Содержание
Проблемы воспитания подростков в период взросления
Проблема взаимоотношений родителей и подростков стара как мир. Даже если разница в возрасте между вами и вашими детьми невелика, недопонимания по некоторым вопросам не избежать. Особенно четко прослеживаются трудности в период полового взросления подростков: изменения собственного тела, выброс гормонов, первая влюбленность – все это часто провоцирует возникновение конфликтных ситуаций.
Ссоры с маленькими капризными детьми интенсивны, но недолговечны. Конфликт с подростком может тянуться долго и серьезно ранить все стороны, принимающие в нем участие. В этом возрастном диапазоне механизмы манипуляции работают существенно хуже, поскольку подросток их замечает (если не в сам момент манипуляции, то позднее).
Проблемы общения из-за грубости подростков с родителями
Одной из проблем, весьма часто возникающей между родителями и детьми подросткового возраста, является внезапная грубость, которой не ожидают близкие. Порой сам подросток не может понять, откуда в нем взялось желание вести себя подобным образом.
Негативные поступки — не редкость даже в жизни великих людей, ставших в дальнейшем образцом нравственного поведения. Подросток порой не в силах управлять собственными действиями: достаточно быстро осознавав их неверность, он не может сразу их прекратить.
Чтобы не возникало проблем между подростками и родителями, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
- Грубость подростка следует резко пресекать.
- Пока он не извинится, лишите его общения с вами. Совсем не обязательно, что он будет говорить слова извинения. Достаточно того, что он подойдет к матери и прижмется к ней или просто встанет рядом. Возможно, когда ребенок войдет в комнату, на его лице вы прочтете извинение, которое он не может пока произнести, — сколько взрослых не могут этого сделать!
- Это ваш ребенок. И он умеет только то, чему его научили вы. Обучите его просить прощения. Обнимите и скажите, что вы чувствовали в момент конфликта. Спросите, что чувствовал он. Попробуйте услышать друг друга. Любые слова обвинения в вашу сторону стоит прервать. Скажите, что вы не готовы ни к такому тону, ни к таким словам и что всем нужно остыть. Дайте подростку еще немного времени подумать. Затем начните обучение сначала.
Есть один важный момент, который необходимо учитывать родителям, желающим избежать проблем в отношениях с подростками. Дети в период взросления весьма часто критично глядят на себя и других, но собственные негативные действия порой не замечают или осознают их лишь тогда, когда они уже привели к тупиковой ситуации. Им очень хочется вырваться из нее, но коммуникативных навыков для этого не хватает. И тогда они продолжают упорствовать в том, что сами уже давно считают неверным. Задача взрослого в этой ситуации заключается в том, чтобы продемонстрировать поведение мудрого, а не быстрого на расправу человека и как можно скорее прекратить разворачивающийся конфликт, пока все его участники не успели сказать лишнего и не совершили действий с необратимыми последствиями.
Именно поэтому из всех механизмов манипуляции при воспитании детей- подростков для предотвращения проблем лучше всего использовать быстрое прекращение неверного поведения, чтобы ребенок не смог зайти слишком далеко и сказать то, что потом трудно будет исправить. Родитель просто уходит, оставляя подростка наедине с самим собой. Тот уже умеет обдумывать и оценивать происходящее сам. Более того, часто раскаяния, которое подросток может почувствовать после совершенного проступка, уже достаточно, чтобы не применять наказание.
Возрастные проблемы в отношениях родителей и подростков
У девочек в 11-13 лет и у мальчиков в 13-15 происходят резкие физиологические изменения. Молодой человек, выйдя из-под их влияния, начинает осознавать их силу. Трудности воспитания подростков во многом обусловлены тем, что в этот период в кровь ребенка вбрасывается количество половых гормонов, превосходящее предыдущий уровень в 1000 раз.
В результате, с одной стороны, возникают мощнейшие эмоциональные реакции, которые подросток сможет сдерживать только в том случае, если ранее этому обучен, а также если у него есть волевые навыки (которые также вырабатываются исключительно при правильном воспитании и — внимание! — до шести лет). С другой стороны, половые гормоны на осознанном уровне формируют ощущение взрослости и самодостаточности. Ребенок чувствует себя взрослым, но проявляет взрослое поведение только при условии, что кто-то научил его ответственности, трудолюбию, планированию своих действий и т. д. Если последнего нет, то все вышесказанное формирует желание уйти от нудных требований взрослых в ту деятельность, которая не приносит неприятностей. Ей редко обучают в школе. Итак, подростковый возраст — это не вымысел ученых, это реальные изменения в организме ребенка, которые вскрывают сложности, не решенные в семье на более ранних этапах его развития.
Одну из этих возрастных проблем общения подростков с родителями очень точно отрефлексировал интервьюируемый: «»Тыкают носом» это в плане… если ты набедокурил, а тебе говорят: «Ну как же так? Как ты до этого докатился? Смотри, что произошло!»»
Это уже ошибки тех, кто воспитывает ребенка. Мальчик даже говорит об этом с пониманием: он не осуждает взрослых. Он принимает такой способ общения как должное.
Современные психологи знают, что обучаться можно исключительно через ошибки. Чтобы ребенок, в очередной раз ошибившись, сохранил пыл любознательности и желание получать знания, ни дома, ни в школе взрослые не должны его «тыкать носом». При допущении ошибки необходимо спокойно показать, в чем она состоит, и научить избегать ее в дальнейшем, показав верное решение и, возможно, повторив это несколько раз. Вы можете тихим голосом рассказать, как сами когда-то в этой ситуации сделали ошибку. Можно использовать юмор, но никогда — сарказм. Сарказм лишь подчеркивает ошибку дополнительной издевкой в голосе. После всех этих «тыканий носом» ребенку не хочется учиться, ему хочется не совершать ошибок. Это возможно лишь при условии, что подросток вообще откажется от обучения и каких-либо действий. Именно это и происходит с подавляющим числом учеников еще до пубертатного периода. Проблема воспитания подростков в семье состоит в том, что, привыкнув к «тыканию носом», они и своих детей будут учить подобным образом, отбивая у них любознательность и стремление познавать мир.
Но, совершая ошибки в один период, взрослые могут компенсировать их своими самоотверженными действиями в дальнейшем. Так поступил отец нашего собеседника. Жизнь с подростком — жизнь на вулкане. Основная задача взрослых в этот период состоит в том, чтобы «оставаться на связи» с ребенком и постоянно с ним разговаривать. Разговаривать не о том, как жить, но о том, как преодолевать трудные ситуации.
Ребенок до двенадцати ночи не сделал карту, которую нужно закончить к завтрашнему дню. Отец не читает ему нотаций о том, что все нужно делать вовремя. Вместо этого он садится рядом с сыном и вместе с ним завершает работу. У сына возникает злорадная мысль, что отцу завтра будет плохо, потому что ему нужно рано вставать. Но ведь мальчик в интервью сам сказал, что даже самые опустившиеся подростки не спустят другим людям, если они скажут что-то обидное об их родителях. Мы с вами это хорошо понимаем: на родителей можно обижаться, но нельзя думать, что они плохие. Дело в том, что наша самооценка состоит в том числе из нашей оценки своих родителей. Пока они хорошие, мы тоже хорошие люди.
Подросток может вести себя по-хамски по отношению к ним, но это лишь внешнее поведение. Чтобы он начал вести себя иначе, нужно, чтобы его этому кто-то научил. Иногда этому больно учит гибель одного из родителей.
Практически все «взрослые мысли» мальчика — это, очевидно, повторы того, что говорили родители («шаблонное быдло», «солдафон» и т. д.). Оттолкнувшись в подростковый период от наших представлений, наши дети потом снова приходят к нам: привычным, уютным и понятным.
Именно поддержка взрослого в тот момент, когда подросток будет к ней готов, поспособствует перемене. Вспомните, как сильно интервьюируемого задел тот факт, что другим было на него наплевать. Именно поэтому для него было так ценно внимание отца в середине ночи. Он потому и «пил» это внимание, как вампир: мальчик знал, что это единственный источник поддержки и выживания. И осознание этого было одним из моментов перехода к новому видению себя и своего места в мире.
Родители могут и сами организовать утечку информации, затеяв за праздничным столом дискуссию с другом или родственником. Но они должны вызвать у подростка не просто испуг, а испуг с осознанием того, что еще не все потеряно и можно стать достойным человеком. Подростку нужен инсайт с осознанием наличия в себе сил и резервов.
Такой инсайт возможен только в том случае, когда ребенок постоянно общается с родителями. Чтобы успешно преодолевать проблемы при воспитании современных подростков , родители должны быть доступны для ребенка в любое время суток, несмотря на то что на следующий день у них запланировано множество важных дел. Именно тем, что они показывают ребенку: в их иерархии ценностей его благополучие выше всего, они внушают ему уверенность, что он может и должен измениться. С такими родителями у него все получится. Но если у взрослых другая иерархия ценностей, результат будет иной, и соседи вместе с окружающими скоро начнут говорить: «Надо же, такая благополучная семья и уважаемые родители, но дети…»
Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.
Трудности, связанные с половым взрослением подростков
Понятен страх родителей перед ранними отношениями между подростками. При этом стоит осознавать, что, если ребенок не будет чувствовать в определенное время, что он кому-то нравится, это станет сильнейшей травмой для него.
Конечно, для многих родителей в процессе воспитания разговор с подростком о сексуальных проблемах крайне затруднителен и порой невозможен. Однако всегда можно купить качественную книгу, которую легко «нечаянно» оставить на столе или «забыть» на кухне. В аптечке на виду лучше оставить небрежно лежащую пачку презервативов, которую ваш ребенок сумеет незаметно взять. Не обязательно говорить с ним об этом, но можно обеспечить ему получение необходимых знаний и условия для безопасных отношений.
Расскажите, что влюбленность и любовь — два разных чувства. Влюбленностей может быть много, это сильнейшее ощущение в жизни человека. Но оно безответственно. Это всего лишь влечение к другому, хотя оно и дает один из главных стимулов к жизни.
Любовь — это чувство ответственности за отношения, которые строятся между людьми. Она может начинаться влюбленностью, но обязательно перерастает в сильные длительные чувства, если оба партнера готовы нести ответственность за сложившиеся отношения. Если кто-то не готов, его не нужно удерживать: это ни к чему не приведет. Поэтому важно развивать свою личность, чтобы встретить и удержать того, кто к этому готов.
Если вы не созрели для такого разговора с ребенком, оставьте на столе статью о заболеваниях, передающихся половым путем, и о том, как пользоваться презервативами.
И с мальчиком, и с девочкой нужно обязательно поговорить об ответственности за последствия сексуального общения. Девочка должна знать, что ее отказ от него — вполне нормальное явление и что любящий подросток не может разорвать отношения только на этом основании. Если же мальчику от нее нужен лишь сексуальный контакт, она должна сама решить, насколько ей это подходит.
Известны случаи, когда матери не замечали изменений во внешности своих дочерей до пятимесячного срока беременности: нежелание знать правду влекло за собой искажение восприятия.
Доверие к подростку, открытость и способность без осуждения поговорить на важные для него темы — путь, который проведет его сквозь все тернии данного возраста.
Рекомендации по преодолению трудностей, связанных с половым взрослением подростков:
Особенности взаимодействия с взрослыми в подростковом возрасте
В подростковом возрасте отношения со взрослыми начинают выстраиваться под влиянием новых ощущений, связанных с стремлением к независимости, взрослости и самоутверждению. Подростки начинают отказываться от усиленного регулирующего контроля со стороны взрослых, отходят от идеализированных, надуманных образцов взрослых, начинают активно отстаивать свои права на независимость, выдвигают свои предложения по решению большого количества жизненно важных вопросов и перестают выполнять требования взрослых об изменениях в их поведении. Они пытаются ослабить контроль взрослых над собой, болезненно реагируя на явные или неявные ограничения своих прав.
В области взаимодействий родители в первую очередь замечают процесс отделения подростков от мира взрослых. Рост для подростков значимости новых референтных групп неизменно отражается в контактах с родителями.
Подростки начинают проводить больше свободного времени вне семьи, реже сопровождают взрослых в отпуске, поздно ложатся спать и все реже и меньше хотят оставаться дома по вечерам. В то же время их готовность быть послушными и следовать указаниям своих родителей уменьшается. Это связано с тем, что, по мнению подростков, взрослые все чаще теряют исключительные свойства, которыми они ранее владели в глазах своих детей.
Проблемы возникают в экономической сфере семьи, что связано с необходимостью независимости подростков и, следовательно, материальной независимости от их родителей. Родители, используя такие устремления, часто пытаются связать функции контроля и регулирования с экономическими стимулами или санкциями.
Динамика эмансипационных реакций
В зависимости от восприятия и ожиданий родителей относительно собственного ребенка процесс автономии и независимости может быть ускорен или подавлен. Таким образом, в отношениях нет конфликтов, когда родители считают ребенка способным к самостоятельности и воспринимают его как сильного, способного «встать на ноги». Напротив, родители, которые считают ребенка очень независимым и зависимым, приписывают его неспособность создавать новые отношения, успешно находить друзей и всячески препятствовать его независимости.
С точки зрения взрослых характер недоразумений в процессе эмансипации (от лат. еmancipatio-dismissal), который выражается в стремлении подростков освободиться от попечения взрослых, определяется следующими моментами:
- большое количество свободного времени среди современной молодежи по сравнению с поколением родителей;
- лучшая финансовая безопасность;
- широкие возможности в получении образования.
Подростки, со своей стороны, считают, что основные различия с родителями в основном связаны с одеждой, прическами, успехами в учебе, увлечениями и отдыхом. Кроме того, возможны столкновения взглядов по вопросам эротики и секса (которые актуальны сейчас в возрасте 12-13 лет). Напряженность в отношениях между двумя сторонами также обусловлена требованиями родителей к подросткам, такими как их аккуратность, помощь по дому и запрет на курение и поздний вечер поздно вечером.
Среди причин разногласий между родителями и подростками наиболее важными являются:
- разница в опыте взрослых и подростков;
- отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
- отсутствие определенных правил, структурирующих ослабление родительского авторитета в фазе перехода от детства к подростковому возрасту;
- социальные различия, связанные со столкновением контролирующей роли взрослых с потребностями подростков в автономии.
Характер отношений с учителями и их субъективное отношение меняются в подростковом возрасте. Если основным мотивом взаимоотношений и общения между подростками является желание получить поддержку, поощрение учителя к поведению или обучению, то в среднем подростковом возрасте возникает желание личного общения с учителем. С годами подростки все больше заботятся о личных и профессиональных качествах учителя. В то же время профессиональные качества педагогов в целом удовлетворяют подростков, а личные — не всегда. Неудовлетворенность личными качествами учителей воспринимается ими чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Примечательно, что с возрастом ситуация развивает потребность в личном общении между подростками и учителями и неспособность его удовлетворить.
Несмотря на внешние и внутренние противоречия, которые существуют в межличностных отношениях между взрослыми (родителями, учителями) и подростками, последние чувствуют необходимость общения со взрослыми.
Результаты современных исследований показывают, что существует три основных типа отношений, которые определенным образом влияют на мотивы, формы и изменения в общении между взрослыми и подростками. Во-первых, это отношения, основанные на официально зарегистрированных правах и обязанностях взрослых и детей (регулируемое общение). Во-вторых, отношения, которые основаны на необходимости понимать друг друга, стремлении к эмоциональному контакту и помощи другим (нерегулируемое или «доверительное» общение). В-третьих, отношения, возникающие при отсутствии привязанности друг к другу или безразличия (неорганизованное, случайное общение).
Подростки в большинстве случаев стремятся к легковерному, нерегулируемому типу отношений со взрослыми. Это создает благоприятные возможности для реализации такой потребности в общении как решение проблемы познания себя, своих способностей и своего места в жизни, характерного для этого периода. В действительности преобладание регулируемого типа отношений препятствует развитию потребности в общении со взрослыми, что побуждает подростков искать ответы на возникающие вопросы среди сверстников. Последние, обладая достаточным социальным опытом и необходимыми знаниями, предоставляют противоречивую или неадекватную информацию и толкуют любые факты по своему усмотрению.
Особенно благоприятны ситуации доверительного, нерегулируемого общения, когда взрослый действует как друг. С ним легко проводить время, находить темы для разговоров, а также участвовать в совместных мероприятиях. Этот тип отношений помогает подростку по-новому взглянуть на мир взрослых и благодаря ему обрести самоутверждение в собственной жизни. В результате этого создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты со взрослыми, которые поддерживают подростка в трудных или критических жизненных ситуациях.
Одним из положительных достижений, возникающих в конфиденциальном общении, является потребность подростка в эмпатии со взрослыми, которая определяет желание помочь и поддержать его, разделить его радость и горе. Взрослый, способный понять эмпатию и готовый принять сочувственное отношение подростка к себе, в первую очередь действует в отношениях с ним как «равный». Эмпатичный подросток всегда испытывает потребность поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях своей жизни, но ему может быть трудно сделать первый шаг к интимному общению. Для взрослого очень важно, в связи с легкой уязвимостью такого подростка, выбрать нерегулируемую форму общения, чтобы поддерживать доверительные контакты.
Основным содержанием общения между подростками и взрослыми являются вопросы социальных проблем, взаимоотношения между людьми, моральные оценки событий и действий других, личные отношения между мальчиками и девочками и проблема выбора ценностных ориентаций и самоутверждения себя как личности. Среди партнеров по общению они выделяют учителей, родителей, близких родственников, сверстников, друзей.
Если подросток в отношениях чувствует, что от него ожидают многого, он может попытаться уклониться от своих обязанностей, спрятавшись за достаточно «хорошего» взрослого. Поэтому для того, чтобы ребенок усвоил новую систему отношений, важна четкая аргументация требований, исходящих от взрослого. Необоснованное наложение требований, как правило, отклоняется. Кроме того, ребенок больше стремится к определенным правам, чем к выполнению обязанностей. В этот период большое значение имеют единые требования к подростку как в семье, так и в школе.
В случаях, когда требования противоречивы, подростки демонстрируют протесты в различных формах, демонстрируют бунт, чтобы изменить такие отношения. И взрослые постепенно, под влиянием претензий подростков, вынуждены переходить к новым формам общения с ними. Этот процесс не всегда происходит далеко без психологической травмы. К этому добавляется стереотип восприятия подростков как подчиненных и зависимых, и поэтому взрослые не всегда могут удовлетворить свою потребность в нерегулируемом общении. Об этом свидетельствует огромное количество писем от подростков в современные молодежные газеты и журналы, в которых они осознают эту потребность незнакомым взрослым.
Общение подростков во многом обусловлено их настроением, которое за короткий промежуток времени может измениться прямо на противоположное. Жизнеспособность настроения и двойственность чувств могут привести к поверхностному, неорганизованному общению. В таких условиях существует неспособность противостоять давлению со стороны взрослых, ограниченный словарный запас и культура речи по сравнению со старшим поколением. Все это приводит к тому, что в контактах подростков наблюдается мало осознанных поведенческих реакций.
Наиболее характерной является реакция «отойти» от ситуации, когда подросток обходит «острые углы», или вообще не замечает или нивелирует проблему. Однако нерешенные проблемы со временем легли тяжелым бременем на его плечи. В ситуациях, когда внимание родственников снижается или на подростка выдвигаются завышенные ожидания, связанные с перегрузкой его духовных и физических сил, может возникнуть оппозиционная реакция. Характеризуется тем, что подросток в отношениях со взрослыми различными способами пытается привлечь их внимание, переключить его со всех на себя.
Самый простой способ достичь цели — войти в мир взрослых — для подростка подражать своим внешним формам поведения. Для детей модель часто становится тем человеком, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает мужеством, смелостью, выносливостью, силой воли и верностью в дружбе. Девочки имеют тенденцию воспроизводить образы тех женщин, которые воспринимаются «как настоящая женщина»: пожилые друзья, привлекательные, умные, популярные.
Имитация поведения значительного взрослого человека, и особенно внешних, доступных сторон: в одежде, прическах, украшениях, косметике, особой лексике, поведении, способах расслабления и развлечениях — то есть, на основе которых вы можете достичь некоторый успех, характеризующий реакцию имитации. Поскольку модели для подражания — не только взрослые, но и сверстники подростков, идеал, который они создают, весьма противоречив. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и молодого человека, и эти качества не всегда соответствуют одному человеку. По словам Р.С. Немова, это главный фактор несоответствия подростков их собственному идеалу и их постоянных забот по этому поводу.
При недостаточной критичности и отсутствии независимости в суждениях имитационные реакции могут оказывать негативное влияние на поведение подростков. Отрицательная имитация появляется у подростков, когда отрицательный образец выбран, чтобы следовать. Часто бывает, что это человек, который вызвал много страданий и образ подростка.
В этом возрасте возникают реакции гиперкомпенсации — когда подростки для самореализации выбирают те сферы деятельности, в которых необходимо преодолеть определенные трудности. В отношениях они пытаются продемонстрировать, что неудачи в одной области, они могут компенсировать успех в другой — в той, где они могут реализовать свои внутренние возможности.
Уже упомянутые реакции эмансипации в этот период развиваются в двух направлениях. Во-первых, это отказ от прошлого ради стремления к будущему. Во-вторых, это преодоление эмоциональных связей с родителями и включение в социальную жизнь того, что происходит вне семьи.
Реакции эмансипации в большинстве случаев достаточно выражены. Однако многие психологи отмечают, что освобождение от родительской опеки связано с гендерными различиями, то есть с представлениями о том, какое поведение у представителей разных полов может быть в данной культуре. Динамика эмансипационных реакций уравновешена в интервале заданного возраста — от 11 до 16 лет.
Основные трудности во взаимодействии с подростками
Требования свободы, освобождения от родительского контроля более заметны у младших девочек-подростков. Девочки все чаще стремятся к автономии из-за того, что семейные требования долго удерживают их в инфантильной ситуации: они вынуждены заниматься домашними делами, строго контролировать свое отсутствие в доме и выбор парней. После 15 лет эмансипация женщин заметно снижается. У детей, наоборот, таких реакций мало в начале подросткового возраста.
Действительно, другие родительские императивы определяют отношение к детям: независимость достигается, и независимость в конце детства не исчезает с наступлением половой зрелости. Но через 15 лет реакции эмансипации усиливаются, потому что у детей возникают трудности, связанные с конфронтацией по поводу их школьных успехов, жизненных ценностей и профессионального выбора.
Основные трудности во взаимодействии с подростками могут быть связаны с отношением и стилем общения взрослых. Основываясь на обобщенных суждениях подростков, психолог М. Кле ввел в общение семь видов родительского авторитета:
- самодержавный — подросток не может ни выразить свою личную точку зрения, не должен быть участником решений, которые его касаются;
- авторитарный — подросток может быть участником обсуждения проблем, но родители принимают окончательное решение, принимая во внимание только свои мысли;
- демократичность — подросток вносит свой вклад в обсуждение проблемы и может сам принять любое решение, однако он должен сообщить родителям, от чего зависит окончательное решение;
- равноправные — роли практически не разграничены, родители и дети «на равных» являются участниками процесса принятия решений;
- разрешающий — подросток занимает более активную и влиятельную позицию в формировании решений;
- попуский — выбор подростка: информировать родителей или нет о своих решениях;
- игнорирование — родители не знают о решениях, которые принял подросток, и он не сообщает им об этом.
Что касается проблем авторитарного и автократического стиля родителей, то обязательно возникает следующая проблема — формирование у подростка стиля общения таким же образом с другими людьми. В отношениях вне семьи такие подростки, потеряв жесткий контроль и опасность наказания, сами начинают жестко общаться со сверстниками, проявляют неуважение к взрослым, демонстрируют свою свободу, нарушают моральные нормы в общественных местах. Иногда их поведение носит характер беспомощности, стеснительности (говорит тихим голосом, опускает глаза) или, наоборот, демонстрирует наглость, играя роль солдат.
Усиленный контроль и оценка приводят только к негативным последствиям: подросток теряет возможность быть свободным, не знает, как пользоваться свободой. В неконтролируемых ситуациях его стремление к независимости активизируется, хотя морально-этические модели его реализации отсутствуют. В результате подросток оказывается в конфликтной ситуации с родителями и другими взрослыми.
Поведение взрослых, связанное с лестными и пренебрежительными стилями, обычно демонстрирует недостаток внимания, заботы и руководства со стороны старших. Подросток очень часто чувствует себя независимым, или тем, кого «никто не понимает», потому что он может стать источником проблем и беспокойств всей семьи. А стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей влечет за собой неспособность к объективной рефлексии.
Подросток, которого все позволяют, рано или поздно попадает в критическую ситуацию. Неспособность принимать во внимание мнения других, отсутствие терпимости, появление неадекватно высокого уровня притязаний и необходимость внимания к себе не соответствуют недостаточному опыту преодоления трудных жизненных ситуаций.
В то же время подростки, которые сталкиваются с демократическими, равноправными и разрешающими типами отношений со взрослыми, способны соответствовать социальным ожиданиям в области коммуникации и вполне предсказуемы. Они редко испытывают чувство отказа и оставления. Эти модели обеспечивают постепенное развитие эмоциональной и поведенческой независимости и позволяют подросткам овладеть навыками принятия решений и принятия ответственности за их реализацию.
Следовательно, указанные стили общения и воспитания, используемые взрослыми, позволяют представить варианты условий, созданных для родителей родителями и школьными учителями. Именно разнообразие стилей общения, которые ребенок получает в повседневных отношениях со взрослыми, учит его стратегиям общения в реальных взаимодействиях между людьми.
Влияние группы сверстников на процесс социализации ребенка начинается гораздо раньше, чем наступление подросткового возраста. Можно утверждать, что это влияние проявляется в начале социальной жизни ребенка и выполняет аналогичные функции на предыдущих и подростковых возрастных стадиях: способность развивать навыки, необходимые для адекватного взаимодействия со сверстниками, и способность участвовать в совместной деятельности, интересы и чувства с ними.
Группа сверстников играет ведущую роль в процессе социализации подростков также потому, что отношения с их сверстниками и противоположным полом создают прототип взаимоотношений взрослых, которые могут быть реализованы в будущей социальной, профессиональной и сексуальной жизни.
Многие психологи придерживаются позиции, что группа сверстников выполняет основную функцию в процессе самостоятельности и независимости подростка. Контакты в нем способствуют построению новых отношений с другими людьми и новому отношению к себе, помогают подростку понять самого себя, свою цель, позволяют пережить чувство риска и испытать силу в ситуациях конкуренции. Подростков в группе объединяет общая необходимость освобождения от родительского контроля, определения своего статуса и гендерной идентификации.
В известной концепции Д. Б. Эльконин подчеркивает мысль о том, что приоритет детского сообщества перед взрослыми характерен для подросткового возраста. Именно в группе сверстников создается новая социальная ситуация развития личности. В нем подросток усваивает идеальные формы. Это, прежде всего, область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимодействия. Общение со сверстниками, по словам ученого, является ведущей деятельностью в этом возрасте. В процессе этой деятельности усваиваются нормы морали и социального поведения, в ней создаются отношения равенства всех и уважения друг к другу. В этот период центр жизни подростка переносится с образовательной деятельности на коммуникативную деятельность. Отношения с учителями меняются: для подростка статус, который он получает среди своих сверстников, более ценен, чем оценочное отношение учителя к нему. Приобретение новой ролевой позиции в процессе общения связано с отношением сверстников к подростку как взрослому. Благодаря коммуникативной активности происходит воображаемая игра всех самых сложных аспектов будущей жизни.
Известно, что в традиционной психологии существует три варианта определения ведущих видов деятельности в подростковом возрасте. Так, Д. Б. Эльконин выделил интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн — общественно полезная деятельность, В.В. Давыдов является общественно значимой деятельностью. С одной стороны, в двух определениях присутствует один и тот же фактор «общественность». Действительно, деятельность как восходящая форма освоения контента, нового для данного возраста, всегда строится совместимой, то есть в определенной степени как социальная. С другой стороны, при изучении подросткового возраста нельзя игнорировать желание подростков общаться со сверстниками.
Признавая высокую эвристическую идею ведущей деятельности, которая берет свое начало в культурно-исторической теории Л.С. Выготский, следует отметить, что идея ведения деятельности может выступать только в качестве общего руководства. Во-первых, потому что одна и та же ведущая деятельность происходит в течение довольно длительных периодов времени, в то время как практика говорит о необходимости новых форм работы с подростками в каждом следующем классе. Во-вторых, он был достаточно функционален только для младшего школьного возраста; Что касается подросткового и юношеского возраста, то дискуссии о ведущих к ним мероприятиях далеки от завершения. Так, современный исследователь подросткового возраста К.Н. Поливанова придерживается новой позиции, и он выдвинул идею проективной деятельности как ведущей к юности.
Существует достаточно эмпирических данных, подтверждающих идею о том, что группа сверстников, или, скорее, референтная группа, приобретает значимое значение для подростка. Для него очень важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко референтная группа характеризуется определенной манерой поведения, определяет в ней признаки определенной подростковой субкультуры. Субкультура подростков, как правило, связана с реально созданными нормами, привычками и поведением и часто противоречит сложившимся в обществе правилам. Она больше сосредоточена на внешних молодежных качествах, хотя ее отношение и ценности в большинстве случаев совпадают с их родительскими.
Нормативность в подростковых группах
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, их участники контролируют ее стихийно, с учетом максималистских требований. Если подросток подвел кого-то из группы, предал, бросил его в опасности, они могут бойкотировать его, оставить его в покое и даже избить его. Подростки жестко контролируют своих сверстников: как каждый защищает свое достоинство, как выполняется принцип равенства и свободы каждого. Они высоко ценят верность, честность, преданность и в то же время осуждают предательство, нарушение слова, эгоизм, жадность. Они не уважают своих сверстников, в своем личном развитии они не достигли уровня самооценки, у них нет собственного мнения, они не знают, как отстаивать свои интересы.
Несмотря на строгие правила и нормы достоинства и ответственности, большинство подростков ищут группу. Она создает ощущение «мы», которое поддерживает подростка, укрепляет его внутреннюю позицию. При всей своей ориентации на утверждение своего «я» среди сверстников некоторые подростки отличаются личным конформизмом. Конформные подростки зависимы от других и стремятся достичь всего, к чему их подталкивает группа. Однако, из-за неудовлетворенности межличностными отношениями в группе, подросток стремится искать другую группу, которая больше соответствует его потребностям.
Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социальных взаимодействий, то это благоприятно сказывается на формировании его личности. В такой среде друг к другу проявляется взаимный интерес, и общение становится таким привлекательным, что подростки часто забывают о домашней работе и уроках. Они не доверяют своим планам и секретам не своим родителям, а своему лучшему другу. В то же время подросток категорически отстаивает право на дружбу со сверстниками, не делая никаких дискуссий и не комментируя не только недостатки, но и достижения друга. Обсуждение личности с другом в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как посягательство на право выбора подростка, на его независимость и свободу.
Самое глубокое и значимое общение возможно в дружеских отношениях. Общение с другом по стандартам референтной группы согласуется с проявлениями привязанности, нежности и сочувствия. Не только девочки-подростки проявляют свои чувства с объятиями и желанием прикоснуться друг к другу, это также характерно для детей-подростков. Наряду с дружеской «ссорой» и борьбой, ребята проявляют сочувствие и привязанность друг к другу через объятия после долгой разлуки и рукопожатия на собрании. Подростковая дружба, начиная с 11-13 лет, оставляет следы высоких стремлений к личному совершенствованию в душе взрослого на всю жизнь.
Круг друзей подростков не ограничивается только близкими друзьями. У подростков много друзей и знакомых, и, что немаловажно, есть привлекательность для неформальных групп или компаний. Активные подростки могут одновременно принадлежать к нескольким группам, например, к группе, которая развивалась в классе в спортивном комплексе, к группе согрес или соседнему двору, к одной из микрогрупп класса.
То, что подросток получает от группы и что он может дать, зависит от уровня развития группы, к которой он принадлежит. Дворцовая компания чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом, противопоставлением своей компании другой. В процессе столкновений с соседними группами она стремится обезопасить определенную территорию. Наоборот, группа класса может характеризоваться коллективистским единством. Команда более открыта и дружелюбна к тем, кто к ней относится. У него меньше фехтования, касты, группового эгоизма. В коллективе преобладают взаимопомощь, понимание и благоприятная психологическая атмосфера.
В современных условиях возникла тенденция, определяющая принадлежность подростков к так называемым молодежным религиям. Чтобы войти в определенную группу, которая готова принять ребенка, совершенно недостаточно. Некоторые подростки часто чувствуют себя одинокими со своими сверстниками. Кроме того, не все подростки принимаются в группы; некоторые из них могут быть изолированы от них. Чаще всего это тревожные, замкнутые и неуверенные в себе подростки, которые требуют особого внимания.
Идеология определенных религий, которая всегда связана с рядом обещаний, становится привлекательной силой для таких подростков: создание жизни, наполненной смыслом и верой в группе единомышленников, лишение застенчивости, страхов, одиночество, чувство собственной вины и упрощенная перспектива на будущее.
Религиозные группы предлагают «образ лидера» (гуру, мессия, пророк, философ), наделенный чертами Бога, у которого, предположительно, есть рецепт спасения людей и всего мира. Подростки, попавшие под влияние религиозных идеологий, часто бросают школу, семью, расстаются с близкими. В некоторых религиозных группах они видоизменяются и принимают новые имена. Оказывается, это очень опасные последствия принадлежности к такой группе: болезненная зависимость от ее или ее лидера, потеря независимости, неспособность к эмоциональным отношениям с людьми, которые не принадлежат к этой группе, потеря чувства реальности, отсутствие чувства рациональное мышление, направление мыслей о религиозном учении, педикация «учителю» и фанатизм веры.
Для подростков важно не только быть со своими сверстниками, общаться с ними, но и занимать положение, которое их удовлетворяет. Для одних это стремление быть признанным, популярным и хорошим другом, для вторых — занять лидирующие позиции в группе, для третьих — стать авторитетом в каком-то бизнесе. Анализ субъективного опыта подростков показывает, что для многих из них важно осознавать ценность их личности в глазах сверстников. Разочарование в необходимости «быть значимым в глазах сверстников» может привести к очень сложным последствиям. Именно неспособность, неспособность достичь этой должности чаще всего становится фактором недисциплинированности и преступности подростков. Этот факт объясняет возросшее соответствие подростков различным неформальным группам, компаниям, религиозным сектам и тому подобное.
Заключение
Эмансипация от взрослых и, в то же время, растущее значение группы сверстников в общественной жизни подростков, тем не менее, косвенно определяют их принадлежность к ценностям современников. По крайней мере, многие ценностные ориентации взяты молодым поколением из средств массовой информации: радио, телевидения и прессы. Выступления ведущих ученых, известных политиков, художников и писателей, психологов и врачей, экономистов и юристов способствуют формированию системы ценностей, которую подростки привносят в подростковую субкультуру. Следует подчеркнуть, что не только сверстники, но и взрослые являются альтернативным источником выбора моделей поведения растущей личности.
Подростки склонны принимать взрослые нормы в тех областях, где культурные нормы стабильны и когда решения имеют долгосрочные последствия. Группа сверстников служит справочным источником многочисленных поведенческих реакций, которые коррелируют с различными социальными и культурными нормами.
Таким образом, контраст двух эталонных источников социализации подростков представляет собой искусственную дихотомию: влияние каждой группы зависит от социальной ситуации. Группа сверстников определяет вкусы, предпочтения, речь, способы индивидуального и сексуального взаимодействия; взрослые влияют на выбор социально-экономических ценностей, привычек потребления, религиозной принадлежности или политических взглядов.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник https://vkapuste.ru/?p=9683
Источник https://natalibrilenova.ru/osobennosti-vzaimodejstviya-s-vzroslyimi-v-podrostkovom-vozraste/
Источник
Источник