Содержание
Эволюция российской семьи
В России идет Год семьи. Это не шоу, не череда праздничных мероприятий. Тема семьи стала приоритетной, что отражает общую озабоченность состоянием этого института, а точнее — кризисом семейных ценностей, который переживает современное общество. Наблюдаемый демографический перекос привел к депопуляции населения. В числе причин называют ухудшение здоровья потенциальных родителей, жилищные проблемы, бедность и неуверенность в завтрашнем дне, плохую экологию и т. д. Говорят и о том, что демографический кризис имеет не в последнюю очередь морально-этическую природу: иметь детей для многих означает отказ от многих благ, от карьерного роста.
Тем не менее семья и дети для наших соотечественников остаются в числе ключевых ценностей, ведь в России испокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание им семьи, рождение детей.
В предлагаемой статье известный демограф Анатолий Григорьевич Вишневский обращается к опыту прежних поколений, к истории развития семейных отношений и анализирует состояние современной российской семьи.
На исходе XIX века
Семья большая и малая
Веками формы традиционной крестьянской семейной жизни были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.
В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга. 1
Но наряду с большими всегда существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.
Историки и социологи давно уже ведут споры о том, каким было соотношение этих двух форм существования «супружеской семьи» в прошлом. Было время, когда они единодушно полагали, что во всех без исключения обществах, где сейчас господствует малая супружеская семья, прежде безусловно преобладала семья сложная, которая была основной формой частного общежития, предшествовавшей современной малой семье. В последние десятилетия это единодушие исследователей было сильно поколеблено: анализ исторических источников привел многих исследователей к выводу, что в действительности в прошлом малая супружеская семья встречалась гораздо чаще, чем полагали прежде.
Сам факт извечного параллельного существования малых и больших семей едва ли вызывает сомнение. Иначе не могло и быть — формирование того или иного типа семьи не было жестко детерминированным процессом, речь может идти только о том, какой была вероятность появления каждого из них. Необходимо ясно понимать, в каких демографических условиях шло формирование семьи еще 100–200 лет назад. Неразделенные семьи, как правило, были «отцовскими», т. е. продолжались по мужской линии, причем женатые сыновья оставались в родительском доме, а замужние дочери уходили в семью мужа. В русской деревне в родительской семье обычно оставались все женатые сыновья со своими женами и детьми. Для того чтобы сложилась и была зафиксирована статистикой трехпоколенная неразделенная «отцовская» семья, надо, чтобы в семье старшего поколения был хотя бы один сын, доживший до возраста, когда он может жениться и иметь детей, и чтобы хотя бы один из его родителей был жив к этому моменту.
В допромышленную эпоху, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других подобных обстоятельств, вероятность выполнения указанных условий была невысока. Поэтому, даже если допустить, что большинство людей стремились к созданию и сохранению многопоколенных, неразделенных больших «отцовских» семей, совершенно неизбежным было большое число несостоявшихся или частично состоявшихся семей этого типа. Во втором случае складывалась, например, «братская» семья — сложная, но двухпоколенная. В первом же случае возникала малая семья, состоящая из супругов с детьми, а иногда и без них. Такая семья и трактуется исследователями как «супружеская», или «нуклеарная» (группирующаяся вокруг «супружеского ядра»). Но в прошлом — это вынужденная нуклеарность.
Подобные малые семьи не стремятся воспроизвести себя в прежнем виде, а при малейших благоприятных условиях превращаются в большие, сложные. История знает самые разные способы преодоления вынужденной нуклеарности. Во многих странах, в том числе и в России, было широко распространено усыновление при отсутствии прямых потомков мужского пола, причем усыновляемым мог быть не только ребенок, но и взрослый мужчина. Когда для этого были условия, практиковалось и «приймачество» — вопреки обычаю замужняя женщина вместе с мужем жила в семье своих родителей.
Малая супружеская семья скорее всего ровесница большой, неразделенной, ее постоянная спутница. Сосуществуя на протяжении веков, они находились в своеобразном симбиозе, нуждались друг в друге, знали и конкуренцию, и противоборство, и взаимные уступки.
Явные экономические и демографические преимущества большой семьи долгое время исключали массовое стремление малых семей к обособленному существованию. Малая семья, группирующаяся вокруг супружеского ядра, никогда не противостояла большой семье как тип, скорее, она ощущала свою неполноценность, незавершенность по сравнению с большой и стремилась при первой возможности превратиться в такую большую, сложную, многопоколенную семью, в недрах которой она чувствовала себя более защищенной. Человек здесь меньше зависел от столь частых в прошлом экономических, демографических и прочих случайностей.
Но за эту относительную защищенность супружеской семье приходилось платить дорогую цену. Такая семья была двуликим Янусом. Одним ликом она была обращена внутрь себя — к супружеству, продолжению рода, воспитанию детей. Другой же лик супружеской семьи был повернут вовне — к непосредственному окружению, к большой семье, которой ее малые составные части, заботясь о своих собственных интересах — тех, что находились под присмотром первого Янусова лика, — уступали львиную долю своего суверенитета.
Так было везде, так было и в России. Крестьянин вел тяжелейшую, но далеко не всегда успешную борьбу за существование, голод постоянно стоял у порога его избы. Большая семья лучше соответствовала условиям земледельческого труда, повышала шансы на выживание. Перед этим решающим соображением все остальные отступали на второй план. Об экономических преимуществах больших крестьянских семей много писали во второй половине XIX века, и следует лишь добавочно указать на некоторые демографические основания предпочтения больших семей. Вероятность для супругов овдоветь, для детей — остаться сиротами, а для стариков — оказаться одинокими в конце жизни была еще очень высока, а принадлежность к большой семье давала всё же некоторую дополнительную «страховку», защищавшую овдовевшую многодетную мать, детей-сирот или беспомощных стариков от голода и полной нищеты.
По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Согласованность основных черт такой семьи, равно как и крестьянской общины, в которую она входила, со строем хозяйственной жизни делала этот тип социальной организации прочным, устойчивым. Он же в свою очередь придавал устойчивость хозяйственной, да и политической системе.
Столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких складывались общественные устои, — так она и виделись авторам XIX века. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей.
Настал, однако, момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою вековую устойчивость. Деревня всё в меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.
Супружеская семья в поисках суверенитета
Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI—XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым. ». 2 Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.
Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45–49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.
Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.
Браки не отличались большой долговечностью, однако не из-за разводов. Вследствие высокой смертности всегда был высоким риск прекращения брака из-за овдовения одного из супругов. В самом конце XIX века, в 1897 г., доля вдов среди всех женщин бракоспособного возраста составляла 13,4%. У мужчин соответствующий показатель был значительно меньшим — 5,45%. В это же время к возрасту 31 год среди не состоявших в браке женщин доля овдовевших была выше доли никогда не вступавших в брак: к 50 годам овдовевшими были 25% женщин, к 62 годам — половина, к 74 годам — свыше 75%.
Овдовение в значительной мере компенсировалось повторными браками, почти обязательными в условиях крестьянской жизни. На рубеже XIX и XX веков (1896–1905) доля повторных браков в общем числе браков составляла примерно 14% для мужчин и 8% для женщин. В результате каждый мужчина и каждая женщина, дожившие до брачного возраста и сыгравшие свадьбу (один или более раз), жили в браке в среднем четверть века.
Что же представляла собой эта четвертьвековая жизнь в браке?
С. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», описывая древние русские семейные порядки, отмечал, что «отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя». В словах Соловьева выражена позиция просвещенного XIX века. Однако ведь и в то время большинство россиян переходили из детского во взрослое состояние без всяких промежуточных ступеней, а вступление в брак лишь формально отмечало точку этого перехода: «малый» становился «мужиком». Неудивительно, что многое из тех отношений, которые столь критически оценивал Соловьев, дожило и до XX столетия.
В России уже давно пытались хоть как-то ограничить браки по принуждению. Соловьев цитирует патриарший указ XVII века, предписывавший священникам «накрепко допрашивать» женихов и невест, а также их родителей, «по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи». Ломоносов призывал «венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали». Но на деле еще и в XIX веке молодые люди очень часто вступали в брак по выбору родителей. Притом, хотя брак всегда понимался как интимный союз мужчины и женщины, при заключении брака на первый план чаще всего выходили экономические и социальные соображения.
В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу — способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится — слюбится».
«Малый», становясь «мужиком» в очень молодом возрасте и продолжая жить в составе «отцовской» семьи, оставался человеком несамостоятельным. А положение женщины было еще хуже: она не только зависела от мужа, но, войдя в большую семью, оказывалась также в зависимости от свекра, свекрови, других мужчин в семье, их жен и т. д. Она сразу же становилась одной из семейных работниц, и эта ее роль находилась в постоянном противоречии с ее же ролями жены и матери. Но были и другие стороны ее зависимого положения в семье, о которых принято было умалчивать, например, снохачество.
Собственные внутренние связи и отношения супружеской семьи, не имевшей достаточной самостоятельности, оставались неразвитыми, не играли в жизни людей той особой роли, какую они приобрели в наше время. А потому и каждый отдельный человек ощущал себя прежде всего колесиком сложного механизма большой семьи, обязанным исправно исполнять свой долг по отношению к ней, и лишь в очень малой мере видел в семье среду для раскрытия и реализации своей индивидуальности. Такая семья не была той социализирующей средой, в которой могла сложиться независимая, индивидуализированная человеческая личность. Человек для семьи — таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.
Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. До поры растворение человека в семье было оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Но стоило этим двум необходимостям немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы лишилась своего оправдания, привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.
Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX—начала XX века — от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.
Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.
Бунт на семейном корабле
Россия была не первой страной, столкнувшейся с кризисом традиционной семьи. К началу XX века многие западные страны уже прошли через него, традиционная большая семья стала достоянием истории, уступила место высокомобильной, малой, «супружеской» семье. «За время плаванья, которое должно было привести семью в современность. она отделилась от окружавшей ее общины, воздвигнув — чтобы защитить себя — непреодолимую стену частной жизни. Она прервала свои отношения с дальней родней и ослабила даже те, что поддерживала с близкими родственниками. Как удалось семье незаметно покинуть свою стоянку у причала традиции? . Команда корабля — мать, отец и дети — вот кто с радостью разорвал державшие его путы, чтобы отправиться в свое собственное плаванье». 3 Эти слова относятся к западноевропейской семье, но то же самое — пусть и позднее — произошло и с семьей российской.
Быть может, главной силой, взорвавшей изнутри старинный семейный уклад и ускорившей его кризис, стала и наиболее придавленная этим укладом женщина.
Хотя определенные шаги к изменению места женщины в семье и обществе были сделаны еще петровскими реформами (освобождением ее из терема), и в XIX веке идеи женского равноправия не были популярны в России и воспринимались как нечто чуждое русской традиции и русской культуре. И. Киреевский находил первый зародыш знаменитого впоследствии учения о всесторонней эмансипации женщины в «нравственном гниении высшего класса» европейского общества. В ненужности, более того, во вреде эмансипации был убежден и Л. Толстой и много писал об этом. Но, видимо, не только в европейской заразе и «высших классах» коренились причины нараставшей в России борьбы за расширение женских прав. Наверное, не следует недооценивать вклада в борьбу за женское равноправие просвещенных и интеллигентных женщин. Однако решающие события происходили всё же не в великосветских салонах. Главной ареной перемен в положении женщины была деревня.
По мере того как в деревню проникали городские заработки, городские формы труда и быта, вообще новые веяния городской жизни, по-новому воспринималось и положение женщин в семье, нарастало их недовольство. Интуитивное, плохо осмысленное, оно, тем не менее, было ответом на менявшиеся условия и само было частью перемен, которые подспудно вызревали в России, причем в тех общественных слоях, что и слыхом не слыхивали о европейском «нравственном гниении». Протест против деспотизма патриархальной семьи был первым естественным проявлением такого недовольства. «Мужик каждый говорит, что все разделы идут от баб, потому что народ нынче «слаб», а бабам воля дана большая, потому де, что царица малахвест бабам выдала, чтобы их не сечь. »; «весь бунт от баб: бабы теперь в деревне сильны» — свидетельствовал осведомленный современник. 4 «Чья власть удивительно возросла — тихо, незаметно, под шум перемены отношений — это власть матери. Она отвоевала не только долю юридической свободы, но заставила поделиться мужа и верховными правами родительскими», — вторил ему другой. 5
«Бабий бунт» в деревне — лишь одно, хотя и очень яркое проявление назревавших, начинавшихся семейных перемен. Рядом с «женской» их линией видна еще одна — «детская».
В народном сознании было глубоко укоренено представление о безграничных правах родителей по отношению к детям и столь же безграничном долге детей по отношению к родителям. Даже в конце ХIХ века родительская власть была очень велика. Всё еще встречалось выражение «отец заложил сына» (т. е. отдал в работу на определенный срок, а деньги взял вперед). Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе сыновей, а особенно — о замужестве дочерей. И всё же к концу ХIХ века старые семейные порядки в отношениях родителей и детей уже трещали по швам, ослабли и былое уважение родителей, и былая покорность им, хотя внешне многое еще сохранялось.
В той мере, в какой власть родителей еще сохранялась, она всё больше держалась на одной лишь прямой экономической зависимости детей. На протяжении всей второй половины ХIХ века перемены в экономических условиях жизни семьи и во внутрисемейных отношениях расшатывали устои большой неразделенной семьи, и нарастало число семейных разделов. С каждым днем становилось яснее: преимущества большой семьи уже не перекрывают ее недостатков, жить в такой семье становилось всё более тягостно. Скрытые от глаз внутренние антагонизмы большой патриархальной семьи вышли наружу. «Все крестьяне осознают, что жить большими семьями выгоднее, что разделы причиною обеднения, а между тем все-таки делятся. Есть же, значит, этому какая-нибудь причина? Очевидно, что в семейной крестьянской жизни есть что-то такое, чего не может переносить всё переносящий мужик», — писал автор знаменитых писем «Из деревни» Энгельгардт, последовательный противник семейных разделов.
Неизбежность перемен
К началу XX века российское общество оказалось перед лицом острейших экономических и социальных проблем, на фоне которых демографические и семейные неурядицы могли выглядеть не самыми главными. Во всяком случае о них говорили и писали намного меньше, чем, скажем, об экономической отсталости, о земельном вопросе, о бедности или бесправии народа, о необходимости политических перемен и т. д. Но всё же нельзя сказать, чтобы эта сторона народной жизни совсем не привлекала внимания. Огромная смертность, учащавшиеся попытки уклониться от рождения детей или отказ от детей, уже рожденных, «падение семейных нравов», женское эмансипационное движение в городах и «бабий бунт» в деревне, непокорность взрослых детей и ослабевавшая родительская власть, умножавшиеся крестьянские семейные разделы — всё это говорило об обесценении вековых заповедей семейной жизни, об усиливающемся ее разладе.
Разлад был замечен всеми и стал объектом критики, самокритики русского общества, всё более осознававшего необходимость обновления. Изменения в семейной и вообще частной жизни людей были лишь одной из сторон всеобщих перемен, переживаемых Россией в пореформенный период, когда четко обозначилось ее стремление превратиться в современную промышленную страну. За четыре десятилетия, последовавшие за отменой крепостного права, все прежние равновесия были нарушены, а новые — еще не созданы. Российское общество вступило в полосу тяжелого, затяжного кризиса.
Не могла избежать этого кризиса и вся система семейных и демографических отношений. Впрочем, то самое развитие, которое ввергло частную жизнь людей в кризис, создало возможности и выхода из него.
Экономическая необходимость предписывала определенные формы организации семейного производства, разделения труда в семье и т. п., но семья и общество всегда вынуждены были считаться также с демографической необходимостью, которая ставила предел даже и экономическим требованиям. Ей были подчинены многие важнейшие нормы и стереотипы поведения. Культурная и религиозная традиции отводили высокое место ценностям материнства и отцовства и в то же время налагали суровые запреты на маргинальные формы поведения, которые могли позволить женщине или супружеской паре уклониться от выполнения своего родительского долга. Никакое своеволие не допускалось, принцип «человек для семьи» находил здесь одно из самых прочных своих оснований. Снижение же смертности и рождаемости стало двойным сдвигом, резко расширявшим демографическую свободу семьи и ее членов и наносившим этому принципу непоправимый урон.
В самом деле, чем меньше времени, сил, энергии требует от женщины и семьи биологическое воспроизводство, тем больше они могут расходоваться (без ущерба для продолжения рода) на воспроизводство социальное: саморазвитие и самореализацию личности, социализацию детей, передачу и обновление культурных образцов, производство материальных благ и т. п. Старые же семейные порядки никакого выбора не признают, семейные роли и семейные обязанности строго раз и навсегда закреплены, что и оправдано экономической и демографической необходимостью, интересами физического выживания. Стоит этим двум необходимостям хоть немного ослабеть, и жесткая предопределенность человеческой судьбы теряет свое оправдание. Привычные формы демографического и семейного поведения перестают удовлетворять людей, появляется новая активность, направленная на то, чтобы заполнить расширившееся пространство свободы, добиться более долгой жизни для себя и своих детей, отстоять интимность своей семейной жизни, открыть для себя новые социальные роли, полнее реализовать себя.
Пусть в России конца XIX—начала XX века всё это было доступно лишь узкому слою людей и недостаточно осознано всем обществом, а всё же движение уже началось, многое предощущалось, кое-что было известно из примера более продвинутых европейских стран. Разлад в старых семейных порядках, конечно, тревожил современников, но было и ожидание желаемых позитивных перемен.
Было бы хорошо, если бы замена, позволяющая преодолеть кризис традиционных демографических и семейных отношений, произошла в результате их плавной эволюции, постепенной выработки новых форм и норм демографического и семейного поведения, отвечающих новым экономическим и социальным условиям, которые тоже складывались бы постепенно. Но в условиях быстро менявшейся России на это было мало шансов, у нее просто не было времени на постепенные, от поколения к поколению, изменения. Страна стремительно приближалась к социальному взрыву, в котором предстояло сгореть и старой семье.
(Начало. Продолжение в следующем номере)
1 Строго говоря, слово «семья» не вполне применимо к таким формам общежития, и в бытовом, и тем более в научном языке их обозначают терминами «хозяйство», «домохозяйство», в России в прошлом в этом случае употреблялось слово «двор».
2 Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993, с. 209.
3 Shorter E. Naissance de la famffle moderne. XVIII—XX siecle. — Paris: Seuil, 1977.
4 Энгелъгардт А.Н. Из деревни: 12 писем: 1872–1887. — М.: Мысль, 1987.
5 Звонков А.П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии. — М., 1889. Вып. 1.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьи
Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьи |
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений |
План: Соотношение понятий «брак» и «семья»Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. История развития института семьиПопытки осмысления существования института семьи в историческом времени относятся к середине XIX в. и принадлежат известным социологам и антропологам Л. Моргану, Ф. Энгельсу, М. Ковалевскому, Б. Малиновскому, П. Сорокину и др. Основываясь на анализе их концепций, сделанном С.И. Г олодом, представим следующую периодизацию развития института семьи. Функции семьиФункции семьи — это способность семьи удовлетворять определенные потребности самих членов семьи, а также определенные потребности общества и государства (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Особенности современной семьи, динамика и тенденции ее развитияСемья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. План семинарского занятия по теме Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьиВопросы для обсуждения: Литература: Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) 1-23 01 04 Пс0ихология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. — Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. — 179 с. Понятие семьи в современной и исторической плоскостиСемейный союз любящих сердец рассматривается обществом с духовной и юридической стороны. Определение брака можно найти в исторических, социологических, юридических и философских трактатах. Что же такое брак и как это понятие менялось со временем в разных странах мира? Юридический взгляд на семьюВ плоскости правоотношений брак — это официально оформленный по закону добровольный союз с целью создания семьи. Его регистрация порождает взаимные права и обязанности супругов, касающиеся личных и имущественных вопросов. С точки зрения закона, заключение брачного союза основывается на правовых нормах, а не на моральных устоях. Семейный статус определяет систему обязанностей и прав для каждого из супругов. Брак является не только способом оформления отношений перед государством, но и формой социального контроля. Официальный брак регистрируется в государственных или религиозных инстанциях, наделенных соответствующими полномочиями. Права и обязанности супругов возникают исключительно в зарегистрированном союзе. Простое сожительство партнеров (гражданский брак) не порождает никаких правоотношений. Штамп в паспорте гарантирует соблюдение прав каждого члена семьи в различных правовых ситуациях. Для решения наследственных, алиментных, жилищных вопросов необходимо представить свидетельство о заключении брака. Условия заключения бракаПоскольку заключение брачного союза регулируется Семейным кодексом РФ, имеется ряду условий:
Если хотя бы одно из условий нарушено, брак может быть признан недействительным. Такое решение принимает исключительно суд. Например, сокрытие венерической болезни или наличие действующего брака дает законное право обманутой стороне требовать расторжение брачного союза. При этом права детей, родившихся в недействительном браке, соблюдаются в полном объеме. Для заключения брачного союза мужчина и женщина должны подать совместное заявление в ЗАГС. Законом предусмотрен месячный срок для проверки их намерений. Он может быть сокращен или увеличен, если на то имеется уважительная причина (максимум на месяц). Брак может быть заключен в день подачи заявления в особенных случаях:
Брак вступает в юридическую силу с момента росписи супругов в Книге регистрации актов гражданского состояния. Союз не имеет определенного срока действия. Формы бракаСемья, как и любая сфера человеческой жизни, имеет свойство изменяться со временем. Семейно-брачные отношения прошли длинный исторический путь от группового брака до традиционного союза. Еще не так давно, общество принимало лишь семьи, созданные с церковного позволения, то есть церковную форму брака. Сегодня же свободные отношения стали обыденным явлением. В современном социуме существует несколько форм брачных союзов. По способу заключенияЦерковный бракФорма союза с многовековой историей и широким распространением в средние века. Бракосочетание относится к обрядам Святого Таинства и называется венчанием. Его проводит священнослужитель, наделенный соответствующими полномочиями. И по сей день такой союз обладает юридической силой во многих странах (Англия, Кипр, Польша и др.). Гражданский бракБрачный союз, оформленный органами государственной власти. Впервые был введен в Нидерландах в XVI веке, чтобы поддержать интересы диссидентов и католиков. Позже в Батавской республике он был введен в обязательном порядке. Вслед за Нидерландами, гораздо позже гражданский брак переняли другие европейские государства (Англия, Шотландия, Ирландия). Фактический бракСожительство мужчины и женщины, никак не оформленное перед законом. Такой союз юридически признается не во всех странах. В качестве исключения можно назвать Германию, Италию, Эквадор и др. Определяющими моментами считаются — ведение совместного хозяйства и наличие общих детей. По временному периодуВременный бракСоюз, заключенный на определенный период времени. Его указывают в брачном соглашении по обоюдному согласию сторон. По истечению оговоренного периода брак прекращается, а вместе с ним и любые правоотношения между супругами. Данная форма семейных отношений пришла из Корана. Чаще она практикуется у мусульман и называется «мута». Женщина обладает всеми правами законной супруги, а дети являются наследниками. Фиктивный бракОфициальная регистрация союза без реального намерения создать семью. Цель — получение выгоды в той или иной форме (гражданство, имущество, льготы и т. д.). В некоторых странах за «обманный» союз предусмотрена ответственность перед законом в разной форме. По социальной принадлежности супруговМорганатический бракОфициально зарегистрированный союз между лицами, принадлежащими к разным социальным слоям общества. Форма не такая уж и редкая для наших дней. Например, в Японии в 2005 году принцессу лишили титула из-за брака с простолюдином. При этом не только она, но и ее дети не смогут занять императорское место. В истории полно примеров неравных брачных союзов. Впервые запрет был введен в немецкоговорящих странах в XVII веке. Знатные особы должны были заключать союзы только с равными себе, чтобы сохранить династические порядки. Однополый бракОфициальные однополые отношения. Вопрос признания гомосексуальных браков с недавних пор остро встал перед государственной властью. В некоторых странах (Гренландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия и др.) такой брак обладает юридической силой и признается государством и обществом. Однополые пары могут брать в семью приемных детей. Большинство церквей и правительств все же отвергают такую форму брака. По количеству супруговМоногамияСоюз одного мужчины и одной женщины. Самая распространенная на сегодняшний день форма брака, возникшая в период развития земледелия. Возможность прокормить свое потомство без помощи рода дала толчок развитию «личных» отношений на двоих. Встречается в двух видах — допускающий развод и пожизненный союз. ПолигамияСоюз одного мужчины и нескольких женщин одновременно. Брак заключается отдельно с каждой женой. Многоженство практикуется в исламских государствах и имеет религиозное обоснование. Законы Шариата допускают не более четырех жен. Исторически в Древней Греции в период затяжных войн наблюдалась временная полигамия, когда мужчин просто не хватало. После восстановления численного равновесия между полами такие браки отменялись. ПолиандрияСоюз одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Многомужество относится к редким брачным формам. Историческая причина ее появления — необходимость регулировать численность населения в странах с ограниченными природными ресурсами. Была развита в углубленных районах Тибета, Индии, Крайнего Севера, на полинезийских островах. Ранее многомужество встречалось повсеместно — в период матриархата. Сегодня такой семейный уклад сохранился у малочисленных народов Гавайских островов и Тибета. Групповой бракСожительство нескольких женщин и мужчин. Более привычное название — «шведская семья», хотя сами шведы официально не признают такую форму семейного союза. Групповой брак скорее экспериментальная форма отношения для представителей современной молодежи. Историки групповые браки относят к древнейшему виду, когда все мужчины одного рода могли вступать в брак со всеми женщинами другой такой группы. Формы брака в современной РоссииСогласно Семейному кодексу РФ, закон признает лишь одну форму брака — гражданский союз. Это официально зарегистрированные отношения перед уполномоченным лицом. В последнее время масштабно обсуждается вопрос внесения поправок, призванных узаконить религиозные обряды и фактическое сожительство. Пока инициатива остается на уровне обсуждения. Если обратиться к истории, то в дореволюционной России функции ЗАГСа исполняла именно церковь. Венчание приравнивалось к признанию союза законом и государством. Современным молодоженам требуется сначала посетить ЗАГС, а затем уже по желанию пройти обряд венчания. Социальные процессы не стоят на месте. На смену традиционному браку пришли альтернативные его формы. Но они являются лишь новым веянием, которое не находит отражение в правовой плоскости. Например, молодежь предпочитает гостевой брак, при котором каждый из супругов проживает на своей «территории» после регистрации отношений. Они встречаются по желанию периодически и не ведут совместного хозяйства. Или открытая форма отношений, когда супруги позволяют друг другу иметь отношения на стороне. Как правило, это прописывается в брачном контракте, чтобы исключить дальнейшие споры. При этом свободная сексуальная жизнь не приравнивается к измене для обоих партнеров. Пробный брак — это совместно проживание людей, проверяющих свои отношения на прочность. Как только пара хочет завести совместных детей, она идет регистрировать брак. Конкубинат или «адюльтер» стал уже обыденным явлением. Когда женатый мужчина состоит в связи со свободной женщиной. Он оказывает ей финансовую поддержку, в случае рождения ребенка признает все его права. Это одна из форм полигинии. Стоит отметить, что альтернативные формы брака являются вариациями традиционных его видов. Они возникают из-за развития интересов узких социальных групп — гомосексуалистов, сторонников свободных отношений, религиозных фанатов. Их успех и развитие зависит от жизнеспособности и активности данных групп, их «веса» в обществе. Несмотря на то, что Россия активно перенимает иностранный опыт во многих сферах, до сих пор на ее территории многие западные веяния остаются незаконными — полигамные и гомосексуальные браки. Расторжение брака по заявлению одного из супругов возможен в некоторых случаях. При неявке в суд по разводу при получении повестки истца ждет ответственность. Подробную информацию об этом читайте здесь. Вам необходимо разделить кредит при разводе? Как это сделать правильно, вы можете узнать из нашей статьи. Заграничный опытОсобенно интересен институт брака в восточных странах. КитайВ Китае семейные отношения регламентирует «Закон о браке». Они предусматривает равные права и обязанности сторон. Китайцы не признают полигамию, поэтому нахождение в нескольких союзах одновременно запрещено. Для жениха и невесты перед бракосочетанием процедура медицинского обследования является обязательной. Нарушение запрета на заключение союза с родственным лицом грозит уголовным наказанием. Условия заключения и расторжения брачного союза схожи с нормами других стран мира. Регистрация проводится в брачном бюро с выдачей свидетельства. Иностранные граждане также имеют право заключать брак на территории Китая. Гомосексуальные отношения запрещены. Бракосочетание может не состояться по нескольким причинам:
Для традиционного китайского общества сам процесс развода является аномальным, тенденция порицается обществом. Тем не менее, статистика по бракоразводным процессам только растет — уже достигла 39%. ЕгипетВ Египте брак заключается по закону Шариата, если глава семьи мусульманин. Минимальный возраст для создания семьи для женщины — 16 лет, для мужчины — 18. Египтяне практикуют многоженство, но в реальности таких браков мало — всего 5%, потому что финансовой состоятельности египтянин добивается лишь к 35 годам. Вторую жену могут позволить себе лишь обеспеченные граждане. Муж должен относиться ко всем своим женам одинаково, никого не выделяя, в том числе оказывать равную материальную поддержку. По закону египетский муж должен оповестить первую супругу о намерении обзавестись второй семьей. При этом согласие женщины не требуется. Первая супруга может подать на развод в течение одного года, если возражает против увеличения семьи. В таком случае инициатором развода будет считаться мужчина. Ислам допускает развод. В Египте статистика разводов достаточно высокая для арабских стран — 40%. Если есть дети, родственники супругов сделают все, чтобы предотвратить распад семьи. Чтобы развестись, мужчине-мусульманину достаточно произнести трижды «развод». После двух первых слов еще возможно примирение, после третьего — брак считается аннулированным, если в течение трех месяцев не выяснится, что женщина беременна. Если развестись хочет жена, процесс проходит сложнее и может длиться годами. При этом она не получает компенсацию со стороны супруга, а это очень большие деньги. У египетских христиан развод под запретом за редким исключением. В любом случае разрешение на повторное венчание получить будет невозможно. А все браки заключаются исключительно церковным обрядом. Речи об однополом браке в арабской стране быть не может ЯпонияЯпонцы отличаются более поздним возрастом вступления в брак. Хотя по закону для создания семьи мужчина должен быть старше 18 лет, а женщина — 16 лет. Реальная статистика показывает, что жители восточной страны вступают в брак после 30 лет. Это связано с необходимостью финансово состояться. При этом процент разводов самый низкий в мире. В Японии регистрация брака и сама свадьба — это два разных события. Если в России молодожены в один день регистрируют союз и отмечают это, то у японцев между этими датами может быть промежуток от нескольких месяцев до десятилетий. Японцы, как самая традиционная нация, отрицают многоженство. Между тем, в 2015 году властями было принято решение выдавать регистрационные свидетельства однополым парам в некоторых городах (Токио, Ига). Японцы до сих пор предпочитают заключать договорные браки, выгодные их семьям. Союзы по любви также встречаются, но реже. У каждого народа имеется своя история становления института семьи в зависимости от ментальных особенностей, территориального положения и прогрессивного фактора. В целом, традиционные формы семьи все-таки превалируют над альтернативными видами. Официальный брак во всем мире дает гарантию соблюдения прав каждого из супругов. Источник https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430650/Evolyutsiya_rossiyskoy_semi Источник http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/146-psixologiya-semejnyx-otnoshenij/2931-kulturno-istoricheskij-analiz-proisxozhdeniya-i-razvitiya-braka-i-semi Источник https://zakonguru.com/semejnoje/zakluchenije-braka/ponyatie-semi-v-istorii-i-kulture.html Источник |