Содержание
Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы
Ребенок, который растёт в семье, где у него есть брат или сестра, неизбежно сталкивается с такими понятиями как «общие игрушки», «совместное времяпрепровождение», «воспитание младших», «зависть и гордость за родных» и прочее. В условиях соперничества или поддержки со стороны родных братьев или сестёр дети приобретают ряд очень ценных и полезных качеств, которые будут им служить на протяжении всей жизни. Но как же быть родителям, если у них единственный ребёнок в семье? Каких проблем стоит ожидать? Как сделать так, чтобы ваш сын или дочь не пропустили важные этапы становления личности, которые проходят дети, воспитывающиеся вместе с братьями или сёстрами?
Возможные проблемы
Воспитание единственного ребенка в семье – это сложный процесс. Одна из самых распространённых проблем в семьях с единственным ребёнком – детский эгоизм. Постоянное внимание со стороны родителей может сыграть плохую шутку с характером ребёнка. Привычка быть в центре внимания перерастает в жизненную позицию, которая, в свою очередь, способствует развитию нарциссизма, жадности и излишней уверенности в себе.
С появлением брата или сестры ребёнок учится поиску компромиссов, учится договариваться, уступать. Или наоборот – доказывать свою точку зрения. В семьях с единственным ребёнком такой необходимости не возникает, и это ведёт к появлению следующей проблемы — сильной зависимости от родителей. Дети, которые растут вместе, чувствуют родственную связь друг с другом, они вместе проходят сложные этапы взросления, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Появляются первые секреты от родителей, общие планы – рождается настоящая дружба. У братьев и сестёр с большой разницей в возрасте или у единственных детей в семье такими близкими друзьями становятся сами родители. Они одновременно и наставники, и лучшие друзья, с которыми можно обсудить всё, происходящее в жизни. В этой ситуации детям сложнее социализироваться в обществе, они ещё не знают, что такое настоящая дружба, и часто чувствуют себя одинокими.
Причины возникновения проблем
Родители должны знать проблемы единственного ребенка в семье. Малыш до семи лет – это зеркало, в котором отражается всё, что происходит внутри семьи. Поэтому главной причиной возникновения проблемы, как ни удивительно, является не сам факт отсутствия брата или сестры у ребёнка, а поведение родителей по отношению к нему.
Помните, что у детей нет цельно сформированной системы нравственных ценностей, и они принимают за чистую монету всё, что мы им показываем. Если мы из раза в раз убеждаем себя и своего ребёнка в том, что лучше него нет никого на свете, он рано или поздно начнёт и сам так думать.
Как избежать возникновения проблем?
Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.
Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.
Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.
Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.
В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.
Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.
Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.
В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой. И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность.
Основные проблемы приемных детей
Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.
Проблемы со здоровьем
Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.
Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.
Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.
Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.
С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.
Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.
В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.
Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.
Отставание в развитии
У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.
Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.
Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.
Проблемы в социальном развитии
Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.
Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.
Диссонансы развития
Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.
Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.
Период адаптации в новой семье
Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.
Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.
Юридические вопросы
Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.
Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.
Проблемы современного семейного воспитания
ГОСТ
Семейное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на ребенка семейного уклада и взрослых членов семьи.
Основной обязанностью родителей является полноценное формирование личности ребенка с самых первых его дней появления на свет. Именно семья оказывает влияние на приобщение ребенка к существующей социальной действительности. Семья является первым и самым значимым воспитательным институтом в жизни каждого ребенка.
Нравственная и гражданская позиция родителей как одна из проблем семейного воспитания
Одной из основных проблем современного семейного воспитания является нравственная позиция родителей и особенности их взаимодействия с собственным ребенком.
Современные родители зачастую уделяют очень мало времени своим детям. Это связано с их занятостью, стремлением построить карьеру и достичь определенного материального благополучия. Как показывает практика, при таком положении дел в семье, воспитанием детей занимаются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие сестра или братья. Несмотря на заботу со стороны других родственников, дети испытывают дефицит внимания от родителей.
Дети, которые испытывали дефицит внимания со стороны родителей, вырастают и возвращают родителям гораздо меньше любви и заботы, чем дети, которых родители воспитывали самостоятельно и уделяли их достаточно много времени.
Однако, в настоящее время нет однозначного ответа, как же все-таки правильно воспитывать в семье. Чрезмерная опека и внимание со стороны родителей также могут оказать негативное влияние. Взрослее ребенок будет стремиться уйти из-под опеки родителей, стать самостоятельным. Иногда это приводит к тому, что дети стремятся доказать свою «взрослость» совершая различные поступки, не всегда укладывающиеся в общепризнанные нормы. Аналогично и в случае, когда ребенку уделяется мало внимания, ребенок стремится привлечь родителей к себе, совершая разнообразные провокационные поступки.
Готовые работы на аналогичную тему
Также нет единого ответа и на вопрос как правильно в семье воспитать духовно богатую и нравственную личность. Современный нравственный уровень подрастающего поколения находится на таком уровне, который не соответствует потребностям общества. Данное противоречие является актуальным в современной педагогике, которая считает, что только в семье можно воспитать действительно полноценную и развитую личность, обладающую всеми необходимыми нравственными качествами.
Таким образом, на родителей возложена большая ответственность по воспитанию нравственной и культурно богатой личности. Достигается это в основном за счет собственного примера, который родители подают детям.
Технологический прогресс
Еще одной проблемой современного семейного воспитания является технологический прогресс, который внес в жизнь общества разнообразные гаджеты. Зачастую ноутбуки, планшеты, компьютеры и сотовые телефоны заменяют детям «живое» общение со сверстниками и родителями. Однако главной проблемой является – зависимость от гаджетов.
Проблема возникает в тот момент, когда родители впервые дают ребенку гаджет, чтобы он им не мешал. Это конечно значительно решает вопрос о свободном времени родителей, но отрицательно сказывается на воспитании, обучении и развитии ребенка. Гаджеты не учат детей правильному взаимодействию с окружающим людьми, а оказываемая нагрузка на психику ребенка столь велика, что не все дети ее выдерживают.
Зависимость современных детей от гаджетов очень велика, поэтому одной из задач современных родителей является своевременное принятие соответствующих мер. Необходимо заинтересовать ребенка таким видом деятельности, который будет не только более привлекательным, чем компьютерные игры, но и окажет положительный эффект на воспитание и развитие ребенка.
Одним из наиболее эффективных средств сплочения семьи и увлечение ребенка, является семейная традиция или традиции. Например, еженедельные совместные походы на выходных. Это не только способствует сплочению семьи, но и оказывает положительный воспитательный эффект на детей.
Рост количества семейных разводов
Одной из наиболее значимых проблем воспитания в современной семье, является возрастание числа разводов. Данная проблема приводит к тому, что ребенок воспитывается в неполной семье, у него формируется неправильная модель семейной жизни.
Кроме того, сам процесс развода, зачастую проходит в череде ссор и выяснений отношений, которые видит ребенок. Для ребенка нет ничего ужаснее в жизни, чем наблюдать за тем, как ссорятся и расходятся его самые любимые и дорогие люди.
Порой развод ставит ребенка в положение выбора, ему необходимо определиться с кем из родителей он хочет остаться. Довольно часто такой выбор сделать сложно, так как ребенок в равной степени любит обоих родителей, а необходимость его все-таки сделать приводит к неврозам.
После развода ребенок не только сам переживает произошедший разрыв, но и видит, как тяжело морально и физически тому родителю, с которым он остался жить. Как показывает практика, в основном дети остаются с мамами, которым приходится очень много работать, чтобы прокормить и одеть детей, обеспечить их необходимый уровень жизни. Все это действует угнетающе на ребенка.
Решение данной проблемы видится в предварительной психологической и нравственной подготовке будущих родителей. Осуществлять данную подготовку необходимо с самого раннего возраста. Особенно она будет эффективна, если ребенок изначально воспитывается в дружной и благополучной семье, где родители любят и уважают друг друга. В дальнейшем, в своей семейное жизни, ребенок будет ориентироваться на ту модель семьи, которую ему показали родители.
В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности.
Источник https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/edinstvennyj-rebenok-v-sem-e-vozmozhnye-problemy/
Источник https://www.ya-roditel.ru/parents/family_adopt/osnovnye_problemy_priemnykh_detey/
Источник https://spravochnick.ru/pedagogika/problemy_sovremennogo_semeynogo_vospitaniya/
Источник