Содержание
С возможностью возврата: с какими сложностями сталкиваются семьи с приемными детьми
Больше половины приемных семей сталкиваются со сложностями при воспитании и адаптации ребенка, усыновленного или взятого ими под опеку. Абсолютное большинство — 83% — сталкиваются со сложностями в процессе обучения, в том числе с неспособностью детей усваивать школьную программу наряду с «домашними» детьми, свидетельствуют данные опроса, проведенного фондом «Катрен». Полученные такими детьми психологические травмы и имеющийся жизненный опыт определяют их поведение, которое может существенно отличаться от поведения детей, не сталкивавшихся с отвержением. Для того чтобы успешно с этим справиться, приемным родителям нужна дополнительная подготовка. Недостаток подготовки, помноженный на ложные ожидания от такого опыта, нередко приводит к тому, что ребенка возвращают в сиротское учреждение, обращают внимание эксперты. Это, в свою очередь, может быть одинаково болезненно как для детей, так и для самих приемных родителей. В том, как можно подготовиться к такому опыту и реально ли сократить количество отказов, разбирались «Известия».
Счастливая четверть
Данные исследования о трудностях, с которыми сталкиваются приемные родители в России, были опубликованы в начале декабря. Исследование проводили благотворительный фонд «Катрен» и онлайн-школа Skysmart вместе с исследовательской компанией Tiburon Research. Всего в нем приняло участие около 400 семей, опрос проводился в октябре-ноябре этого года.
Чаще всего в семье воспитывают одного приемного ребенка (45%), почти треть респондентов (27%) сообщили, что в семье два приемных ребенка; 26% пришлось на семьи с тремя, четырьмя, пятью или более приемных детей.
— 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей, — отмечается в материалах исследованиях.
Чаще всего детей принимали в семью либо до года (41%), либо в возрасте 4–6 лет (43%). К моменту проведения опроса в большинстве семей дети достигли возраста 7–10 либо 11–14 лет (44% и 46% соответственно).
По трети семей с приемными детьми сталкивались либо с умеренными, либо с серьезными проблемами. В четверти семей — как правило, тех, где воспитывалось не более одного приемного ребенка, принятого в раннем возрасте, часто — в случае родственной опеки, — вообще не было специфических для такой ситуации проблем. В 15% семей речь шла о так называемых «профессиональных проблемах» — но это чаще всего были семьи, воспитывающие от двух и более приемных детей.
К умеренным проблемам в таких семьях исследователи отнесли трудности со здоровьем и учебой, задержку развития, повышенную потребность во внимании, склонность к обманам, неспособность сосредоточиться и низкую самооценку. К серьезным — расстройство привязанности, вспышки гнева, аутоагрессию, несоблюдение норм поведения и плохую гигиену в дополнение к уже перечисленным. В случае с профессиональными проблемами речь также идет о сексуализированном поведении, агрессии и побегах из дома.
К наиболее существенным из распространенных проблем сами приемные родители отнесли задержки развития (48% случаев в приемных семьях и примерно 7% в обычных семьях), проблемы с психикой (34% и 13% соответственно); слабое здоровье и частые болезни (28% против 34% в обычных семьях).
Среди поведенческих проблем родители выделили в том числе склонность к обманам (52% и 29%), сексуализированное поведение (17% и 5%), самоповреждения (19% и 5%) и склонность к побегам (4%).
С трудностями в обучении так или иначе сталкивались 83% приемных семей. Около трети (32%) также пожаловались на неверную информацию о прошлом ребенка. Респонденты также обращали внимание на сложности с получением квалифицированной помощи извне. В том числе на неинформированность медиков и психологов об особенностях приемных детей и отсутствие поддержки со стороны школы.
— Школа работает как обвинитель, помощи от них нет. Только вечная борьба за успеваемость. Редкий учитель знает о сложностях в приемных семьях, — цитируют исследователи одного из респондентов.
Всего в России ежегодно возвращают в детские дома около 5 тыс. детей, попавших в приемную семью, подсчитали в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Это прежде всего люди, которые оказались не готовы к тому, что означает на практике воспитание ребенка, пережившего в раннем возрасте психологические травмы.
Поставить в невыносимые условия
Основные трудности, с которыми сталкиваются приемные родители, связаны с тем, что дети из детских домов очень отличаются от своих «домашних» ровесников, рассказывает директор благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик.
— В детских домах, как правило, оказываются дети из социально неблагополучных семей, в которых родители по разным причинам не могли нормально о них заботиться. Это может быть употребление алкоголя или наркотиков либо какая-то иная форма социального неблагополучия. Такая жизнь создает у ребенка не только физические проблемы, но и душевные травмы, — рассказывает она.
Когда ребенок оказывается в детском доме, его базовые потребности в тепле и питании удовлетворяются, но заниматься лечением детских травм в учреждении никто не будет — ребенок будет расти в физически безопасной, но крайне неблагоприятной для реабилитации и развития среде.
— В результате ребенок «замораживается», его травмы уходят глубоко внутрь, — рассказывает собеседница издания.
В полной мере сталкиваются с последствиями этих травм, как правило, уже приемные родители. Когда ребенок, переживший такой опыт, оказывается в приемной семье — в ситуации физической и психологической безопасности, — всё это дает о себе знать.
— Выражается это в различных особенностях поведения. Бывшие сироты могут хронически не слушаться, не реагировать на просьбы, провоцировать родителей на агрессию или проявлять агрессию сами, могут воровать, драться, проявлять различные виды сексуализированного поведения, может быть самоагрессия, — перечисляет Елена Цеплик.
Пытаясь избежать новых травм, оказавшись в приемной семье, дети будут «проверять» приемных родителей. Как правило, используя для этого достаточно жесткие сценарии, говорит психолог, руководитель школы приемных родителей Алексей Рудов.
— Это естественно, с их точки зрения. Если ты хочешь быть уверенным в том, что человек тебя не бросит, ты должен поставить его в невыносимые условия и убедиться, что он тебя не оттолкнет, — отмечает он.
Кроме того, когда ребенок годами живет в состоянии стресса, его развитие замедляется, поэтому на поведенческие сложности накладываются «очень серьезные» проблемы с обучением и внешним социальным взаимодействием. Люди с «обычным» жизненным опытом к таким проблемам оказываются не готовы. Поэтому кандидатам в приемные родители нужно проходить специальное обучение, а абсолютному большинству приемных семей нужно грамотное, профессиональное экологичное сопровождение.
Мотивация жалости
Отдельная категория проблем, как правило, связана с мотивацией потенциальных приемных родителей и отсутствием четкого представления о том, что в действительности означает решение взять приемного ребенка, отмечает Алексей Рудов.
— Мотивация жалости, мотивация из желания потренироваться или вырастить идеального человека, попытка самореализации родителя, часто встречается в приемном родительстве. Но это не конструктивная мотивация, это мотивация про родителя, а не про ребенка. На жалости еще можно взять котенка и месяц ухаживать за ним, но с ребенком предстоит прожить всю жизнь, — отмечает он.
В действительности отношения приемного родителя и приемного ребенка, вне зависимости от возраста, скорее напоминают отношения двух партнеров, каждый из которых уже имеет за плечами определенный опыт — и исходя из него пытается выстроить близость в новой обстановке.
Поэтому еще на этапе подготовки крайне важно проработать мотивацию, которая позволит обеспечить длительное конструктивное взаимодействие в семье.
— Действительно, иногда причиной бывают неоправданные ожидания, несбывшиеся мечты о красивом, успешном ребенке, самозабвенно играющем на скрипке, непременно в лучшем оркестре мира, — подтверждает директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь», занимающегося содействием семейному устройству детей-сирот, Яна Леонова.
Бывает, что семья возвращает ребенка, потому что родитель попытался справиться со всеми стоящими перед ними задачами и сложностями в одиночку и оказался просто не в состоянии это сделать — при этом часто люди даже не знали о том, что могли обратиться за помощью, рассказывают в фонде.
Но иногда причиной становится недостаток информации со стороны государственных органов.
— Иногда родители вполне хорошо подготовлены, у них есть ресурсы, они приняли осознанное решение, но информация о ребенке оказалась либо ложной, либо недостаточной. Родители, понимая, на что именно они были готовы, вынуждены принимать решение о возврате, — продолжает Яна Леонова.
При этом отказ часто оказывается даже более травматичным для родителей, чем для самого ребенка, обращает внимание Рудов.
— Ребенок подсознательно к этому готов, он в такой ситуации уже оказывался. Но представьте, как чувствуют себя взрослые, когда понимают, что должны предать человека, который им доверился, — говорит он.
«Одного желания не всегда достаточно»
Сегодня в России прохождение курса в школе приемных родителей является обязательным условием перед усыновлением или оформлением опеки над ребенком.
В идеальной ситуации курс включает в себя работу с психологами, блоки, касающиеся поведенческих проблем, с которыми можно столкнуться, юридических аспектов и взаимодействия с опекой, которая в дальнейшем будет контролировать проживание приемного ребенка в семье.
Чтобы опека засчитала документы о прохождении курса, школа должна быть сертифицирована. Однако школы сильно отличаются между собой, и само по себе наличие сертификата необязательно говорит о том, что обучение будет качественным, обращает внимание Алексей Рудов.
— Как и в случае с выбором врачей или учителей ориентироваться нужно прежде всего на отзывы. Кроме того, очень поможет, если при школе есть реальный общественный совет — люди, которые сами прошли через такой опыт, смогут передать намного больше, чем не имеющий практического опыта психолог, перед которым стоит задача просто пройти по программе, — отмечает он.
Обучение в школе может занять пару месяцев, а вся подготовка с учетом самостоятельной работы — около полугода.
Программа обучения в школе приемных родителей должна адаптироваться под сегодняшнюю ситуацию, она не может быть вырублена в камне, уверена Яна Леонова.
— Нынешних кандидатов надо готовить к тем детям, которые сейчас находятся в системе государственной заботы, — утверждает она.
Кроме того, процесс подбора семьи для ребенка должен производиться исходя из его интересов и потребностей. Это в том числе позволит сократить роль ошибки при подборе семьи для ребенка, которая впоследствии может привести к отказу.
— В силу отсутствия алгоритмов и методик, обязательных для использования специалистами, не учитывается огромное количество факторов, которые очевидно повлияют на будущую семью. Одного желания семьи или ребенка, к сожалению, далеко не всегда достаточно, — говорит Леонова.
В отсутствие единых требований
Существующая система несовершенна, но хорошо уже то, что она, в принципе, существует, считает Елена Цеплик.
Прохождение школы приемных родителей как обязательное условие для получения разрешения на усыновление она называет большим шагом вперед в развитии семейного устройства. Проблема, по ее словам, заключается прежде всего в том, что институт школы приемного родительства, как и институт сопровождения семей, в России пока развит слабо.
— У нас нет единых регламентов, единых требований к специалистам сопровождения, нет прописанных и понятных всем целей сопровождения и допустимых инструментов. Более того, в формате государственной поддержки сопровождение должны осуществлять органы опеки. И в их же компетенции находится контроль за приемными семьями. А совмещение функции сопровождения и контроля — это путь в никуда, — отмечает Цеплик.
Школы с высоким уровнем подготовки существуют в основном только в крупных городах. Там действуют некоммерческие организации, способные принять участие в их работе. То же самое относится и к сопровождению. Оно, как правило, необходимо семьям в течение первого полугода после того, как приемный ребенок попал домой.
— Сопровождение в нормальном его виде реализуют опять-таки некоммерческие организации. Но, как правило, они работают в тех же крупных городах, — объясняет Цеплик. — У нас в фонде есть дистанционная служба поддержки приемных семей, мы оказываем дистанционные услуги сопровождения по всей России, но мы такие одни.
Это долгий, тонкий, «ювелирный процесс», говорит собеседница издания:
— Настроить его в масштабах страны сложно, но это не значит, что невозможно. Самое узкое место — это совмещение функции контроля и сопровождения, а также подготовка специалистов.
Пока, отмечают общественники, ни один вуз в России таких специалистов не готовит.
Большая проблема для приемных родителей также заключается в том, что при принятии решения им часто не хватает данных, прежде всего о ребенке и о его потребностях, о своих ресурсах, добавляет Яна Леонова.
— Зачастую ребенка передают в семью совершено без истории, без понимания, что с ним произошло, как он это переживал, кто ему смог помочь и смог ли, — обращает внимание она.
Тревога, истерики, расстройство пищевого поведения и энурез. Как родителям решить проблемы приемного ребенка?
Опыт сиротства имеет серьезные последствия для детей. Они могут по-разному проявляться, когда ребенок попадает в приемную семью: кто-то находится в постоянной тревоге, с кем-то случаются истерики, а у некоторых начинается расстройство пищевого поведения или энурез. Родители вынуждены перехватывать инициативу и становиться реабилитологами для своих детей.
Чтобы помочь семьям улучшить качество жизни приемных детей, в октябре фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» запустил бесплатный онлайн-курс «Развивающая среда дома как часть реабилитации приемного ребенка».
Что делать, если у ребенка случаются плохо контролируемые истерики, как быть, если он не справляется со школьной программой, отказывается от пищи или, наоборот, не чувствует насыщения, когда ест, — рассказали «Таким делам» специалисты курса.
Сенсорная депривация
Как объясняет психолог и специалист по сенсорной интеграции Мария Шапиро, в первое время после рождения ребенок не очень понимает, что именно ему нравится или не нравится, как ему комфортно, а как некомфортно. Это понимание приходит при взаимодействии с мамой, когда она реагирует на его сигналы. По словам специалиста, до трех лет дети взаимодействуют с миром через физические действия: ползают, ходят, открывают и закрывают шкафы, достают или убирают предметы, выясняют, как эти предметы расположены в пространстве и какие они дают ощущения. Чем больше у ребенка сенсорный опыт, тем более подробная у него внутри шкала различения ощущений — он лучше понимает, что ему нравится, а что нет, какие эмоции он испытывает при взаимодействии с тем или иным предметом.
Поскольку дети-сироты в учреждениях очень ограничены в перемещениях и активностях и эти перемещения и активности сильно регламентированы, то и сенсорный опыт у них скудный, продолжает Шапиро. Кроме того, в этой среде у ребенка нет значимого взрослого, который помог бы ему в получении хотя бы начального сенсорного опыта. Отсюда возникает сенсорная депривация .
Как проявляется
По словам Марии, из-за сенсорной депривации детям с опытом сиротства бывает очень трудно разобраться со своими ощущениями. Ребенок может не до конца понимать, холодно ему или жарко, голоден он или нет, опасное или безопасное дело он сейчас затеял и к каким оно приведет последствиям. Как правило, приемные дети могут испытывать сложности в самых простых бытовых вещах: решить, что надеть, или оценить, достаточно ли грязная одежда, чтобы ее постирать, самостоятельно придумать для себя занятие.
«Ребенку может быть сложно разбираться с эмоциями. Он плохо разбирается в том, какие чувства вообще человек испытывает. Тогда эмоции очень быстро могут стать аффектом — когда небольшое изменение вызывает сильную эмоциональную реакцию. Но следует заметить, что каждый ребенок индивидуален: бывают очень яркие сложные поведенческие реакции, а бывает, что ребенок очень легко адаптируется. Это трудно предсказать», — отмечает Шапиро.
Что делать родителям
Когда ребенок попадает в семью, одна из важных задач — помочь пройти часть сенсорного опыта заново, говорит Мария. Для этого есть несколько возможных стратегий.
Сделать в квартире понятное для ребенка зонирование пространства и четче обозначить взаимосвязи «предмет — активность», «предмет — действие». Например, гостиная — это телевизор, кресло, диван, а детская комната — это игрушки, книжки. При этом важно не просто наличие предметов в каждой комнате, а еще и объяснение, зачем и для чего они нужны и как с ними взаимодействовать. Для этого можно подключать ребенка к повседневным рутинам: что-то смастерить вместе, заняться спортом или сходить в магазин за продуктами и приготовить из них ужин.
Еще один способ — визуальный план в виде планшета или доски с пометками . Так приемные родители могут предупреждать ребенка о том, что будет происходить в будущем, и обсуждать с ним планы, чтобы изменения были предсказуемыми для него. «Ребенок может в любой момент подойти к плану и проверить, что он остался неизменным, или пойти и договориться о внесении изменений. Это даст ребенку больше чувства безопасности и спокойствия», — объясняет психолог.
Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что он чувствует, можно применять карты саморегуляции, рекомендует Шапиро. В качестве метафоры использовать, например, мотор или термометр, а возможные состояния разбить на сектора: зеленый — «все в порядке», желтый — «что-то не так» и красный — «совсем все плохо». Под каждый сектор совместно с ребенком подбираются виды активности: что он может делать самостоятельно, когда у него хорошее настроение и он полон сил, а что — когда ресурс заканчивается. «Все это важно сопровождать обсуждениями того, как можно влиять на свое состояние. “Тебе было тяжело, ты устал, а потом сходил в душ — и стало полегче”. Так постепенно ребенок научится саморегуляции», — уточняет специалист.
Тревожность
Как проявляется
Когда ребенок только покидает детский дом, у него сохраняется очень высокий уровень тревоги, рассказывает психолог Инна Пасечник. Это может проявляться в ковырянии пальцев, невозможности сидеть на месте, желании что-то перебирать в руках, теребить или бегать туда-сюда.
Что делать родителям
Чтобы помочь ребенку справиться с тревожностью или хотя бы снизить ее уровень, Пасечник рекомендует родителям сделать всю жизнь очень предсказуемой : ввести расписание, не делать ничего внезапно, жить в очень последовательном мире, озвучивать каждое свое действие.
«Часто дети в детских домах встречаются только с женщинами, но не встречаются с мужчинами. Мужчины для них — существа непонятные и очень страшные, поэтому пап часто просят, чтобы они жили как радио: все время озвучивали, что они делают, зачем они зашли в комнату или взяли какую-то вещь. Таким образом ребенок постепенно присматривается к родителям, понимает, что они за люди, начинает им доверять», — объясняет Инна.
С ребенком также важно играть в игры, в которых он может постоять за себя, победить , чтобы его герой, которым он играет, был сильным, продолжает психолог. Так ребенок начинает чувствовать себя увереннее, а родители могут больше понять его особенности.
Плохо контролируемые истерики
Что делать родителям
Если ребенок какое-то время провел в детском доме, у него уже есть способ справляться с истериками. Этот способ может выглядеть неэффективным или недостаточно социальным, говорит Шапиро. «Мы можем, наблюдая за тем, что делает ребенок, подключать свои стратегии. Самое главное — это не оставлять его одного во время истерики. Следует комментировать состояние ребенка, проговаривать понимание, что ему трудно, что он рассержен или растерян. Так мы потихоньку помогаем ему разбираться с тем, какие чувства он испытывает, помогаем принять их и найти способы справиться с этим состоянием», — объясняет эксперт.
Она добавляет: во время истерики ребенок может не давать себя обнять, но иногда он бывает готов, чтобы взрослый просто посидел рядом или во что-то завернуться, например в одеяло, которое создаст ему кокон безопасности. Для каждого ребенка полезным будет свой ритуал.
В момент истерики не следует разбираться, что стало ее причиной, продолжает Мария. С этим лучше разбираться позже, когда все успокоятся. Можно попробовать расспросить ребенка или выяснить причины беспокойства через игру. В поведенческой психотерапии используют чек-листы, приводит пример Шапиро. Когда родители четко фиксируют, в какой момент и что происходило, какой был контекст. Через несколько дней можно заметить какие-то закономерности. Однако такую работу лучше проводить совместно с психологом, считает Мария .
Трудности в общении с окружающими
Что делать родителям
Если ребенку сложно коммуницировать со сверстниками, приемные родители могут подсказывать ему какие-то коммуникативные стратегии и шаблоны, говорит Шапиро. Например, как поздороваться с другим ребенком, как начать разговор, как поинтересоваться, во что он играет и можно ли к нему присоединиться, как договориться и выбрать из нескольких игр одну. Взрослые также могут обращать внимание на состояние как своего, так и другого ребенка, чтобы научить ребенка распознавать эмоции.
При налаживании коммуникации с родственниками поможет совместная деятельность, общие интересы. Например, можно приготовить с бабушкой любимое печенье или пойти погулять с дедушкой .
Не справляется со школьной программой
Что делать родителям
Разобраться, что именно вызывает трудности: это могут быть проблемы с планированием или с тем, что ребенок очень устает, проблемы с вниманием, с мотивацией. Также для ребенка может быть очень большим стрессом уходить от родителей и снова оставаться в небезопасной среде.
«Когда ребенок попадает в семью, ему нужно довольно много времени, чтобы адаптироваться. Часто оказывается, что ему сложно параллельно адаптироваться и к семье, и к школе. Это дополнительный стресс, и на него не всегда есть дополнительный ресурс. Это разрушает активность ребенка, что выражается в разном поведении — он может хулиганить, а может засыпать на уроке», — объясняет Шапиро. Если у ребенка не хватает ресурса, родители могут попробовать брать дополнительные выходные от школы или при возможности перейти на домашнее обучение, рекомендует она.
С налаживанием школьной успеваемости также поможет нейропсихолог, отмечает Мария. Специалист может проанализировать учебную деятельность и предложить какой-то вид помощи .
Проблемы с питанием
Как проявляется
Как объясняет логопед, поведенческий аналитик, руководитель центра «Территория речи» Татьяна Грузинова, питание — сложный процесс, который включает сразу несколько компонентов: моторные , сенсорные компоненты, индивидуальные вкусовые предпочтения или особенная чувствительность человека к еде.
Трудности с питанием, в том числе и расстройства пищевого поведения у детей с опытом сиротства, говорит она, могут быть связаны с разными факторами, например с ранней эмоциональной депривацией, особенностями нервной системы ребенка или физиологическими проблемами. К примеру, отказ от еды может быть вызван тем, что у ребенка нарушена жевательная функция или ему тяжело глотать. Не принимать пищу он может еще и из-за травматичного опыта, связанного с едой. Допустим, если ребенок один или несколько раз давился едой, говорит Грузинова.
Дети из сиротских учреждений также могут отказываться от определенных продуктов просто потому, что в детском доме их не было или ребенка не научили их есть, для него это что-то новое и непонятное.
«Для большинства детей в семье предоставление новой пищи происходит не за один раз и в любящей атмосфере. Есть ситуации, когда ребенку нужно предоставить продукт не 5, а 25 раз, чтобы он распробовал. Если же мы имеем дело с ребенком с опытом депривации, плюс каких-то продуктов он просто не видел [в сиротском учреждении], то могут возникнуть трудности — он может уйти в очень большие отказы. Это связано с его ощущением небезопасности того, что предоставляет внешний мир», — объясняет Татьяна.
Противоположная проблема, с которой могут столкнуться приемные родители, — это переедание, продолжает специалист. В таких случаях ребенок не чувствует насыщения и наедается до рвоты.
«В детских домах не то чтобы хорошо и вкусно кормят. Ребенок мог элементарно не наедаться. Вместе с тем у него не было возможности научиться самостоятельно регулировать объемы потребляемой пищи, никто не учил его регулировать процессы, связанные с его телом. В семье родители делают это инстинктивно: они смотрят на ребенка и могут определить, когда ему достаточно [еды], когда он капризничает или хочет спать. Таким образом они его обучают. Если же у ребенка нет опыта, когда кто-то любящий помогал ему регулировать процессы, связанные с телом [то появляются проблемы]», — говорит Грузинова.
Что делать родителям
Грузинова предупреждает, что налаживание питания — процесс небыстрый. Работа должна быть последовательной.
Сначала следует выяснить, нет ли у ребенка сенсорно-моторных трудностей . Если есть, то необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Он будет учить ребенка правильно жевать, глотать, делать с ним упражнения, например перемещать языком из стороны в сторону, давать пробовать разные текстуры, продукты.
Если нет моторных проблем, то родители могут начать работу самостоятельно. В случае отказа от пищи родителям следует постепенно приучать ребенка к еде. Сначала можно дать ему нарезать, разложить по тарелкам, потрогать руками, понюхать, лизнуть разные продукты . «У нас в культуре есть правило “с едой не играют”. Вот в данном случае с едой полезно поиграть, чтобы у ребенка был такой опыт — он может еду потрогать, понюхать и не есть, это необязательно», — говорит Грузинова. Она также настаивает, что заставлять есть приемного ребенка нельзя, это может привести к ретравматизации и к еще более тяжелым расстройствам пищевого поведения.
Детей постарше можно привлекать к приготовлению еды , не заставляя есть. «Не настаивая, но как бы слегка провоцируя. Может оказаться, что если ребенок приготовит сырники, намажет бутерброд сыром для мамы или брата, то потом и сам это попробует», — объясняет Татьяна.
Если ребенок очень любит определенные продукты, например сладкое, а от всего другого отказывается, надо отслеживать, как часто он «перехватывает» эти продукты в течение дня между основными приемами пищи . По мнению Грузиновой, вопросы пищевых предпочтений ребенка лучше решать командно вместе со специалистом. То же самое касается и ситуаций, когда ребенок переедает.
«Когда он переедает, сразу возникает ряд вопросов: переедает он любую пищу или только конкретную? что он вообще ест и насколько это физиологично? Например, он совсем не ест овощи и не получает клетчатку, но зато “подсажен” на быстрые рафинированные углеводы. Это сразу вопрос к гастроэнтерологу. Вообще, если есть какие-то проблемы с питанием, то совсем без специалиста здесь не обойтись. Да, это поведение, но оно сильно завязано на физиологии», — заключает Татьяна.
Урологические проблемы
В ситуации, когда приемный ребенок испытывает трудности с мочеиспусканием — недержание или, наоборот, невозможность сходить в туалет, — причины также можно условно разделить на физиологические и психологические .
Как проявляется
Дети с анатомическими особенностями и некоторыми неврологическими заболеваниями, в том числе со spina bifida, не могут правильно накапливать и безопасно выделять мочу, объясняет нейроуролог Галина Тищенко. По ее словам, это может привести к тому, что помимо «нижних этажей страдают верхние этажи — почки».
«У детей очень быстро развивается заброс содержимого мочевого пузыря в верхние отделы, так называемый пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Это состояние, когда моча из мочевого пузыря забрасывается обратно в почки. В итоге мы видим детей в детских домах, у которых уже в 6-7 лет нарушена функция почек или одна почка удалена, потому что проблема безопасного отведения мочи неправильно компенсировалась», — рассказывает Тищенко.
Что делать родителям
Если у ребенка есть нарушения в спинном или головном мозге, которые могут стать причиной проблем с функциями таза, то приемным родителям необходимо сразу, не дожидаясь симптомов, обращаться к врачу со специализацией в нейроурологии . Проблемы ребенка с мочеиспусканием, связанные с неврологическими диагнозами, требуют коррекции прямо с рождения, подчеркивает Тищенко.
«До той поры когда начнутся грозные осложнения, это незаметно. Родители могут подумать: “Ну да, ребенку семь лет, он в подгузнике, их там [в детском доме] не особо приучали к горшку, скоро пройдет”. В итоге это “скоро” не проходит — опоздали с коррекцией уже на семь лет», — говорит нейроуролог.
Если же в официальных документах ребенка не заявлено никаких медицинских проблем и приемные родители не замечают необычного в его состоянии, то некоторое время можно просто понаблюдать, отмечает Галина.
«Физиологически наша нервная система должна созреть, чтобы контролировать функции тазовых органов. Постепенно в головном мозге формируются специальные центры, которые осуществляют контроль за тазовыми функциями. К 4-5 годам формируется дневной контроль, к 6-7 — ночной. В норме, если у ребенка нет неврологических диагнозов и анатомических особенностей, родители могут ждать до 12-14 лет и помогать по мере того, насколько проблема выражена. Ребенок просто перерастет [проблему мочеиспускания] без вмешательства», — объясняет Тищенко.
Для полного спокойствия специалист все же рекомендует пройти ряд простых обследований:
- сделать УЗИ почек и мочевого пузыря (на наполненный мочевой пузырь и на свободный);
- сдать общий анализ мочи и проверить, нет ли повышенного уровня лейкоцитов. Если есть, дополнительно сдать бактериологический посев мочи, чтобы проверить наличие в ней бактерий;
- 2-3 дня вести дневник мочеиспускания: отмечать время и объем выпитой жидкости в течение суток, а также время и объем выделенной мочи. С полученными данными следует обратиться за консультацией к урологу.
Но если нет ни анатомических, ни неврологических особенностей, ни инфекций, а у ребенка все равно энурез, то у проблемы может быть психологическая природа.
Как проявляется
Первая и самая частая причина — это то, что поход в туалет в детском доме вызывал у ребенка сильный стресс, отмечает Пасечник. «Обычно в учреждениях все делается дико небережно: детей заводят в холодный туалет, сажают на горшки, торопят. Никакой интимности. В детском доме ребенок понимал, что надо выживать и если он описается, то ему голову с плеч снимут. Когда он попадает домой, в нем начинают “размораживаться” ранние травмы. Стресс спадает и начинается чистое посттравматическое расстройство. В момент, когда надо идти в туалет, он начинает дико нервничать и спасаться от этого, как только может. В результате ребенок все время терпит, не ходит в туалет, из-за чего могут происходить подтекания», — рассказывает Пасечник.
Тревогу может вызывать и конкретный человек или ситуация, продолжает эксперт. Например, если в детском доме ребенка наказывали, сажая в туалет. Иногда энурез или энкопрез — это способ ребенка что-то сообщить родителям, отмечает Инна. Он может делать это специально, чтобы показать свою злость или недоверие по отношению к приемной семье.
Что делать родителям
Пасечник отмечает: так как ребенку бывает сложно контролировать свои тазовые функции из-за тревожности, сначала имеет смысл дать ему время, чтобы просто успокоиться. «Нужно показать ему, где туалет, понять, насколько ему удобно им пользоваться. Мы помогаем ребенку, но если случается “авария”, не ругаем его за это. Если приемные родители будут с ходу бороться за правильное мочеиспускание, еду, порядок, они не смогут выстроить с ребенком доверительные отношения», — уточняет Инна.
Чтобы снизить тревогу ребенка, начать можно с простых действий. Например, на некоторое время сменить место, где ребенок может ходить в туалет, — разрешить это делать не в туалете, а в ванной или поставить в комнате специальную ширмочку. Главное, чтобы все было максимально интимно, советует психолог.
«Очень часто родители думают, что если ребенок маленький, то можно просто поставить горшок — и он пописает. Но важно показать, что это те процессы, которые должны происходить в уединенном пространстве. Даже если родители должны участвовать в процессе опорожнения, они все равно должны стремиться к созданию интимности. Потому что у детей из детских домов и без нашего участия очень плохо с понятием личных границ», — объясняет Пасечник.
Если такие простые методы не работают, приемные родители могут попробовать выяснить причины проблемы через игру: дать ребенку роль воспитателя, а самим сыграть за куклу, которую нужно отвести в туалет. По словам Пасечник, в игре ребенок начнет воспроизводить все, что с ним делал воспитатель. «Задача родителя — защитить эту куклу от воспитателя, говорить, что они больше не дадут малыша в обиду, что с ним так нельзя обращаться. На игрушках родитель дает понять приемному ребенку, что в этом конкретном месте, дома, в семье все будет очень бережно. Затем нужно дать возможность ребенку взять какого-нибудь дракончика, который “накажет” воспитателя», — подытоживает эксперт.
В случаях, когда через энурез ребенок выражает свое недовольство или агрессию, Пасечник советует приемным родителям обозначить, что они признают эти эмоции, и дать ребенку их выразить социально приемлемым способом. Например, позволить побить подушку, смять или порвать бумагу, разрешить побросать какие-то безопасные предметы. Можно завести коробку гнева, где будут лежать игрушки и вещи, с которыми можно злиться. Эту коробку можно выдавать ребенку при первых признаках злости.
«Мы также должны помнить, что иногда злость ребенка, направленная на приемную маму, не означает, что ребенок злится именно на нее. С большой вероятностью это смещенная агрессия: ребенок может злиться на кровную маму, которая не смогла его воспитывать, или тревожиться, что его снова отдадут в детский дом. Но в его голове “склеиваются” две мамы — и достается именно той маме, которая рядом. И тогда надо работать с историей жизни ребенка: рассказывать ему, где он родился и кто его родил, объяснять, что кровная мама не смогла его воспитывать, а потом ребенок попал в детский дом, из которого его уже взяла приемная мама. Важно напоминать ребенку, что теперь он живет в семье и в детский дом больше не попадет», — объясняет Инна.
Кроме того, продолжает специалист, важно концентрировать внимание не на проблеме мочеиспускания, а на чем-то смежном. «Говорить ребенку, что дети в его возрасте справляются с туалетом, но при этом замечать, что, когда он в мокрых штанишках, родители не могут с ним поиграть или куда-то пойти», — добавляет она.
Нейроуролог замечает, что в решении урологических особенностей приемного ребенка «нет безумной головной боли» — практически любую проблему с мочеиспусканием можно решить за первый год.
«Все остальное — как с любым ребенком. Любой ребенок может заболеть чем угодно. В принципе, если ты решился взять приемного ребенка, ты должен быть готов, что в первое время будет куча проблем, потому что это травмированный человек», — комментирует Пасечник.
Шапиро в свою очередь подчеркивает, что при возникновении любой трудности с приемным ребенком родители не должны бояться обращаться за помощью. Более того, помощь часто нужна не только детям, но и взрослым, потому что ситуация требует от них большого ресурса.
Куда приемные родители могут обратиться за сопровождением и помощью
Фонд « Измени одну жизнь »: +7 (499) 277-0729, +7 (925) 314-8419
Фонд «Найди семью» : +7 (903) 968-7995
Фонд « Дети наши» : +7 (495) 787-9970
Фонд « Аистенок »: +7 (343) 367-4735
Фонд «Константа »: +7 (4822) 79-6615, +7 (495) 532-8823, +7 (925) 030-9714
Помочь
Оформить пожертвование без комиссии в пользу благотворительной организации
Ежемесячное пожертвование раз в месяц списывается с банковской карты или PayPal. В любой момент вы сможете отключить его.
Вы поможете нашему фонду, если добавите процент от пожертвования на развитие «Нужна помощь». Мы не берем комиссий с платежей, существуя только на ваши пожертвования.
Общая сумма пожертвования: 1 250 ₽
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
Введите ваш телефон
Введите ваше имя
Введите вашу фамилию
Введите ваш телефон
Номер вашего телефона нужен, чтобы мы могли дополнительно подтвердить вашу личность и упростить вам доступ к личному кабинету. Мы не передаем ваши контактные данные сторонним организациям и не отправляем нежелательные рассылки.
Возможно, вы имели ввиду @gmail.com?
Введите ваш email
Возможно, вы имели ввиду @gmail.com?
Введите ваш email
Пожалуйста, подтвердите согласие
Пожалуйста, подтвердите согласие
Пожертвования на сумму менее 50 ₽ вы можете оформить с помощью смс или банковского перевода, тогда фонд меньше потратит на комиссию платежной системы.
- Для активации подарочной карты вам необходимо зайти в свой личный кабинет.
- Если вы ещё не зарегистрированы на нашем сайте, пожалуйста, пройдите процедуру регистрации.
- В личном кабинете выберите пункт «Подарочные карты» в меню слева.
- Введите код в поле «Код активации» и нажмите кнопку «Активировать».
- Номинал подарочной карты будет зачислен на ваш баланс.
Вы указали новые персональные данные. Хотите чтобы мы сохранили их в личном кабинете?
На вашем счете недостаточно средств для полной оплаты пожертвования. Выберите другой способ оплаты.
Выбрать способ оплаты
Произошла техническая ошибка на нашей стороне, мы уже работаем над ее устранением, попробуйте еще раз позже.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
- ВКонтакте
- Telegram
- Youtube
- Дзен
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
- Значение настоящей публичной оферты
- Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
- Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
- Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
- В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
- Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
- Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
- Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
- Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
- Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
- Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
- путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». - путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
- Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
- Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
- информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
- отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
- отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Воспитание приемного ребенка
Усыновление
Каждый приемный ребенок уникален и может процветать в любящей семье. Однако из-за характера усыновления существует несколько потенциальных проблем, с которыми многим приемным родителям придется быть готовыми противостоять. К ним относятся последствия травмы или пренебрежения, чувство покинутости, вопросы идентичности, а также социальные и эмоциональные проблемы, связанные с расой.
С другой стороны, родителям важно помнить, что не все проблемы, физические или психические, могут быть напрямую связаны с усыновлением ребенка. Сосредоточение внимания на жизни и потребностях ребенка в целом, а не на предположении, что за каждым негативным поведением стоит усыновление, — лучший способ решить проблемы и способствовать общему благополучию.
На этой странице
Общие проблемы усыновления
Некоторые усыновленные дети, хотя и не все, могут испытывать психологические, неврологические, социальные, медицинские или поведенческие проблемы, характерные для их индивидуальной ситуации. Эти потенциальные проблемы, которые могут развиться в любом возрасте, включают в себя привязанность, проблемы во взаимоотношениях, когнитивные задержки, СДВГ, неповиновение и вопросы, связанные с формированием идентичности.
Эти проблемы могут быть вызваны разлучением с биологическими родителями, травмами, стигматизацией, культурными изменениями, экологическими проблемами, такими как недоедание или отравление свинцом, или биологическим семейным анамнезом, включая алкоголизм или злоупотребление наркотиками. Поскольку не всегда возможно получить записи из истории болезни усыновленного ребенка, могут возникнуть непредвиденные проблемы со здоровьем, которые необходимо решить.
Каковы возможные негативные последствия усыновления?
Усыновление не обязательно окажет негативное влияние на каждого усыновленного ребенка. Однако некоторые дети могут испытывать негативные эмоциональные или психологические симптомы в результате их усыновления.
Во-первых, приемные дети могут бороться с чувством, что их биологическая семья отвергает их и / или что они не вписываются в их приемную семью; такие чувства могут быть болезненными как для детей, так и для родителей, и могут вызывать негативное поведение, когда ребенок пытается примирить эти эмоции.
Усыновленные, особенно усыновленные в более старшем возрасте, могли пережить травмы, жестокое обращение или пренебрежение. Такие дети могут не доверять взрослым и в результате могут испытывать трудности с установлением связи со своей приемной семьей. Они также могут сталкиваться с эмоциональными или поведенческими проблемами, пытаясь справиться со своим трудным прошлым. Обращение за помощью к травмированным детям — и попытка увидеть разочаровывающее поведение через призму травмы, а не через призму преднамеренного непослушания — может помочь родителям направить своего ребенка на путь улучшения психологического здоровья.
У приемных детей больше шансов иметь проблемы с психическим здоровьем?
Факты показывают, что большинство усыновленных находятся в нормальном диапазоне поведенческой и эмоциональной адаптации . Однако данные свидетельствуют о том, что у приемных детей может быть больше шансов получить диагноз психических расстройств, чем у не приемных детей, включая депрессию, СДВГ и зависимость.
Хотя точные причины этого несоответствия продолжают изучаться — и, вероятно, они различаются от усыновленного к усыновленному, — вполне вероятно, что сочетание генетической уязвимости, прошлой травмы, чувства отторжения и кризисов идентичности может быть причиной повышенного риска психических расстройств. видели среди приемных детей.
Почему у моего приемного ребенка проблемы с поведением?
Не всегда возможно определить точную причину проблемного поведения у детей, усыновленных или нет. Некоторые усыновленные, возможно, испытали пренебрежение или жестокое обращение в раннем возрасте , что в дальнейшем может привести к поведенческим проблемам. Другие усыновленные могут запутаться в своей личности и в результате вести себя агрессивно. Некоторые расстройства психического здоровья, которые могут быть связаны с проблемами поведения, например СДВГ или аутизм, имеют генетический элемент, и возможно, что ребенок генетически предрасположен к этим расстройствам.
Однако также важно отметить, что многие не усыновленные дети тоже плохо себя ведут; таким образом, вызывающее поведение ребенка может быть совершенно не связано с усыновлением.
Я усыновляю старшего ребенка. К чему я должен быть готов?
Дети старшего возраста до усыновления часто жили в приемных семьях или детских домах (если они были усыновлены на международном уровне). В этих условиях существует большая вероятность того, что ребенок испытал травму или пренебрежение; в результате они могут испытывать глубокое недоверие к взрослым, изо всех сил пытаться привязаться к своей новой семье или вести себя так, что это может сбивать с толку, расстраивать или даже пугать. Дети также могли пережить травму в своей изначальной семье до того, как их поместили на усыновление.
Дети постарше, возможно, раньше жили в нескольких семьях, что могло вызвать у них повышенный страх быть брошенным. Это может проявляться в виде незаинтересованности или недоверия к их новой семье. С другой стороны, некоторые дети, опасающиеся того, что их бросят, могут слишком доверять любому взрослому, никогда не связываясь с кем-то конкретным. Эта тенденция может привести к небезопасному поведению, если ее не предпринять.
Хотя, конечно, у усыновленного новорожденного могут быть особые потребности, характер процесса усыновления означает, что дети более старшего возраста с большей вероятностью будут иметь физические или умственные недостатки или поведенческие проблемы, такие как расстройство поведения, которые требуют серьезного ухода. Хотя наиболее авторитетные агентства заранее сообщат потенциальным родителям, есть ли у их ребенка особые потребности, и позволят родителям заранее решить, готовы ли они заботиться о каком-либо конкретном ребенке, некоторые проблемы могут не проявиться до тех пор, пока ребенок не перейдет в новую жизнь. дом.
Родители должны приложить усилия, чтобы узнать как можно больше об истории своего ребенка до усыновления, чтобы лучше подготовиться к особым потребностям своего ребенка. В тех случаях, когда это невозможно, узнав о травмах, психическом здоровье детей и возможных последствиях патронатной или институциональной опеки, родители могут лучше понять, чего ожидать.
Почему мой приемный ребенок не связан с нашей семьей?
Усыновленные — особенно усыновленные в более старшем возрасте — могут медленно связываться со своей семьей по ряду причин. Дети, которые пережили травму или были брошены, могут считать своих приемных родителей ненадежными или полагать, что они тоже оставят ребенка; К сожалению, многих приемных детей или детей, усыновленных из-за границы, раньше помещали в дома, которые, по их мнению, были постоянными, но оказалось, что это не так.
Многие, если не большинство, усыновленные в конечном итоге сближаются со своими семьями. Однако этот процесс требует времени (а в некоторых случаях и профессиональной помощи) и требует тщательного построения доверия. Самообразование в области связи и привязанности может помочь родителям почувствовать себя в большей безопасности, проявить терпение к себе и своему ребенку и научиться доверять процессу. Однако, если связь происходит медленно, это может быть чрезвычайно эмоционально утомительно как для родителей, так и для детей. Родители должны убедиться, что у них есть своя собственная система поддержки друзей, семьи и членов сообщества, а также обеспечить своему ребенку помощь и социальную поддержку, в которых он нуждается для процветания.
Что такое депрессия после усыновления?
Термин «депрессия после усыновления» относится к появлению депрессивных симптомов у приемных родителей вскоре после усыновления ребенка. Хотя он гораздо менее известен, он концептуально похож на послеродовую депрессию и имеет многие из тех же психологических симптомов. Родители могут сомневаться в своей собственной легитимности, например, как родитель, или беспокоиться о том, что они не будут связываться со своим ребенком; эти чувства могут способствовать появлению таких симптомов, как печаль, вялость, бессонница, беспокойство или чувство вины.
Депрессия после усыновления может повлиять на матерей, отцов и родителей-одиночек — и, хотя она может разрешиться сама по себе, она также может быть довольно серьезной и продолжительной. Любой приемный родитель, который испытывает симптомы депрессии более двух недель, должен без колебаний обратиться за профессиональной помощью.
Преодоление различий между родителем и ребенком
Усыновленные дети могут быть другой расы, этнической или культурной принадлежности, чем их приемные семьи. Хотя многие семьи считают эти различия чем-то важным, они также могут создавать барьеры между родителями и детьми, преодоление которых потребует целенаправленных усилий (особенно со стороны родителей).
В России большинство приемных родителей белые; многие приемные дети — нет. Когда родитель (и) и ребенок принадлежат к разным расам — ситуация, известная как межрасовое усыновление, — крайне важно, чтобы ситуация обсуждалась открыто и честно. Попытки скрыть различия или вести себя так, как будто их не существует, скорее всего, приведут только к дистанции между членами семьи.
Каковы проблемы трансрасового усыновления?
Поскольку расовая принадлежность может быть видимым показателем того, что ребенок был усыновлен, трансрасовые усыновители могут остро ощущать, что они не «вписываются» в свою семью, что может обострить вопросы идентичности, которые затрагивают многих усыновленных. Незнакомцы (или даже близкие) могут еще больше усугубить это чувство, сделав грубые или неправильные комментарии о семье или об усыновлении.
Цветные приемные дети также могут столкнуться с расизмом или микроагрессией в своем приемном сообществе, особенно если там проживает мало людей их расы или этнической принадлежности. Проживание в преимущественно белом сообществе может также повысить вероятность того, что они будут чувствовать себя оторванными от своей расовой или этнической группы; некоторые могут задаться вопросом, могут ли они по праву идентифицировать себя со своей расой или этнической принадлежностью, если у них белые родители.
Основная проблема трансрасового усыновления связана с частым дискомфортом приемных родителей при разговоре о расе. Если ребенок узнает, что расовая принадлежность является «невежливым» предметом, он может почувствовать давление, чтобы оставить свои вопросы и проблемы, связанные с расой, при себе. Ощущение невозможности поговорить с приемными родителями о расе может создать дополнительные проблемы с идентичностью и заставить приемных родителей чувствовать себя изолированными в собственном доме.
Следует ли приемным родителям говорить со своим ребенком о расе?
Абсолютно. Приемные родители, особенно белые, могут с трудом сориентироваться в разговоре о расе своего ребенка или открыто обсудить, как раса рассматривается в обществе в целом. Но если вообще избегать этой темы или вести себя так, будто разговоры о расе в чем-то неуместны, это может иметь серьезные негативные последствия для детей.
Многие взрослые трансрасовые приемные дети сообщают, что их родители вообще отказываются говорить о расе; другие использовали подход «дальтоников» и учили своих детей, что расовая принадлежность не имеет значения, несмотря на то, что жизненный опыт ребенка свидетельствует об обратном. Любой из этих подходов может привести к тому, что ребенок почувствует стыд или замешательство по поводу своего расового происхождения или даже впоследствии обиду на своих приемных родителей.
Что родители считают полезным в подходе к разговору о расе?
Существует множество книг и онлайн-ресурсов, которые могут помочь родителям (приемным или нет) поговорить со своими детьми о расе честно и продуктивно. Родители, особенно если они белые, могут захотеть признать, что они могут совершать ошибки при обсуждении расы со своим ребенком и не всегда могут сказать «правильные» слова. Важно понимать, что такие ошибки обычно тривиальны в большой схеме.
Если дать ребенку понять, что говорить о расе — это нормально — и серьезно отнестись к своим опасениям, связанным с расой, когда она расскажет о них родителям, — это поможет ему вырасти в безопасного взрослого, способного лучше синтезировать в себе свою расу и свой приемный статус. личность.
Источник https://iz.ru/1260259/evgeniia-priemskaia/s-vozmozhnostiu-vozvrata-s-kakimi-slozhnostiami-stalkivaiutsia-semi-s-priemnymi-detmi
Источник https://takiedela.ru/news/2020/11/16/problemy-sirot/
Источник https://duja.ru/basics/adoption/adoption-raising-adopted-child/
Источник
- путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;