Содержание
Единственный ребенок в семье
Несмотря на государственные программы, побуждающие молодые семьи к рождению второго ребенка, в большинстве семей родители не решаются на второго (третьего и т.д.) ребенка. Тут, конечно, мнения могут расходиться: кто-то скажет, что один ребенок в семье — не ребенок и что это серьезная проблема для семьи и самого ребенка, а кто-то, что и одного в наше время более, чем достаточно, ибо даже программы не решают возникающих проблем.
Фото © The Children Dream
В чем психологи видят проблему единственного ребенка в семье?
1. Нереализованная мечта
Как правило, при наличии единственного ребенка в семье все внимание сконцентрировано на нем. В нем родители пытаются воплотить свои неосуществленные стремления. Например, в детстве матери хотелось стать пианисткой, но не было ни возможности, ни способностей, и теперь она тащит ребенка в музыкальную школу, несмотря на то, что у него тоже нет слуха. Она найдет лучших учителей, оплатит любых репетиторов, лишь бы ее дитя исполнило ее мечту. Но при этом ее старания идут вразрез с желаниями самого ребенка. В результате у ребенка возникает внутреннее напряжение от невозможности соответствовать желаниям матери и от собственных нереализованных потребностей. Заканчивается это, как правило, развитием невроза у ребенка.
Случается, что молодые родители моделируют поведение своих родителей. Например, мать мечтает видеть свою дочь скрипачкой и заставляет ее подолгу играть на скрипке. В результате, получив музыкальное образование, девочка больше никогда не подходила к скрипке. позже, заводя семью, она проделает тоже самое со своим ребенком.
Единственному в семье ребенку покупают много игрушек, к которым он быстро теряет интерес, так как и чаще покупают не потому, что он хочет иметь эти игрушки, а потому, что у родителей в детстве таких игрушек не было. Чаще всего мамы и папы оправдывают эти бессмысленные покупки фразами типа: «У моего ребенка будет все, чего не было у меня в детстве». Они полагают, что для их ребенка это именно то, что нужно. Им невдомек, почему ребенку так быстро надоедают эти игрушки и он продолжает просить то, что он действительно хочет. А родители обвиняют своего ребенка в неблагодарности и избалованности.
Часто родители для своего единственного ребенка выбирают школу, вуз, специальность, профессию, а иногда даже друзей и спутников жизни. Этот выбор определяется опять же не желанием ребенка, а их собственными нереализованными мечтами. Подобные действия они объясняют заботой о ребенке, ведь они не желают ему зла, просто они лучше знают, что ему нужно.
Как бы родители не хотели своему ребенку лучшего будущего, бессознательно они желают реализовать свои собственные мечты. Если бы они действительно желали ему добра, то не решали бы за него его судьбу, а наоборот, поощряли его инициативу сделать собственный выбор. Постоянно делая выбор за ребенка, родители воспитывают пассивного, безынициативного человека. Подавление всех чувств и желаний ребенка впоследствии приводит к стрессам, депрессиям, нервным срывам.
2. Избалованность
Другая сторона проблемы наличия единственного ребенка заключается в избалованности. Здесь не родители принимают все решения за ребенка, а он за них. Ребенок — центр вселенной, вокруг него вертится земля, ему дозволено абсолютно все. если он чего-то хочет, то родители обязательно выполняют его желание. Привыкнув тот час получать все, что только придет в голову, он не сможет ничего добиться в жизни, если рядом не будет мамы с папой. Избалованность развивается непрерывно, у него впоследствии может наблюдаться ряд серьезных нарушений в поведении.
Родители единственного ребенка постоянно находятся в напряженном состоянии, опасаясь за судьбу своего малыша. Страх потери ребенка овладевает ими при каждом его недомогании. единственный ребенок очень часто ходит по врачам, пьет неимоверное количество лекарств, которые не столько улучшают состояние его здоровья, сколько ухудшают. Родители постоянно опасаются за его здоровье: любой намек на переутомление дает ребенку право не ходить в школу, не заниматься домашними делами и т.д.
Родители при возникновении конфликтной ситуации манипулируют ребенком, играют на его чувстве вины:
— Я тебе всю жизнь отдала.
— Я тебе всю свою жизнь посвятила, столько для тебя сделала.
В основе этих фраз лежит эгоистическая уверенность в том, что ребенок тоже должен посвятить всю свою жизнь родителям. Очень часто такой конфликт возникает между матерью-одиночкой и единственным сыном. Родители единственного ребенка утрачивают чувство меры, заботясь о нем, заглушают этой заботой его стремления к независимости и самостоятельности.
Для ребенка очень важно общаться не только со своими родителями и другими родственниками, но и своими сверстниками . И первый опыт такого общения он может получить, если в семье двое и больше детей. В семье дети учатся налаживать нормальные взаимоотношения не только друг с другом, но и с окружающим миром. Единственный ребенок не умеет налаживать контакт с другими детьми, он не понимает чувств сверстников, а значит, в будущем не сможет понимать людей, не будет считаться с их желаниями.
В современной психологии есть такое понятие, как «синдром единственного ребенка» . Единственный ребенок более возбудим, более склонен к нарушениям в поведении, плохо налаживает отношения с другими людьми. Играя с другими детьми, он никогда не выступает в роли лидера, если же и пытается им стать, ребята могут его осадить. Ребенок привыкший получать все, не прикладывая для этого никаких усилий, не умеет отстаивать свои интересы, завоевывать авторитет у других, а это в свою очередь ведет к появлению агрессивности.
На сегодняшний день одним из факторов предотвращения отклонений от норм в поведении ребенка является изменение условий, в которых он развивается, а именно рождение второго ребенка.
Конечно, в этой статье есть много спорных моментов, но помните, что речь идет не о маленьком единственном ребенке, а именно подросшем. От себя могу сказать, что много, на мой взгляд, зависит от самих родителей, стиля их воспитания, подходов в воспитании, при каких условиях родился этот единственный ребенок. Я, да и Вы тоже, знаю немало примеров, когда единственный ребенок не имел никаких проблем с поведением и отношением к другим людям и вырастал замечательным человеком.
Из книги «Психологическая реабилитация в детском возрасте»
Автор Кристина Бахарева
Купить в Лабиринт.ru
Купить в Ozon.ru
Купить в Украине
Купить в Беларуси
Купить в Казахстане
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Родительские установки
Родительские установки играют в жизни ребенка очень важную роль, и именно они определяют в будущем поведение ребенка
Осторожно, орущая мамаша
Орущая мамаша — страшное чудовище в глазах ребенка, но задумаемся, почему мы орем, неужели причиной ора стали именно поступки дорогого на свете существа
Зависимость мамы и ребенка
Зависимость мамы и ребенка зависит от самой мамы, которая привязывает к себе ребенка и создают у него болезненную зависимость от себя и своего настроения
Обсуждения
Прочитала статью и призадумалась: а не делаю ли я того же в отношении своего ребенка? Да, игрушек много, порой мне самой кажется, что мы не столько для ребенка их покупаем, сколько для себя 🙂
С единственным ребёнком ведь всё понятно — все усилия семьи направлены на него одного, и некоторым детям сложно вынести эту ношу и ЦУ, и любви, и требований, и тревог и надежд.
Поэтому, и правда — рождение второго как бы психологически разгружает ребёнка, сваливает с него эту давящую ношу.
А мне всегда было интересно, работая с детьми, выслушивать мечты единственных детей о том, что им скоро «купят» сестричку или братика», они этого так всегда хотят.
Я согласна, что втророй ребенок нужен. Но не потому, что единственный вырастет эгоистом, просто потом ребенку будет трудно без поддержки брата или сестры. У нас пока одна внучка. Но она не избалованная и не эгоистка. Просто часто родители не решаются заводить второго ребенка из-за материальных трудностей. не знаю, как в России, но у нас очень тяжело сидеть в дерете. Практически ничего не платят. А если нет помощи от родителей, и молодым приходится жить на квартире, то хоть бы одного поднять на ноги.
Сейчас моя дочь и зять дразнили внучку мою, что купят ей братика. Я не ожидала, но реакция ее была очень бурной. Она плакала и говорила, что не хочет никого. Потом я детям сказала, чтобы попусту не дразнили ребенка. А с Юлей потом поговорила, почему она не хочет братика или сестричку. Рассказала, что когда она вырастет, то ей будет плохо одной, не к кому будет пойти за помощью. И вот у бабушки, и у мамы есть сестра. И мы ходим в гости. Задумался мой ребенок, сделала выводы, что плохо одной будет. Сейчас вроде бы не отрицает того, чтобы со временем появился братик.
Я тоже единственный ребенок в семье, но, по-моему, статья не обо мне. Думаю, что из всех правил бывают исключения.)
Единственный ребенок в семье-это конечно печально. На мой взгляд, самое большое счастье в жизни- это большая дружная семья. Приятно собираться за большим общим столом вместе. Когда ребенок растет один- он более эгоистичен, не знает что такое делиться. да и в конце концов, ему не с кем проводить время, делиться своими сокровенными тайнами. Друзья-друзьями, а родственную душу никто не заменит!
А вот нас трое в семье ,но сказать ,что мы поддержка друг другу будет неправдой,да и эгоизм присущ каждому.По-моему дело не в количестве ,а в качестве.
Единственный ребенок в семье? Как его воспитывать?
На сегодняшний день не многие семьи могут позволить себе иметь несколько детей. Дети – большая ответственность, они требуют особого внимания. Родители иногда не в состоянии оказывать его, поскольку целыми днями работают и уставшие возвращаются домой только поздно вечером. Кроме того не малую роли играет и финансовое положение семьи. Обеспечение ребенка – весьма затратный процесс, поэтому родители даже если и хотят, не могут решиться на второго малыша. В вашей семье единственный ребенок и вы боитесь, что он вырастет эгоистом? Давайте попробуем разобраться, как же воспитывать одного ребенка.
Конечно, когда в семье всего один ребенок ему достается не только все внимание, любовь и забота родителей, но и все материальные блага. У малыша нет сестер и братьев, а поэтому и сравнивать не с кем. А это может негативно сказаться на развитии его личности. В большинстве случаев такие дети сравниваются себя с взрослыми, в результате чего может пострадать детская психика.
Единственный ребенок – центр всеобщего внимания.
Самая главная ошибка родителей – поддерживание в малыше ощущения центра вселенной. Если у него что-то не получается все члены семьи незамедлительно оказывают помощь. Однако это неправильно. В следующий раз ребенок даже не попытается сделать что-то сам. А зачем? Ведь родители выполнят все за него.
Повторение такой ситуации приведет к тому, что малыш будет требовать помощи даже тогда, когда он может справиться и самостоятельно. В результате ребенок будет относиться с ревностью к работе родителей, к друзьям, постоянно требуя повышенного внимания с их стороны.
Адаптация малыша в коллективе.
Если в вашей семье один малыш, то ему будет довольно сложно влиться в коллектив, поскольку внимание будет обращено совсем не на него. Ему придется адаптироваться к новым правилам и режиму.
Если ребенок попадает в конфликтную ситуацию, он может быть весьма агрессивным и обидчивым, поскольку будет считать, что ему все обязаны.
Жизнь единственного ребенка с взрослыми.
В большинстве случаев единственный ребенок испытывает слабость и беззащитность в семье, поскольку он должен соответствовать всем требованиям его родителей и родственников. Все они хотят, чтобы их ребенок был особенным, многое умел и знал. Каждый из них постоянно следит за ребенком, за его поведением и жизнью в целом. А это весьма тяжело для малыша с точки зрения психики.
Результаты неправильного воспитания.
Воспитание единственного ребенка требует особых усилий. Постоянная опека и выполнение всех капризов может привести к тому, что ребенок может стать весьма неадекватной личностью.
Типы личности:
Для такого ребенка делали все, что он только хотел. Поэтому он и вырастает несамостоятельным человеком, который с трудом может найти друзей, не любит проявлять инициативу и постоянно нуждается в помощи других;
Такой малыш думает только о себе и считает себя самым лучшим человеком на свете. Он не желает подстраиваться под других людей, поэтому часто конфликтует в коллективе. Все должно происходить по его правилам, иначе это может привести к раздражению.
Как правильно воспитывать одного ребенка?
Очень важно чтобы родители знали меру своей заботе и опеке малыша. Покажите ребенку, что каждый человек нуждается во внимании и заботе, а не только он один. Обязательно водите ребенка в садик, в различные кружки, где много детей. Это поможет понять ему, как вести себя в коллективе и адаптироваться к его условиям.
Ходите с малышом к своим родственникам. Пусть он общается со своими двоюродными и троюродными братьями и сестрами.
Поощряйте самостоятельность малыша. Не бегите по первому зову, пусть он сначала попробует сделать что-то сам. Если у него действительно не получается что-то, тогда покажите, как это делать. Это поможет ему в будущем справляться со многими трудностями самостоятельно.
Научите ребенка не только получать, но и отдавать. Только так ребенок вырастет выдающейся личностью, а не эгоистом или трусливым скромником.
Советы родителям по воспитанию ребенка в однодетной семье
Однодетные семьи преобладают в российской жизни (в особенности в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий.
Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.
1. Положительные моменты воспитания единственного ребёнка
Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей, все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.
Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна — у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.
Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия, как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка — множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.
Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры.
2. Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка
Следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.
- Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи — «маленьким императором».
Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.
- Инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, отсутствие самостоятельности, также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.
- Проблемная социализация среди сверстников.
Единственный ребенок может испытывать трудности при общении с другими детьми, тяжелее вливается в коллектив. Родители часто чрезмерно оберегают своего ребенка, стараются предугадать его желания, поэтому такому ребенку трудно решать сложные задачи и справляться со стрессами. Кроме того, он может разочароваться в людях, поскольку ждет от них того же внимания и уступок, которые делали его родственники. Особенно это ярко проявляется в школе, где от учителя ребенок ждет того же отношения, что и от родителей и не умеет делить его внимание с одноклассниками.
3. Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.
- Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
- Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.
- В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
- Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
- Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан.
- Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
- Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
- Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
- Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
- Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
- Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
- Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
- Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
- Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
- Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
- Учитесь быть своему ребенку другом.
- Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
- Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
- Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
- Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.
Заключение
В заключение хочется отметить, что никто от родителей не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Источник https://ncuxolog.ru/edinstvenny-j-rebenok-v-sem-e
Источник https://babyzzz.ru/parents/1283.html
Источник https://help-stud.ru/ref_odnodetnost.php
Источник