Тревожность — это эмоция, внутреннее ощущение или состояние сознания человека; нечасто проявляется в «чистом» виде, без сопутствующих эмоций. Сопутствующие эмоции и последствия ощущения тревоги могут приводить к паническим атакам, вплоть до страха смерти. Антиподом тревожности я бы назвал радость.
Примечательно, что обе эмоции (наряду с многими другими) отличаются искренностью, то есть естественным состоянием сознания. Отсюда «сыграть» тревожность на людях, разумеется, возможно, но это уже из области навыков актерского мастерства.
Состояние тревожности, как аналог дискомфорта, если продолжается долго, может вредить как самой личности, так и окружающим. В этом и опасность. В зависимости от типа личности, глубины эмоциональных ощущений конкретного человека, других факторов влияния, тревожность может привести к неприятным последствиям для личности и окружающих:
- депрессивному расстройству, в том числе маскированному, и даже суицидальным рискам;
- пассивности, когда желание к действию пропадает, и даже, наоборот, к гиперактивности, с обострением конкретных действий, направленных вовне.
Изречение «напал первым со страха» также является иллюстрацией состояния тревожности у личности, в том числе склонной к агрессии. Вот почему человек, ощущающий тревожность, сталкивается с замедленным или неадекватным анализом ситуации, что приводит к соответствующим действиям. Ибо нет эмоций самооценки «хороших» или «плохих», а есть адекватные и неадекватные — такова позиция психотерапевтов, как специалистов психологической помощи.
Поскольку любое внутреннее, душевное, эмоциональное (привожу аналогичные определения состояния личности для разных уровней восприятия) состояние человека с парциальным (не нарушенным) интеллектом диагностируется субъективно (им самим), то существует вероятность ошибок в сей диагностике. Именно поэтому обращаться к специалистам в состоянии не проходящей тревоги — вполне нормально, но, к сожалению, не типично в нашей стране.
Типично на практике другое. Нередко люди пытаются действовать по наитию, простыми и доступными способами:
- это и «просто поговорить» с подругой — сиречь активизация общения в поисках утраченного чувства сопереживания (важно понимать — ты не один, иногда это называют словом «выговориться»;
- обращение (активизация) к духовным (теологическим) практикам;
- изменение образа и даже места жизни, к примеру поездка за город, путешествие;
- разнообразие на устоявшемся фоне (привычки) гастрономических или культурных ощущений (удовольствий);
- и многие другие способы.
Человек, предполагает, что сам может выйти из этого состояния. И да, и нет. Тревожность может усугубляться, если ее не локализовать, и привести к злоупотреблениям, вредным привычкам.
Бесконтрольное применение медицинских лекарств, анонсирующих снижение тревожности, недопустимо.
Субъективность ощущения тревоги подтверждается или снимается именно анализом ситуации со стороны, то есть с участием специалиста. Потому хотя бы, что незнакомый человек, к тому же с психологической компетенцией, не утрачивает в рассматриваемой ситуации объективность оценки, незаинтересованность в последствиях, как, к примеру, утрачивают ее подруги или коллеги по работе.
Отсюда — выбор метода «лечения сознания» в состоянии тревоги, когда:
- во-первых, находится компенсаторная эмоция — сознание нужно «переключить», занять новым интересом, показать альтернативный опыт решения аналогичных ситуаций, провоцирующих тревогу;
- и во-вторых, выбор-предложение безопасного для личности метода, то есть «помощника», не заинтересованного в развитии ситуации и ее последствиях.
В начале работы с состоянием тревоги важно осознание ситуации, что приводит к действиям по выходу из кризиса, и возможно разными способами. Инструментарий подбирается индивидуально, но есть и общие рекомендации.
Поговорим о нетипичном способе локализации или купировании состояния тревоги, который можно применить везде, в том числе дома. Это… чтение художественных книг.
Метод известен давно и носит название библиотерапия. Эффект превосходит ожидания по нескольким причинам.
В качественном тексте художественной литературы автор своим талантом создает эффект сензитивности, сопереживания читающего. С одной стороны — вводит его интеллектуальные размышления в аналогичные ситуации и предлагает варианты выхода и выбора решений, и с другой стороны — отвлекает личность от ощущения насущной тревоги.
Лечение нахлынувших эмоций «книгой» при сохранном интеллекте и возможности читать уместно при разных заболеваниях, в критичных ситуациях: человек находится в больнице, «за колючей проволокой», ощущает непонимание, эмоциональное одиночество и др.
Привычку к чтению художественной литературы, как элемент библиотерапии, можно воспитать, а само чтение осознанно сделать потребностью личности; таков мой метод, защищающий от состояния тревоги в любом ее проявлении. Когда нет возможности читать, применяют аудиокниги.
Также с тревожностью борются с помощью визуального искусства: подходит все, что дает отвлеченную эмоцию — кинофильм, театр, выставка.
Самый доступный вариант выхода из эмоционального кризиса — просто выспаться.
Метод библиотерапии полезен для развития эмоционального интеллекта, концентрации внимания, как залога успеха в любом деле. К сему результативному способу нетрудно привыкнуть. Повторение и пример подействуют и в привычке к чтению. Привычки создаются систематическими упражнениями.
Сегодня почти все доступно: хочешь — бери электронную книгу, хочешь — печатную форму. Иногда можно видеть, что дети не приучены читать, ибо не видят родительского примера. Взрослые не приучены читать потому, что в ежедневной многозадачности и ситуации цейтнота не считают занятие для себя важным и также не видят примера, показывающего обратное.
Говорю именно о таком примере, когда глава государства или чиновник федерального, регионального уровня мог бы рекламировать чтение примером. Форма рекламы может быть разной. Пока этого нет ни в каком виде. Следовательно, граждане, не видя примера от власти, не осознают перспективной важности привычки к чтению, а их дети тоже не считают это занятие важным. Умеешь читать — компетенция начальной школы — и достаточно; к сожалению, такая позиция сегодня типична.
Принято не столько вдумчиво читать художественную литературу, сколько пользоваться навыками освоения печатной информации; это другое чтение с элементом многозадачности восприятия и фрагментарного анализа. Не секрет, что профессионалы читают фрагментарно, буквально — «по диагонали», усваивая суть по ключевым словам.
А между прочим, книги важны для развития эмоционального интеллекта, концентрации внимания — как залога успеха в любом деле. Вокруг много информации, люди привыкли осваивать коммуникативные технологии полусинхронно, когда погружение в суть текста не требуется. Это «запах» времени.
Актуальные расследования психологов, проведенные в 2012—2018 гг., проявили тенденцию: чем больше человек говорит — тем он меньше читает, чем больше человек зависим от внешних проявлений внимания, таких, к примеру, как социальные сети — тем меньше он читает. Речь, разумеется, о чтении художественных текстов прозы и поэзии.
Это называют онтологической зависимостью от себя. Говоря просто — нарциссизм типичен в гедонистическом обществе, ориентированном на удовольствие и потребление. Суть искажения гармоничного развития личности в том, что неверный или ошибочный взгляд на себя, созданный, к примеру, посредством лайков, как имитации внимания, наводит личность на мысль, что она является центром мира, где другие формы жизни, объекты менее важны. Менее важно и чужое мнение, толерантность к которому, кстати, хорошо прививается посредством чтения классики.
К сожалению, мало кому из взрослых удается сохранять гармонию интеллекта, ибо окружающий мир с критичными вызовами времени и конкретные стрессовые ситуации вовлекают нас полностью.
Что можно сделать? Специалистов-библиотерапевтов, признанных в научном сообществе, на всю страну можно считать только десятками. Для привлечения интереса к чтению в детском возрасте используют несколько методик, наука не стоит на месте, и с каждым годом появляются новые.
В возрасте 3−8 лет дети наиболее сензитивны — восприимчивы к новому, это время воспитания через игру нельзя упустить. Как вариант — не только «банальный» пересказ самостоятельно прочитанного или услышанного рассказа, сказки, но и самостоятельное — со стороны ребенка — создание новой сказки по образу освоенной, с новыми героями и с новым сюжетом. Так мы развиваем творческое мышление.
Если детей в семье несколько, хорошо подходит прием «соревнование» или «конкурс», когда в процесс чтения, пересказа, нового творчества вовлекаются все дети и взрослые.
Еще один практикуемый прием — создание спектакля, где дети по ролям играют героев освоенной или новой сказки; это требует предварительной подготовки, но в начале процесса обязателен навык чтения.
Возбуждение интереса к чтению методом перестановки слов и предложений в детском рассказе, после чего получалось новое смысловое произведение — еще один нестандартный прием; интерес ребенка по результатам исследования возрастал.
По теме тревожности личности на фоне постоянных вызовов времени осложнились те условия, что были. Приемов приобщения к чтению много; кому-то подходит один, иным — другой. Библиотерапия — относительно известный, но забытый и пока малопопулярный инструмент для локализации тревожности.