. Единственный регион, где количество представителей сильного пола преобладает — Чукотский автономный округ. Во всех остальных местах показатель значительно ниже.

Жители села и города распределяются по полу неравномерно. Статистически подтверждено, что в селе больше мужчин, а в городах преобладают женщины.

vozrast1 Отношения

Прогноз

Наблюдается тенденция прироста мужского населения. По прогнозам Госкомстата, ситуация в ближайшие 10 лет будет меняться. Через двадцать лет в России сильного пола будет больше.

Ситуация в мире и сравнение

В мире соотношение полов примерно равно. На каждые сто женщин в среднем в мире приходится 101,8 мужчин. И количество мужчин в мире с каждым годом растет. Но данное распределение крайне неравномерное. Например, в Арабских странах парней гораздо больше. Этого не скажешь о странах Европейских, особенно о бывших СНГ.

В Германии так же, как и в России, пропорция полов неравная. Женщин больше чем мужчин. Эта тенденция неизменно держится со времен Второй мировой войны. Но разница с годами сокращается, поэтому возможно, что уже в ближайшем будущем диспропорция полов будет сведена к нулю.

В Китае сильной половины значительно больше, примерно на сорок миллионов. Такая статистика достигнута благодаря особой селективной политике государства. За жизнь новорожденной девочки в этой стране не борются, а даже напротив, рекомендуют оставлять в роддоме или на улице. Тогда как рождение мальчика подкреплялось дотацией от государства. В результате китайцы столкнулись с проблемой деторождения и такая политика была прекращена.

В Индии женщин меньше на 38 миллионов человек. Здесь девушек не уважают, часто применяют к ним насилие. Поэтому девушки с удовольствием покидают родную страну. Так же как и в Китае здесь не любят, когда в семье рождается девочка. И при любой патологии перестают бороться за ее жизнь.

В разных штатах США ситуация соотношения полов различная. В Сан-Франциско и Техасе мужчин больше, почти в полтора раза. Связано это с тем, что в данных штатах предложений высокооплачиваемой тяжелой работы больше. Уезжая на работу из своего родного штата, представители сильного пола редко возвращаются. Количество мужчин растет.

В Японии показатель соотношения полов практически равен единице. Одна из немногих стран, где можно наблюдать численное равенство.

В Канаде преобладание сильного пола обусловлено тем, что девушки уезжают учиться и работать в соседние страны. Несмотря на то, что страна развита, представительницы женского пола предпочитают покинуть родную страну. Возможно, выбрав более мягкий климат.

Несмотря на то, что процентное соотношение полов в мире примерно одинаково, важно поддерживать равенство в каждой отдельной стране, в отдельном регионе. От этого зависит демография и экономика.

«Психология женщины и психология мужчины» Женщина и мужчина различий Ведение

С помощью отношений люди удовлетворяют свои основные потребности: получают поддержку, одобрение, взаимопонимание. Благополучность отношений зависит от совпадения у влюбленных представления о взаимоотношениях. Предсказуемо представители обоих полов хотят получить:

  1. Эмоциональную близость. Включает поддержку, восхищение, заботу, готовность выслушать, помочь. Мужчины нуждаются в ней не меньше, чем женщины, просто реже говорят об этом.
  2. Совместное ведение быта. Выполнение домашних обязанностей — неприятная рутина, но избавиться от нее невозможно. Поэтому нужно сразу оговорить, кто отвечает за уборку, готовку, другие бытовые потребности, кто зарабатывает деньги для семьи.
  3. Совпадение сексуальных предпочтений. Интимная часть отношений важна для всех. Женщину принято считать сексуально пассивной. Это — просто предрассудок, мешающий нормальной интимной жизни. Скованность и отстраненность любовницы разочарует пылкого поклонника, оставит партнершу неудовлетворенной.
  4. Удачный выбор партнера поднимает социальный статус. Для каждого важно быть принятым, уважаемым коллективом, поэтому подсознательно все хотят заполучить партнера, который этому поспособствует.
  5. Подтверждение своей ценности. Близкие отношения благоприятно влияют на психическое здоровье. Чувствовать себя нужным, любимым приятно и полезно — это поднимает настроение, повышает самооценку.

Каждого заинтересовавшего кандидата представители обоих полов оценивают по собственной шкале. Чем больше совпадений со списком требований, там выше шансы получить взаимные отношения.

Особенности восприятия. Интуиция. Наблюдательность.

В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что «мужчина любит глазами, а женщина — ушами». По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают. Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах. Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор — купить или нет. В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент «я чувствую, что это так» — из женского арсенала. Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит «я чувствую, что у него кто-то есть» (имея в виду соперницу) — в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство. Еще Р. Киименг о. Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного. Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий «в яблочко» не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях — очевиден. Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее «теряет голову», а вместе с этим и наблюдательность. У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется. Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою «половину», хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина молчит, боится обострять отношения.

Отношение мужчины к женщине

Мужчины меняют отношение к женщинам в зависимости от возраста, социального статуса, особенностей воспитания. Юные парни стремятся соперничать: чем больше девушек — тем выше социальный статус. От парней бесполезно ждать серьезных отношений, они предпочитают легкое, развлекательное времяпровождение. Это особенность возраста, которую нужно принять. Случаются исключения — юноши, изначально настроенные на длительный роман, но это большая редкость.

Период активной «охоты» заканчивается к 20–25 годам. Повзрослевший юноша понимает: пора задуматься о будущем. Ищет девушку, разделяющую его взгляды и стремления, заинтересованную в построении карьеры. Иногда период увлечения непродолжительными связями затягивается до 30 лет. Распознать такого мужчину легко — он инфантилен, боится ответственности, предпочитает предоставить женщине главенство. Карьера ему безразлична, он плывет по течению. Женщине-лидеру такие отношения предпочтительны, но мягкой ведомой девушке нужен зрелый мужчина.

После 30 лет мужчина остепеняется, на первый план выходят размышления о семье. Спутница зрелого мужчины должна быть готовой к созданию семьи, ведению быта, воспитанию детей. Причиной разводов в сознательном возрасте становится разное представление о семейной жизни: если один супруг настроен только на карьеру, другой будет чувствовать себя обделенным, обманутым.

Создать гармоничные отношения могут только люди, чьи жизненные интересы совпадают. Поэтому прежде чем строить далеко идущие планы, нужно точно узнать о намерениях партнера.

Гендерная психология: правда или обман

Многие люди называют гендерную психологию лженаукой и утверждают, что женская и мужская психология практически не отличаются друг от друга. Деление психологических особенностей на две части в зависимости от пола очень условное, так как те или иные черты могут присутствовать в характере как мужчины, так и женщины. Но есть здесь и доля истины, которая связана с разницей в анатомии. В формировании эмоций, мышления и отношения к конкретным ситуациям немаловажную роль играет гормональный фон, который у женщин и мужчин абсолютно разный.

На психологию представителей разных полов наложили отпечаток и другие аспекты – нормы поведения, роль в исторических событиях, правила жизни и многое другое. Поведение человека в той или иной ситуации зависит как от пола, так и от других факторов (воспитание, социальный статус и т.д.), но для женщин и мужчин характерна одна общая линия.

Проявление чувств

Мужчины менее эмоциональны, чем женщины. Эта разница объясняется объективными и субъективными причинами:

  1. Гормональный фон. Менструальный цикл сопровождается постоянным изменением гормонального фона женщины. Беспричинная угнетенность, раздражение или подавленность появляются во время ПМС, овуляции, непосредственно в период менструации. Проявления могут быть незначительными, но некоторым девушкам очень сложно переживать резкие перепады настроения.
  2. Особенности характера. Склонность к бурным эмоциональным реакциям зависит от темперамента — врожденных особенностей нервной системы. Ее нельзя изменить, поэтому одни люди с детства более общительные, открытые, другие — замкнутые, отстраненные.
  3. Разница методов воспитания. Детям предъявляют разные требования. Девочек опекают, поощряют инфантильность и активное проявление эмоций. От мальчиков ожидают серьезности, собранности, контроля эмоций.

В результате, мужчины вырастают с уверенностью, что эмоциональность — прерогатива женщин. Они привыкают выражать отношение и привязанность делами: заботой, готовностью помочь, предоставлением защиты.

Молодые девушки, встречая заинтересовавшего мужчину, ждут от него комплиментов, обожания, восхищения их красотой. Если мужчина также не опытен, он будет отмалчиваться, не понимая, чего от него ждут. Девушка испытывает разочарование, переживает, нервничает, мужчина — раздражается, дистанцируется.

Как вести себя с мужчиной

В пособиях, написанных псевдопсихологами, девушкам советуют использовать манипуляцию, как верное средство покорения мужчины. Если бы это действительно помогало, счастливых семей было бы гораздо больше.

Манипуляция — это скрытая форма вранья. Прежде чем использовать ее для создания отношений, девушка должна решить, действительно ли она хочет этого. Манипулирование предполагает, что мужчина изначально не способен на честные отношения, ему нельзя доверять, лучше — обмануть первой. Играть, провоцировать, заставлять ревновать, переживать, сомневаться. Часто эта стратегия приносит результат — заинтригованный мужчина пытается разгадать загадку. Но это нельзя назвать влюбленностью или интересом к личности. Как только девушка ослабит хватку, изменит стиль поведения — заинтересованность пройдет.

Откровенную манипуляцию легко распознать. Мужчина, раскусив лживые намерения, ожидаемо предпочтет заранее обмануть или просто исчезнет, предоставив девушке догадаться, где она ошиблась. Манипулирование изначально предполагает, что партнер безответственный, глупый, эгоистичный, поверхностный. Если мужчина действительно такой — заводить с ним отношения просто опасно. Любого нормального мужчину такое отношение оскорбит.

Основа здоровых отношений — доверие. Игра в коварную добычу и недогадливого охотника приводит к скандалам, взаимному разочарованию, страху перед новыми отношениями.

Никто не умеет читать мысли другого, угадывать желания, понимать мотивы поступков. Откровенные разговоры — единственное средство прийти к взаимопониманию.

Как добиться взаимности

Считается, что первый шаг должен сделать мужчина. Но представители сильного пола тоже боятся отказа и пренебрежения. Поэтому они не делают активных попыток сближения, пока не убедятся, что женщина испытывает к ним чувства.

Чтобы дать любимому понять о серьезности своих намерений, девушке следует:

  1. Уважать его личное пространство. Каждому нужно время от времени побыть наедине с собой. У мужчины такая потребность развита сильнее. Находясь один на один со своими мыслями, они избавляются от нервного напряжения. Пытаться завести серьезный разговор в такие моменты вредно — мужчина решит, что его чувствами пренебрегают.
  2. Говорить прямо, без намеков. Конфликты нужно решать сразу. Возникшее недопонимание нужно обсудить, не предлагая мужчине догадываться, чем недовольна его любимая.
  3. Не устраиваться выяснение отношений из-за ерунды. Скандалисты раздражают. Чем чаще они предъявляют претензии, тем больше напряжения и недовольства накапливается. Чтобы решить спорную ситуацию, нужно уметь забывать о собственном эгоизме, искать компромисс.
  4. Привлекать к бытовой работе. Совместная территория — главный признак серьезных отношений. Когда парень понимает, что девушка на него рассчитывает, он чувствует себя полноправным хозяином дома, постепенно привыкает к роли семьянина.
  5. Быть откровенной. Лучший способ получить желаемое — честно сказать об этом. Если девушка хочет серьезных отношений, гораздо полезнее сказать это прямо. Так она сразу узнает, можно ли рассчитывать на ответные чувства, решить, как лучше себя вести в случае отказа.

Важно соблюдать баланс между решительностью и напористостью. Мужчины любят инициативу, но предпочитают оставлять решение за собой. Нельзя давить, требовать, шантажировать. Больше всего партнер ценит свободу, покушения на нее не прощает. Женщина, уважающая эту особенность, всегда будет выигрышно выделяться на фоне других.

Мужское и женское: основные отличия

Женщина вовлекает мужчину, чтобы мужчина добивался ее — сам.

Фильм «История о нас»

Мужское — это натиск и напор. Женское — расслабление и принятие.

Прямота и напор — мужское поведение.

Фильм «Женщина. Человек»

Женщины любят бояться. Женщины бояться — умеют. Чего только не боятся женщины!

​​​​​​​​​​​​​​Мужское и женское — два полюса, между которыми живем с вами мы, конкретные люди. Едва ли кто-то из мужчин воплощает в себе полностью Мужское, а какая женщина является только и полностью Женщиной, каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и феминные качества.

Вам будет интересно  Как влюбить в себя мужчину. Что мужчинам нравится в женщинах

Разница в психологии двух мужчин может быть большей, чем разница между мужчиной и женщиной. Это так, однако любой руководитель знает, что мужской коллектив отличается от женского, что с должностью руководителя лучше справляются мужчины, а на работу кассира лучше брать женщину. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. К особенностям психологии мужчин и женщин исследователи чаще относят следующее.

Воля обычно более развита у мужчин, чем у женщин. Женщины чаще более эмоциональны, мужчины — более волевые. Есть тенденция уменьшения этой разницы между женщинами и мужчинами, и за счет того, что женщины становятся более волевые, и в большей степени вследствие феминизации мужчин.

Мужчины более чем женщины, независимы от внешнего окружения, чаще испытывают эмоцию вины, а не стыда, и более подвержены обсессивным расстройствам и паранойе. Женщины, в отличие от мужчин, чаще испытывают эмоцию стыда и именно поэтому более подвержены депрессии и истерии. Женщины более зависимы от внешнего окружения, чем мужчины (Изард К.Э. «Психология эмоций»).

Сравнительно с мужчинами, женщины чаще имеют более низкую самооценку, меньшую доминантность, большую чувствительность, меньшую доверчивость, меньшую практичность, большую тревожность, больший консерватизм, более низкий самоконтроль, большую напряженность.

— Росс меня поцеловал!

Женщины более стрессоустойчивы, чем мужчины, легче переносят напряжение и разрыв в отношениях (хотя по видимости нередко кажется наоборот). При напряжении, угрозе разрыва и разрыве женщины ведут себя более демонстративно.

Они ворчат, когда мужчины молчат. Плачут, когда мужчины делают вид, что все нормально. Женщины чаще мужчин грозят самоубийством и чаще идут на демонстративные самоубийства, в то время как процент финальных самоубийств существенно выше у мужчин.

Существует множество исследований, фиксирующих те или иные особенности мужчин и женщин в современном обществе, однако бессистемное перечисление тех или иных черт, более присущих мужчинам или женщинам, в малой степени способствуют пониманию сущностных особенностей мужского и женского начала. Переходя от случайного перечисления отдельных черт к концептуальному описанию основных отличий Мужского и Женского начал, можно выделить следующие позиции.

Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир. Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата.

В центре внимания женщины — она сама. Задача женщины — привлечь к себе, ее внимание всегда на себе, она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания.

Мир женщины — мир чувств и человеческих отношений. Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия — не предметный мир, а отношения. Женская задача — создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями. У мужчин инструментальные ценности и стремление добиться объективного результата, у женщин — ценности экспрессивные, стремление к эмоциональной гармонии.

Мужчина предпочитает действовать, в то время как женщина живет внутренним, живет чувствами. Мужчина — это внешнее, это действие, это поведение. Мужчина, как и женщина, чувства и переживания имеет, но ему это или не важно, или воспринимается как некое постороннее обстоятельство. А для женщин именно чувство, переживание, все внутреннее является самым главным и настоящим.

Встающие перед ними жизненные задачи, мужчины и женщины решают принципиально по-разному. Мужчины любят придумывать новое, создавать еще несуществующее, конструировать и творить, им нравятся техника и технологии. Женщины любят уже придуманное доводить до ума, до практического использования и бытового удобства, а в выборе между искусственным и естественным они всегда выберут природное, естественное.

Используя историческую метафору, мужчины — это мастеровые, женщины — это собиратели.

Для мышления мужчины характерна определенность и нередко излишняя абстрактность, искусственность рамок его мышления, для женщины — размытость, большая конкретность и естественная текучесть. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью. Мужчина чаще опирается на логику, ранее выработанные принципы и правила, независимо от того, выгодно это ему или нет. Женщина ориентируется на свою интуицию, чувства и ощущения, которые возникают у нее здесь и сейчас, и, как правило, под ситуативные задачи, выгоды и интересы. Если мужчина что-то задумал, он может быть волевым и последовательным, женщина чаще импульсивна и готова изменить свое решение.

В чудеса склонны верить преимущественно женщины. По статистике на 2020 год, к эстрасенсам обращались 4% мужчин и 67% женщин.

По мотивам и настроению, мужчины — это смелость, спокойствие, уверенность, любопытство, интерес и настрой на развитие. Женщины — это страхи, тревоги, переживания, опасения и забота о безопасности. Мужская стратегия — идти вперед, искать новое, быть разведчиком, развиваться, желание оказаться первым, победить! Женская стратегия консервативна, ей важно сохранить имеющееся, она предпочтет быть не первой, а — за первым. Мужчине интересно приобрести новое, женщина — боится потерять то, что есть.

При столкновении с препятствиями мужской стиль — решительность, преодоление, прямота и сила. Мужчина чаще всего — Силовик. Тот, кто хитрит и ищет обходные пути — может быть эффективным, но это не мужское. Мужское движение — это воля, энергия напряжения, преодоление сопротивления. Мужчины предпочитают явное лидерство, женщины — скрытое.

Мужское и женское в различных областях

Мы — разные. Мужское и женское — не как биологический пол, а как гендер — ярко проявляют себя в самых различных областях. Есть мужской и женский стиль в науке, у мужчин и женщин разный взгляд на личность, личностный рост и развитие, у них разные потребности в любви, мужчины и женщины по-разному относятся к лечению… См.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Проявление любви мужчины

Чтобы правильно понять намерения любимого, нужно помнить о разнице способов проявления любви мужчины и женщины. Любовная психология показывает, что женщины больше всего ценят условную романтику, мужчины — конкретные действия.

Понять, что мужчина действительно влюблен, можно по его поведению. Любовь проявляется через:

  1. Внезапную неловкость. Самоуверенный мачо рядом с объектом искренней заинтересованности становится нервным. Он усиленно старается произвести впечатление, от чего волнуется еще больше.
  2. Безосновательную ревность. Мужчине приятно, когда его спутница привлекает внимание — это значит, что из всех вариантов он выбрал лучший и желанный. Но злоупотреблять этим не стоит — каждому хочется быть единственным для своего любимого.
  3. Повышенное внимание и забота. Партнер может дарить подарки любовнице, но никогда не согласится отвезти ее кота к ветеринару или помочь переставить мебель.
  4. Знакомство с друзьями. Мнение друзей для мужчин очень важно. Если он готов продемонстрировать избранницу друзьям, значит, она действительно много для него значит.
  5. Планы на будущее. Брак для мужчины ассоциируется с совместным проживанием. Если он покупает коврик для прихожей, готов обсуждать цвет штор — можно подыскивать будущую общую квартиру.

На ранней стадии отношений говорить о серьезности рано. Понять, действительно ли это любовь, можно спустя 4–6 месяцев. За это время первое очарование проходит, отношения заканчиваются, либо переходят на новый уровень, становятся взрослее, серьезнее.

Различия в отдельных способностях

У женщин лучше вербальные способности, скорость и точность восприятия, тонкие движения. Мужчины лучше выполняют пространственные и количественные тесты, тогда как женщины ориентируются на местности по предметам, а не по карте. Женщины классифицируют предметы по формальным признакам. Например, на вопрос: «Какая у вас машина?» женщина может ответить: «Зелёненькая», забыв упомянуть модель, год выпуска и прочие существенные особенности автомобиля. Отметим два широко распространенных заблуждения относительно вербальных способностей. Часто говорят (и пишут) о лучшем «вербальном мышлении» женщин. Это неправильно. Не всё то мышление, что вербальное. Лучше использовать термин «вербальная активность». Большая вербальная активность женщины проявляется, например, когда она что-то просит. Женщина использует развёрнутое предложение, с вводными словами, полным построением фразы. Мужчина в аналогичной ситуации ограничивается мимикой, жестами и мычанием. Объясняя какое-то понятие, женщина использует речь, а мужчина предпочитает нарисовать схему или график.

Другим распространенным заблуждением является мнение о том, что женщины болтливы. Измерения, проведённые с максимальной точностью, показали, что среднее количество слов, произносимых мужчиной и женщиной за день или за неделю, одинаково.

Различие заключается в ситуациях, которые сопровождаются вербальной активностью. Мужчина не будет вести с другом долгую беседу по телефону, он предпочтёт шумное общение с широким кругом собеседников.

Большая социальная активность мужчин объясняется опять-таки разным энергетическим бюджетом двух полов. Женщины более эгоцентричны и проявляют меньшую социальную активность, тогда как мужчины могут позволить себе тратить часть энергии не на воспроизводство, а на такую активность, которая не сулит конкретных выгод в ближайшем будущем.

«Трое мужчин — это уже общество, две женщины — это уже некая тайна. Тайна мужчин — коллективная тайна; это тайна заговорщиков, тайна масонов или совета министров. Тайна женщины глубоко интимна; это тайна пана Х или пани Y» (Карел Чапек. Тайна).

Главным половым отличием когнитивных способностей является ригидность (жёсткость, твёрдость, неэластичность) мужчин и интуитивность женщин.

Мужской интеллект ригиден, женский интеллект интуитивен

Ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый) — в психологии термин служит для обозначения невозможности личности адаптироваться к новым условиям, продиктованным объективными изменениями извне.

Мужчины лучшие хирурги, чем женщины, а женщины лучшие диагносты, чем мужчины. Это различие связано не только с разной стрессоустойчивостью, но и с особенностями познавательных способностей.

Мужчины хуже ставят диагноз, потому что они любой объект изучают, стараясь отнести его к какой-то уже знакомой категории. Если это не удается, то объект анализируется, т.е. расчленяется на компоненты, каждый из которых, в свою очередь, уже классифицирован.

Разница при познании нового у мужчин и женщин

Рисунок Дюрера иллюстрирует особенности мужского способа познания. Художник учиться рисовать, разбивая поле зрения на квадраты, и последовательно перенося на бумагу содержимое каждого квадрата. Такой же процесс идет при познании любого объекта, даже умозрительного: в процессе анализа выделяются отдельные признаки объекта. Женщина же воспринимает объект как целое.

Женщина воспринимает объект в целом. Женщина интуитивна. Это означает, что она подчас (как правило) не может объяснить последовательный ход логических рассуждений, который привел её к определённому решению. Но на принятие этого решения влияют все особенности изучаемого женщиной явления. Мужчина же часто, найдя в своём интеллекте определённую ячейку для некоего феномена, уже не обращает внимания на многочисленные частности — решение принято! И заставить его изменить принятое решение уже очень сложно.

Способность отмахиваться от деталей, подчас даже игнорировать явные факты, дает возможность части мужчин создавать фундаментальные научные теории.

В большинстве случаев женщина обладает лучшим чутьем и интуицией в отношении выявления и разрешения разного рода проблем, а мужчина обладает лучшей способностью осмысленно объяснить то, что женщина знает интуитивно, но не способна объяснить.

Представители обоих полов по-разному мотивированы распределением целей на хронологической оси.

Распределение мужчин и женщин по долгосрочности целей, мотивирующих их поведение

Распределение мужчин и женщин по долгосрочности целей, мотивирующих их поведение.

Следовательно, мотивация тех или иных решений, идущая с бессознательных уровней психики у мужчины и женщины, объективно разная. Вследствие этого многие цели стратегического характера, удалённые в будущее, женщинам неинтересны, а мужчинам не интересны скоротечные «бытовые мелочи». Именно поэтому во многих ситуациях мужчины и женщины не всегда способны понять друг друга, начиная с вопроса о целесообразности покупки того или иного ювелирного украшения и кончая проблемами политики государства.

Как мужчина выбирает жену

Любимая женщина — это социальный статус, последняя ступень перед замужеством. К браку большинство мужчин подходит очень серьезно. Создание семьи — ответственный шаг, даже после нескольких лет отношений мужчине сложно решиться сделать предложение.

В своей будущей спутнице жизни мужчина ищет:

  • готовность взять на себя определенные бытовые обязательства;
  • мягкий стабильный характер, умение договариваться;
  • любовь к детям;
  • уважение к партнеру;
  • стремление к стабильности;
  • умение поддерживать беседу;
  • схожесть темпераментов.

Чтобы поскорее получить долгожданное предложение, женщине нужно максимально соответствовать представлениям своего любимого об идеальной супруге. Но часто мужчина отказывается прямо обозначить предпочтения, женщине приходится угадывать ожидания методом проб и ошибок. Чтобы не испортить отношения излишней назойливостью, психологи советуют понаблюдать за его отношениями с мамой. Она — идеальная женщина большинства мужчин, ее черты он ищет в любимой девушке, перенося любовь и трепетное отношение. Мнение матери может быть решающим. Можно уверенно сказать: благосклонность будущей свекрови — гарантия скорого брака.

Женщина и мужчина: отношения сквозь века

«В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4:27)

Приблизительное время чтения: 30 мин.

В одной замечательной книжке очень верно подмечено, что большая часть литературы написана либо об отношениях человека с Богом, либо о любви мужчины и женщины, которая тоже как бы является продолжением того, что Бог есть Любовь. Одно это придает взаимоотношениям мужчины и женщины «особый статус», поднимает их над мирской суетой и выделяет из мира природы.

Вместе с тем, именно эти отношения проще всего опошлить, исказить, разрушить. А ведь так важно, чтобы в отношениях мужчины и женщины существовала бы гармония. Мы предлагаем вашему вниманию статью, в которой сделана попытка осмыслить развитие взаимоотношений мужчины и женщины в истории.

Недавно мне пришлось разговаривать со своей бывшей студенткой, которую я не видел несколько лет. Рассказывая о своем житье-бытье, она вдруг произнесла: «Два года просидела с ребенком, на работу не выходила. Так стыдно! Надо срочно чем-то заняться!» Эти слова довольно точно передают царящие в современном мире умонастроения. Умонастроения новые, ставящие многие вещи с ног на голову. Материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления. Подобные изменения не могут не затронуть и мужчин, и семью, и общество в целом.

Проще всего занять крайние позиции: попытаться отмахнуться от современных изменений, призывая вернуться к идеалу «Домостроя», либо, напротив, не раздумывая и не сомневаясь, отдаться «духу времени», не пытаясь разобраться, откуда он дует и куда вынесет. А разобраться, наверное, все же стоит. Хотя бы потому, что в конечном итоге цена всех подобных перемен — это разрушенные или, наоборот, налаженные человеческие взаимоотношения. И здесь, чтобы лучше понять настоящее и оценить будущее, стоит заглянуть в прошлое. Действительно, прежде, чем окончательно решать, что плохо, а что хорошо, а также определиться с тем, кто виноват и что делать, давайте попробуем разобраться в том, как было и как все менялось. Конечно, разрешить в одной статье проблему «мужчина-женщина» — все равно, что объять необъятное. Поэтому автор не претендует на какое-то окончательное решение вопроса, а просто предлагает читателю свои размышления, основанные на изучении различных религий и культур.

А был ли матриархат-то?

Большинство известных нам древних культур — культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве.

Что же касается матриархата — общественного устройства, в котором главенствующее положение занимает женщина, то на сегодняшний день представления о существовавшем когда-то «царстве женщин» многие ученые считают явным анахронизмом.

По мнению других специалистов, существование в давние времена матриархата подтверждается некоторыми мифологическими сказаниями. Прежде всего речь идет о встречающемся во многих древних культурах почитании женского божества — великой богини-матери, какой была, например, древнеегипетская Исида, или «женской триады» (праматерь — женщина — дочь), которая встречается в греческой мифологии (Рея, Деметра и Персефона).

Согласно мнению современного православного богослова диакона Андрея Кураева, свидетельство о первоначальном «матриархальном» характере отношений между полами встречается даже в . Библии! Именно так, считает отец Андрей, следует интерпретировать знакомую всем фразу из второй главы ветхозаветной Книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; будут два одна плоть» (Быт. 2: 24). В словах о том, что именно мужчина оставляет семью и приходит в дом к женщине — а не наоборот, как было в большинстве последующих культур, — православный богослов видит указание на матриархальный порядок устройства общества. [1]

Трудно сказать, насколько правомочно подобное обобщение этого текста, однако вполне очевидно, что библейский рассказ о сотворении человека не дает никаких оснований для устоявшихся на бытовом уровне представлений об изначально бесправном положении женщины. Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра — единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Остроумие — это ведь острота ума, а умному, образованному человеку пристало бы знать, что древнееврейское слово «цела», которое в русской Библии переведено как «ребро», означает не только «ребро», но и «часть», «грань». В данном конкретном случае — эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию, которая отличает прежде всего женщину. Поэтому с помощью данного примера можно доказывать не столько превосходство мужчины, сколько обратное. Даже факт создания женщины вызван тем, что само по себе существование первого человека не является еще законченностью творения; нет пока полной гармонии: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18).

Во многих толкованиях на Книгу Бытия справедливо говорится о том, что искуситель обращается сначала к Еве, потому что, скорее всего, она быстрее была способна поддаться соблазну. Такая точка зрения вполне оправдана, при этом она не исключает и некоторых нюансов ситуации. Так, например, христианский мыслитель XX века Павел Евдокимов видит в факте творения женщины указание на метафизическое значение женской природы, которое, по Евдокимову, заключается в том, что «в религиозной сфере именно женщина есть сильный пол» [2] . Действительно, если женщина во всем слабее мужчины, вряд ли потом она сможет искусить Адама. Так, слабость в конечном итоге может обернуться силой. Сатана через змия обращается к Еве потому, что ее легче уговорить, но еще и потому, что она способна убедить мужа также вкусить плод. (Это как в драке: сначала нужно ударить самого физически сильного противника. При этом по другим параметрам он может быть слабее других: глупее, наивнее и т.д.) Женщина, более склонная к соблазну, более, быть может, беззащитная перед соблазном, оказывается сильнее эмоционально, способна ввергнуть в соблазн и мужчину.

Вам будет интересно  Как разнообразить постное меню

Потом с первыми людьми, согласно библейскому повествованию, происходит трагедия. Не поверив Богу, Адам и жена совершили поступок, исказивший их первоначальную, естественную природу: стали смертными и попали в глубокую, непреодолимую зависимость от греха. Результатом грехопадения стал не только разрыв человека с Богом, но и изменение во взаимоотношениях мужчины и женщины. Эмоционально-чувственная женщина первой поддалась на призыв соблазнителя и, искусившись, повлекла за собой и мужчину. Равновесие было нарушено, мужчина получил над женщиной власть, которая, вполне вероятно, ранее ему не принадлежала. По мнению диакона Андрей Кураева, окончательное верховенство мужа над женой появляется только после грехопадения, о чем свидетельствует факт наречения имени жене — Ева. Православный богослов справедливо замечает, что наречение имени есть властный акт, дающий имя должен иметь на это право. Поэтому неслучайно наречение имени происходит после грехопадения. [3] По существовавшему в древних культурах обычаю, нарекающий имя, во-первых, уже обладает властью, а во-вторых, становясь тем, кто дает имя, получает дополнительную власть. Так сбывается Божье повеление: «И к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:10).

И все же однозначно и жестко на «вопрос власти» ответить не так просто, ведь женщина изначально сотворена как помощник мужчине («И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18)), поэтому уже здесь можно предположить определенную власть мужа над женой. Этот же мотив звучит и в словах Адама: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2:23) — на древнееврейском «иш» и «иша». Кстати сказать, некоторые толкователи усматривают в «иша» первое имя (название) Евы, которое дает жене Адам. В любом случае, нельзя не согласиться с мнением Кураева, что в библейском описании творения женщины нет оснований для традиционного в мифологическом мышлении полярного противопоставления мужского женскому. А святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Книгу Бытия» подчеркивает, что жена была «равна по достоинству» мужу. [4] Итак, нормальные, идеальные, гармонические отношения, которые существовали между мужчиной и женщиной до грехопадения, расстроились. Причиной грехопадения и последовавшего за ним изменения отношений первых людей друг к другу стали . зависть и нелюбовь! Человеческое счастье в Эдеме «возбудило ненависть того, кто сделался неспособен любить и для кого ненависть составляет теперь существенную особенность его характера и служит началом всей его деятельности — ненависть сатаны». [5] Грехопадением зло проникло в гармоничную дотоле жизнь человека. И если после творения женщины Адам радостно восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23), то после грехопадения в ответ на вопрошание Бога, не ел ли он плодов с дерева, первый мужчина лукаво отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плодов от дерева, и я ел» (Быт. 3:12), малодушно сваливая всю вину за произошедшее на Бога и на женщину. С тех пор и бьются в семейных отношениях две силы: добрая, соединяющая, и злая, разъединяющая. [6] Таким образом, в мире падшем, противоестественном (так как естественным для человека был мир до грехопадения, отношения до вкушения плода с древа) брак есть некий прообраз и предвосхищение нормальных, естественных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Прообраз, так как отношения в падшем мире облекаются в преходящую, временную форму и будут преодолены. [7]

Фото Marylyn Jeans

Соответственно, уничтожение брачных отношений «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19:6) — есть, напротив, противоестественный, разрушающий норму поступок. И это не просто слова из старой умной книжки, а самая настоящая реальность: любое прекращение брачных отношений, развод, есть разрыв живой ткани бытия, болезненное уничтожение той «плоти единой», которой стали мужчина и женщина в браке.

Итак, библейский рассказ говорит нам об изменившихся взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В новом типе отношений женщина занимает положение подчиненное. Для тех, кто любит обвинять христианство в том, что сформированная им культура исходит их нормативного бесправия женщины, замечу, что, по Библии, новое состояние жены не есть христианская модель взаимоотношений между полами. Напротив, все это стало возможным после грехопадения и из-за него. И эта модель должна быть преодолена, как должно быть преодолено само падшее состояние человечества. Бог не оставляет людей, которые уже не могут находиться в Эдеме: «потерянный рай» не становится навсегда потерянным, так как людям сразу же дается обетование о будущем Спасителе, о том, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15).

Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие.

Царство мужчин

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Напомню, что слово «искушение» звучит усладительно лишь для современного человека, задавленного тяжестью рекламных роликов на темы «искушение вкусом», «секрет обольщения» и т. д. Для большинства традиционных культур искушение — это когда плохо, это то, что сбивает с истинного пути.

В древнем мире женщина — всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица — это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы» (Екк. 7:26).

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины изображается как двойственное. С одной стороны, женщина находится на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. [8] Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина — за то, что Бог не создал его женщиной. С другой стороны, большим уважением пользуется женщина-мать (супруга, сестра) как хранительница очага и воспитательница детей. Правда, исполнение этих функций не вменяется в заслугу, а является обязанностью. Женщина обречена страдать, в муках производя на свет детей (Быт. 3:16), но в этом же (деторождении) полагается и ее спасение, и спасение всего человечества, так как семя жены поразит главу змея.

Именно поэтому рождение и воспитание детей является принципиально важным и значимым для женщины. В деторождении Ветхий Завет усматривает не столько биологическую функцию продления рода, сколько религиозную, спасительную функцию: от нее может произойти на свет Мессия, который восстановит райское состояние человека. Такая функция женщины, естественно, определяет во многом и отношение к ней.

Конечно, несмотря на столь высокое понимание предназначения женщины в ветхозаветной традиции, было бы неверно говорить о равноправном положении полов. Однако в других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. [9]

На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всем. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог наказать, и наказать довольно жестоко. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или отказ от исполнения супружеских обязанностей избить жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог все. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости в родительский дом жену, если она пробыла там более четырех дней. При этом мог еще и подвергнуть ее унизительному испытанию: заставить доказывать, что за время своего отсутствия она не спала ни с одним мужчиной. Способ для этого избирался весьма оригинальный: «Такую жену надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки». [10] Ну, а если нет. Любое подобное «доказательство» измены означало для женщины неминуемую смерть.

О каких-то иных правах женщины говорить вовсе не приходится. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись — все делалось только через опекуна. К людям («авилумам» [11] ) приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. [12]

В отличие от иудейской традиции, во многих других древних культурах мы не видим столь глубокого почитания брака, почитания, коренящегося в религиозных смыслах. Многие культуры к браку относятся с откровенным презрением. Сегодня модно говорить об общечеловеческих ценностях, подразумевая под ними некие универсалии, естественным образом присущие всем людям и мало зависящие от культуры. Однако изучение прошлого показывает, что то, что сейчас именуется «ценностями для всех» родилось именно под воздействием иудео-христианской традиции. И если для ветхозаветных иудеев появление потомства имеет в том числе (или даже в первую очередь) религиозный смысл и значение, а традиция безбрачия в древнееврейской культуре не получила широкого распространения, то, согласно тем же законам Хаммурапи, посвященные богу жрицы вообще не имели права вступать в связь с мужчинами. Новозаветное переосмысление человеческого предназначения внесет свои коррективы в понимание брака и безбрачия. Однако принципиальным отличием христианского монашества является не презрение к брачным отношениям [13] , а стремление к ислючительно духовной жизни и единению со Христом. Сами взаимоотношения Господа с Церковью осмысляются в христианстве в брачных терминах, а святой Иоанн Златоуст (IV век) настаивает на коренном отличии христианского целомудрия от языческого воздержания. В книге «О девстве» он отмечает два основных различия христианского и языческого безбрачия: девство ради Христа, ради полного посвящения личности Христу и отсутствие презрения к браку. Безбрачие получает свое обоснование только в новозаветном сознании, для которого «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Эта тайна открыта только благодатью Христа и возможна только во Христе, поэтому ее не знает ни ветхозаветный закон, ни языческая нравственность. И поэтому же: «Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякого распутства. Последнее причиняет обиду людям, а первое восстает против Бога и оскорбляет бесконечную премудрость» [14] , поскольку зачастую одной из главных причин целибата является презрение к браку и брачным отношениям.

Итак, языческие культуры смотрят на брак по-иному. И здесь религия определяет культуру, определяет ценности и положение женщины. Кому-то может показаться странным, однако ни Древняя Греция, ни Древний Рим не были исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу.

Конечно, образ женщины в эпоху античности будет неполным, если ограничиться описанием женского социального бесправия и мужского произвола. Древние памятники искусства и литературы свидетельствуют о том, что античный идеал красоты нашел свое отображение в том числе и в женских скульптурах, изображавших красоту и совершенство женского тела. Греки считали, что женщины способны вдохновлять мужчин, влиять на мужское поведение. Правда, большей частью это относилось к гетерам, «спутницам», которые специально привозились из других краев для увеселительных приемов греческих мужчин, чьи жены не имели возможности разделить мужское веселье. Кстати сказать, супружеская измена и в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина. [15]

Аристотель утверждает неравенство полов, замечает, что причиной этого является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины : «. есть ли у них (женщин — В.Л.) добродетели, должна ли женщина быть скромной, мужественной и справедливой. И если обоим этим существам должно быть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз и навсегда властвовать, а другое — быть в подчинении? И это отличие не может основываться на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому и другому существу, так как сами понятия «быть в подчинении» и «властвовать» отличаются одно от другого в качественном, а не количественном отношении». [16] Иными словами, мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться. В заключение данного сравнительного анализа Аристотель цитирует трагика Софокла: «И например, слова поэта о женщине: «Убором женщине молчание служит» — в одинаковой степени должны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже не подходят». [17]

Такое отношение к женщине, а также постоянное пребывание мужчин в исключительно мужском обществе породило убеждённость в том, что подлинной любви между мужчиной и женщиной быть попросту не может. Чтобы убедиться в том, что греки действительно так считали, достаточно прочесть диалог Платона «Пир».

Фото Andrew E. Larsen

Сегодня для большинства из нас все это звучит дико, хотя мы редко задумываемся о том, что наше отношение есть следствие проникновения христианских ценностей в культуру. Будучи глубоко семейной религией, христианство сформировало новые семейный ценности. А правильнее сказать, семейные ценности как таковые, ведь в эллинской культуре все обстояло совсем не так просто: женщина, в силу своего бесправного положения, теряла власть над ребенком после того, как ему исполнялось 7 лет, отец всегда был занят более важными делами, чем возня с детьми, школа (образование), традиционно воспринимающаяся сегодня как второй после семьи образовательный элемент, для греков таковой не являлась.

В античной культуре не было даже оснований для будущего изменения положения, так как время греки и римляне представляли себе замкнутым на цикл, все повторялось, изменения не приветствовались. Необходима была «культурная революция» для того, чтобы не только мужчина, но и женщина смогла бы взглянуть на себя как на человека. Таким образом, красивая легенда Платона об андрогине (двуполом существе, которое когда-то разделили на две половинки) не могла реализоваться: половинки не могли соединиться. Тайна пола оставалась нераскрытой.

«А жена да убоится мужа!»

Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами, и все же христианство радикально утверждало новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Прежде всего, христианство предложило принципиально новую оценку человека, актуализировав идею творения «по образу и подобию». Новое учение утверждало, что (позволю себе процитировать еще раз) «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Принципиально важно понять, что в этом отрицании нет ни малейшего презрения к полу или браку (о чем уже говорилось выше), но утверждается, напротив, равенство полов перед Богом, ценность личности, а не мужского или женского per se. Конечно, равенство ценностное не означает равенства функционального, не стирает разницу — и это важно осознавать и чувствовать, иначе христианские установки могут быть при желании легко истолкованы в духе «воинствующего феминизма».

Христианство впервые посмотрело на женщину как на человека, увидело в ней самостоятельную цельную личность, неравную мужчине, но и не менее ценную для Бога, чем он. В христианстве женщина перестала быть чем-то нечистым, злым, перестала быть вещью и собственностью мужа, перестала, наконец, быть только матерью или женой. В этих словах нет никакой христианской пропаганды. Ярый противник христиан Цельс (II в. по Р.Х.) в своем «Правдивом слове» («Alethes Logos»), вступая в полемику с христианским учением, которое он обвинял в нравственной и интеллектуальной деградации, недоумевал, как же христиане могут верить, что Бог ниспошлёт на землю Дух, вселив Его в «нечистое» тело женщины [18] .

Евангельская история, вся история раннего христианства свидетельствуют об отличном от цельсова (т.е. от языческого как такового) отношения к женщине. Так, Христос беседовал и общался как с мужчина ми, так и с женщинами. Именно женщины сопровождали Христа на Голгофу в то время, когда ученики оставили Его. Именно женщинам первым явился Христос. Этих женщин, шедших ко гробу Христа с драгоценным миром, чтобы умастить тело по древнему обычаю (этого не сделали сразу после распятия, так как начиналась суббота, нарушать которую было нельзя по ветхозаветному обычаю), христианская Церковь до сих пор чтит, прославляя в неделю же?1-мироносиц (вторая неделя после Пасхи). Апостол Павел, несмотря на то, что в его словах проскальзывает иногда фарисейское воспитание, часто обращается в посланиях к женщинам, приветствуя их как своих сотрудниц. По мнению авторитетного церковного историка М.Э.Поснова, слова апостола Павла «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1 Кор. 9:5) означают то, что жены апостолов, по всей видимости, сопровождали их в миссионерских путешествиях. [19]

Вам будет интересно  Почему мужчины любят женщин старше: что говорят психологи, и есть ли у таких союзов будущее

Конечно, пройдут века, прежде чем христианское понимание сформирует соответствующую культуру (и сформирует ли до конца?). Еще в самом Новом Завете видно, что подобного понимания пока нет. В рассказе о чудесном насыщении огромного числа людей пятью хлебами и двумя рыбами говорится: «А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14:21). В другом евангельском эпизоде видим, как удивлены апостолы, когда Христос беседует с женщиной-самарянкой (иудеи в принципе не общались с самарянами, поэтому поступок Христа для учеников непонятен вдвойне): «В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4:27).

Такие примеры можно было бы продолжить, однако все они свидетельствуют об одном: вышеописанные картины женского бесправия в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными и несправедливыми только благодаря произошедшей две тысячи лет назад «христианской революции».

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины.

Вообще христианство возносит брак на недосягаемую дотоле высоту: венчание именуется таинством, а любовь супругов сравнивается с любовью Бога и человека. Кстати сказать, понимание любви в христианстве очень сильно отличается от понимания любви в язычестве. В античной греческой литературе понятие любовь чаще всего выражается словом «эрос». Эрос — это всегда страстная любовь; любовь, приносящая одновременно наслаждение и страдание. Эрос — это желание заполучить другого, это любовь для себя. Интересно, что в евангельских текстах слово «эрос» не встречается. Вместо него евангелисты используют слово «агапе». Агапе, в отличие от эроса, есть любовь дарующая, а не вожделеющая. Любовь для другого, а не для себя. [20]

В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время», она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств. Кстати сказать, венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, — это не царские, как думают многие, а мученические венцы. Конечно, не в том смысле, что брак — это сплошное мучение, нет. Имеется в виду другое: по толкованию одного христианского святого, муж не должен останавливаться ни перед какими страданиями, даже смертью, если они нужны для блага жены. Венчающиеся здесь уподобляются раннехристианским мученикам, которые страдали за Христа.

Что же касается известной фразы апостола Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33), то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль.

Кроме того, не стоит забывать и о тех словах, с которыми в этом же отрывке апостол обращается к мужу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:25, 33).

Новозаветное переосмысление человека отнюдь не отменяет и многих ветхозаветных смыслов. Материнство в христианстве пользуется таким же почтением и уважением, как и в древние времена. Более того, сбывается обетование, данное первым людям: от женщины рождается Иисус Христос — Спаситель мира, Богочеловек, Который Своей крестной смертью уничтожает последствия первородного греха: уничтожает смерть и освобождает человека от рабской зависимости греху.

Tempora Mutantur. (Времена меняются)

Несмотря на серьезность изменений, привнесенных в культуру христианством, наивно было бы утверждать, что в христианском обществе сразу покончили с женским бесправием. Еще долгие столетия женщина не принимала никакого участия в общественно-политической и интеллектуальной жизни. Справедливости ради надо отметить и то, что это положение все же не было результатом «украденных женских прав», а, напротив, медленно готовило почву для будущей эмансипации.

Парадоксально, но борьба за освобождение женщины, ставшее в западной культуре возможным, главным образом, благодаря христианским ценностям, довольно легко эти ценности игнорировала. Вероятно, здесь мы сталкиваемся с базовым парадоксом или, если угодно, антиномией христианской культуры: стремлением полностью христианизировать мир и его (этого стремления) принципиальной невозможностью. Поэтому излишнее рвение в любой области христианизации культуры нередко имело весьма антихристианские последствия. [21] Это ни в коей мере не означает, что христианин не должен стараться воздействовать на культурную жизнь, наоборот. Однако при этом всегда важно помнить о «ревности не по разуму».

Если говорить об эпохе средневековья, то первое, что приходит на ум, это, конечно же, рыцарская культура с ее почитанием Прекрасной Дамы, в основании которого — культ Богородицы. Однако двойственность самого феномена рыцарства (с одной стороны, внешнее ритуальное уподобление монашеству (посвящение, лишение сана и т.д.), с другой — появление нецерковного, светского элемента культуры) проявляется и здесь: наряду с экзальтированным почитанием абстрактной прекрасной дамы (Дон Кихот в романе Сервантеса как-то абсолютно «по-рыцарски» замечает Санчо Пансе, что для него не важно, существует ли Дульсинея на самом деле) существует презрительное отношение к женщине-жене, сестре и даже матери. [22]

Согласно мнению большинства ученых, первые ростки эмансипации проявились еще в эпоху эллинизма, однако тогда им не дано было развиться. Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII — начала XIX века. Хотя существенно и в это время ничего не меняется. [23] Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д. [24]

И все же первые ростки эмансипации пробились сквозь толщу патриархальных устоев и дали обильные плоды. С одной стороны, получив абсолютно равные с мужчинами права и возможности (за что, собственно, и боролись первые эмансипе), феминистки не остановились на достигнутом. Сегодня они выдвигают требования, повергающие в шок даже видавших виды борцов (т.е. «борчих» — пардон за новояз — еще один результат патриархальности культуры: многие слова, в том числе слово «человек», мужского рода) за женские права, а в бесправном положении часто оказываются уже мужчины, каждый неосторожный взгляд которых может быть истолкован как посягательство на женскую честь. Да и вообще, по мнению таких феминисток, современные мужчины должны постоянно испытывать комплекс вины за разгильдяйство своих предков. Может, это где-то и справедливо, но равенства опять не получается. С другой стороны, в борьбе за равенство женщина зачастую не только приобретает новые права, но и теряет прежнее обаяние, превращаясь в нелепое подобие мужчины.

По подсчетам специалистов, американский феминизм представлен сегодня уже «четвертой волной». Радикализм современных адептов этого движения мало соприкасается с позицией родоначальниц феминизма, который, напомню, начинался как борьба женщин за равные с мужчинами социально-политические и экономические права. К примеру, сегодня во многих американских вузах созданы особые службы защиты прав женщин от сексуальных домогательств мужчин. Это означает, в частности, и то, что теперь любая студентка, которой показалось, что какой-нибудь студент или преподаватель косо (в смысле, с вожделением) на нее посмотрел, может обратиться за помощью в такой комитет защиты прав и тогда незадачливому сладострастнику не поздоровится. К счастью, среди американок все же преобладают здравомыслящие особы, которые отнюдь не стремятся в каждом мужском взгляде видеть взор насильника. Но сама формулировка женских прав зачастую звучит совершенно абсурдно.

Большинство современных мужчин с трудом расстается с образом женщины-супруги, жены-хранительницы семейного очага. В этой мужской горечи есть своя правда: процесс женской эмансипации пошел таким образом, что социально-экономическое освобождение женщины нередко приводило к появлению «новых женщин», лишенных привычного женского обаяния. Именно на это жаловался русский мыслитель Николай Бердяев в своей работе «Метафизика пола и любви». Соглашаясь с тем, что женщина должна быть экономически независима от мужчины, должна иметь свободный доступ ко всем благам культуры, а также иметь право восставать против «рабства семьи», философ замечал, что все это само по себе не решает проблемы. Более того, женской эмансипации, согласно Бердяеву, помимо позитива, присуща и ложная тенденция, которая разрушает прекрасные мечты и «мистические грезы».

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности. Античная модель гласила: женщина — не человек или второсортный человек, существо между мужчиной и рабом. Христианство провозгласило равноценность личностей мужского и женского пола, подчеркнув их различия, которые не могут быть предметом оценки (лучше — хуже), а требуют каждое своего развития. Такой подход не ограничивает женское присутствие на профессиональной сцене, но и не снимает большей ответственности мужчины за семью, семейный мир и спокойствие, не снимает с него обязанности защищать свою спутницу, беречь ее, помогать ей в ее начинаниях и трудах. Современная же эмансипированная модель рисует женщину мужеподобным существом, стремящимся окончательно освободиться от диктата мужчины (где он, этот диктат?). В рамках такой модели (если довести ее до логического конца) невозможно функционирование нормальной семьи, так как равенство феминистского толка неизбежно превращается в равнобезответственность обеих сторон, т.к. на равенстве невозможно построить семейные отношения, которые требуют любви, заботы и ответственности. Современный мужчина, кстати сказать, «феминизирован» не меньше, чем женщина: он тоже чувствует себя свободным от ответственности, от женщины, от любви. Только вот зачем она нужна, такая свобода?

В итоге же, современный феминизм парадоксальным образом приводит к полной и окончательной победе именно патриархального взгляда на жизнь: современная женщина стремится не столько к признанию равной важности мужского и женского, исходящему из фундаментальных, но одинаково важных для жизни человека и общества различий между полами, сколько к признанию полного равенства и равноценности в выполнении традиционно мужских функций, к тому, что критериями современной женственности становятся успех в бизнесе, победа в олимпийских играх, головокружительная карьера в правительстве, а такое занятие как материнство становится просто стыдным, если оно не подкреплено всеми вышеуказанными успехами. Вполне очевидно, что подобная переоценка ценностей не может не сказаться на взаимоотношениях мужчины и женщины, на семье, на воспитании детей. И дело не в том, чтобы общество вернулось к принципу: «дело женщины — вязание», но в том, в конце концов, чтобы в семье, независимо от того, кто из родителей сколько и где работает и сколько получает, ребенок мог бы рассчитывать на настоящую материнскую заботу и отцовское внимание.

Вместо заключения

Подчеркнуто уважительное, почтительное отношение к женщине в христианстве имеет мало общего с современным феминизмом, пытающимся, как мне кажется, сознательно или бессознательно, но стереть естественные различия между мужчиной и женщиной. Прошу заметить, что слово «естественные» я употребляю в христианском контексте, т.е. нормальные, такие, которые были сотворены Богом. А это значит, что в человеке существует иерархия: дух-душа-тело. Естественным, гармоничным является именно иерархическое устроение человеческой личности, когда идеально-духовная сторона определяет душевное и физическое существование, а не наоборот. Понимание того, на чем основано христианское мировоззрение, поясняет разницу между христианским и современным секулярным подходом: если в светском мире словосочетание «материнский инстинкт» в равной степени применимо и для людей, и для животных, то в мире христианской культуры именно духовное устроение женщины, идеальный замысел Творца о ней, определяет и ее моральные материнские качества, и принципиальную физическую способность к деторождению.

Именно в этой плоскости, как мне кажется, и лежит решение «женского вопроса»: или мы исходим только из того, что «времена меняются и мы меняемся вместе с ними», и, соответственно, не может быть никаких ценностей и ориентиров, данных раз и навсегда, либо признаем, что есть некий замысел о человеке, и он определяет качественные различия между мужчиной и женщиной. Если исходить из того, что «все относительно», то сразу исключается возможность однозначного, правильного ответа на поставленные в начале статьи вопросы. Если же верить, что мужчина и женщина созданы разными неслучайно, то можно оценивать происходящее как «правильное» или «неправильное». Очевидно, для современного сознания деление на «правильное» и «неправильное» нередко кажется отсталым, консервативным и т.д. Не менее очевидно и то, что существующая сегодня ситуация способна привести к распаду общества. Выбор, как всегда, остается за нами.

Примечания

1 «И оставит человек отца и мать. » Тайна пола в православной традиции. Интервью с диаконом Андреем Кураевым //Фома, № 7.

2 Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 152.

3 Кураев А., диакон. Мужчина и женщина в Книге Бытия //Альфа и Омега. 1996, №2/3. С. 295

4 Св.Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия //Св.Иоанн Златоуст, полное собр. соч. в 12-ти тт. 1.4. Кн. 1 М., 1994, с. 129.

5 Кустодиев К.Л., протоиерей. Женщина в Ветхом Завете //Альфа и Омега, 1999, №4. С. 16-17.

6 «Вели в греческом языке sumbolon (символ) означает «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет», то слово diabo-los (дьявол), того же самого корня, означает «то, что разделяет, разъединяет и разлагает». (Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С. 140).

7 По словам Христа, «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах» (Мф. 22:30). Эти слова, конечно, ни в коем случае не умаляют ценности брака, а лишь указывают на качественное преображение человеческой сущности в воскресении. Суть этого преображения таинственная: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2:9) Брачные узы не есть узы временные; временной является их форма, глубинная же сущность брака таинственна, так как брак есть тайна предвосхищения спасения и обетование спасения.

8 В ортодоксальном иудаизме такое положение вещей строго сохраняется и до сих пор. В частности, буквальное прочтение стиха из Второзакония (24:1) «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» заставляет мужа или его представителя подписывать документ о разводе («гет»). Современная практика приводит иногда к тому, что мужья начинают шантажировать своих жен, так как не получившая «гет» женщина (даже если состоялась процедура гражданского развода) не считается разведенной, а если она вступает в новый брак, то считается прелюбодейкой, а дети от второго брака — незаконнорожденными. При этом мужчина, не давший первой жене гет, вполне может вступать во второй брак, так как Тора разрешает полигамию. (Телушкин Й. Еврейский мир. М., 1997. С. 523.)

9 В некотором роде исключением может служить древнеегипетская культура с ее почтительным отношением к женщине.

10 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 179-180.

11 Аккадский термин «авилум» переводится на русский как «человек» или «полноправный человек». Второе значение термина высшее сословие, состоявшее из членов «общин», имевших права на участки земли. Наряду с «авилумами» существовали сословия «мушкенумов» (люди, не имевшие земельной собственности и не бывшие членами общины) и «вардумов» («рабов», лиц, имевших хозяев, которые могли распоряжаться их временем, трудом и, видимо, даже жизнью). (Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ. (http://wvfw.hist.msu.ru/ER/Etaxt/hammurap.htm.)

12 Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm)

13 »Христианству вообще не свойственно презрение к какому-либо творению или установленным в обществе отношениям. Христианский аскетизм есть всегда средство, а не цель. Скажем, христианское понимание поста не есть отвержение определенной пищи и не имеет никакого отношения к идеологии вегетарианства.

14 Св. Иоанн Златоуст. О девстве //Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12-ти тт. Т. 1. Кн. 1. М., 1991. С. 299.

15 Понятие мужской измены юридически закрепляется лишь во II веке по Р.Х., при императоре Антонине. (См.: Буассье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. М., 1914. С. 549.)

16 Аристотель. Политика. Книга первая //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., Мысль, 1984. С. 399.

17 Аристотель. Указ. соч. С. 400.

18 См.: Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христинастве // Женщина в античном мире. М., Нака, 1995. С. 156.

19 Поснов М.Э. История Христинаской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель, 1994. С.83.

20 См.: Вардиман В. Указ. соч. С. 105.

21 Это видно и в области государственного устройства, и в области искусства и т.д. Коренная ошибка, на мой взгляд, кроется здесь в стремлении догматизировать культурное развитие, тогда как собственно догматы о культуре мало что говорят. Догматические истины касаются прежде всего спасения человека, которое находится за рамками культуры.

22 «О женщина! Велика вера твоя». СПб, 2000. С. 75.

23 По справедливому замечанию П.Евдокимова, «то, что Екатерина Великая занимала императорский престол в России, а великосветская дама княгиня Дашкова председательствовала в Академии наук в Петербурге, никак не изменяло конкретного положения женщины» (Евдокимов П. Указ. соч. С. 171)

Источник https://rosinfostat.ru/sootnoshenie-muzhchin-i-zhenshhin/

Источник https://knyazhinskaya.ru/chelovek/psihologiya-sravneniya-muzhchin-i-zhenshchin-2.html

Источник https://foma.ru/zhenshhina-i-muzhchina-otnosheniya-skvoz-veka.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Как и сколько варить картофель для разных блюд

Как и сколько варить картофель для разных блюдКак и сколько варить картофель для разных блюд

Многим кажется, что варка картофеля – это примитивный процесс, в котором нет никаких секретов. И это так и есть, но только отчасти. Существует несколько важных нюансов в том, как варить

Совместимость Козерога и Весов в бракеСовместимость Козерога и Весов в браке

Совместимость Козерога и Весов в браке Совместимость Козерога и Весов сложная и неоднозначная. Чтобы построить нормальные отношения этим знакам Зодиака придется приложить немало усилий. Весы общительные и открытые, но терзаются

Встречаюсь с двумя мужчинами одновременноВстречаюсь с двумя мужчинами одновременно

Встречаюсь с двумя мужчинами одновременно Сфера человеческих взаимоотношений полна сюрпризов и иногда случается так, что женщина говорит открыто: «встречаюсь с двумя мужчинами и меня это устраивает». Почему получается подобный казус,