viardi.ru Семья Трудности адаптации приёмного ребенка

Трудности адаптации приёмного ребенка

Содержание

Трудности адаптации приёмного ребенка

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как избежать трудностей адаптации приемного ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

d kuznetsova СемьяДарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.

Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.

Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.

Адаптация в новых условиях

Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.

Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:

  • возраст;
  • черты характера;
  • уровень умственного и эмоционального развития;
  • темперамент;
  • заинтересованность сторон.

Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! littleBoy

Особенности поведения

При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.

Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».

Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:

  • малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
  • новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.

В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.

Этапы адаптации приёмного ребенка

Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе адаптации детей сирот в приемной семье неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:

  • знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
  • «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
  • «вживание» – формирование отношений;
  • «стабилизация отношений» — принятие образа жизни.

Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.

Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.

Знакомство с семьёй

Адаптация приёмного ребенка

Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).

На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.

Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:

  • гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
  • сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.

Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.

Комментарий психолога:

Реалии таковы, что знакомство с приёмной семьёй происходит задолго до того, как ребёнок начинает в ней жить фактически. Оно случается в детском доме, куда приходят будущие родители. Там они знакомятся с ребёнком, а он – с ними. Сейчас, как правило, в этом процессе присутствует ещё и Школа приёмных родителей, где с семьями работают психологи. Прорабатываются всевозможные варианты развития событий с учётом особенностей конкретных персоналий. Пройти такую школу более чем полезно, потому что без неё неожиданные трудности зачастую приводят к возврату ребёнка. А это травмирует и его, и несостоявшихся родителей.

Всеобщий восторг в первый месяц совместного проживания, описанный в статье, вовсе не гарантирован. Есть объективные причины, по которым именно начало такого проживания рождает первые проблемы.

Первые проблемы

На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:

  • ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
  • высокие ожидания и требования опекунов.

Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.

В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.

Комментарий психолога:

Психологическая готовность пары принять ребёнка в семью формируется во время тех девяти месяцев, когда мама его вынашивает. Родители наблюдают за развитием, ищут пяточки на животе и смотрят УЗИ. Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться. Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в интернат, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причём и у ребёнка, и у взрослых. Первый ещё не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребёнка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.

В этом случае уместен общий совет: не должно быть места сомнениям в правильности принятого решения. Главное – сгибаться перед обстоятельствами и не ломаться. Уверенность прежде всего. Если у родителей всё происходит именно так, то на это будет опираться и ребёнок, чтобы со временем принять новую действительность. Нужна мягкая, но уверенная в себе мама, которая иногда может проявить и жёсткость.

Где может получить помощь приемная семья

Взять приемного ребенка – это большой шаг и ответственность. При этом стоит быть готовым к тому, что приемная семьи может столкнуться с разными проблемами. Адаптация ребенка в новых для него условиях проходит через труд и терпение.

Каждый год свыше 5 тысяч приемных детей-сирот в России возвращаются в детские дома. Это имеет серьезные психологические последствия для ребенка, а порой и для людей, не справившихся с ролью приемных родителей. Поэтому проблема работы с замещающими семьями стоит достаточно остро. Найти общий язык друг с другом и свести к минимуму риск возврата ребенка в детский дом помогают специальные общественные организации, фонды и союзы. Их список по данным Официального сайта Мэра Москвы представлен по следующей ссылке.

Не стоит бояться обращаться в такие организации. Это шаг к решению проблем, а не признание своей несостоятельности как родителя. Наоборот, вы стараетесь преодолеть кризисную ситуацию доступными способами.

Каждый может оказаться в непростой ситуации, когда появляются трудности в семье. Дети-сироты часто имеют тяжелый жизненный опыт, их травмирует потеря близких и события в детском доме. Безусловно, это влияет на их развитие и поведение. Поэтому часто найти подход к ним особенно сложно, и требуется помощь специалистов.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Воспитать, дать образование, оздоровить (если это необходимо), полюбить и заботиться о детях, которые в этом нуждаются, может не каждый человек. Решаясь получить статус приемной семьи, важно понимать, с какими трудностями придется столкнуться и как с ними справиться.

В статье подробно разберем, что такое приемная семья: понятие, порядок создания и правовые последствия ее образования.

Понятие приемной семьи

Еще в Древней Руси осиротевших детей воспитывала община или их пристраивали в семьи («примачество»). Затем в процессе развития государственного строя заботой о несовершеннолетних стало заниматься государство. Для этого создавались специальные учреждения (детские дома, приюты) с необходимым набором условий для проживания, воспитания, образования, а также персоналом. Но хорошие условия в этих учреждениях никогда не заменят детям родительскую любовь, тепло и уют семейного очага.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Социальная политика государства ориентирована на устройство детей в семьи, т. к. только в этом случае обеспечивается их гармоничное развитие. Дети должны расти и развиваться не в казенных стенах в общей массе одиноких малышей, а в семье.

Существуют три формы их устройства: усыновление, опека (или попечительство) и приемная семья. Опишем каждую из них:

  1. При усыновлении между родителями и несовершеннолетними складываются отношения в течении всей жизни, т. к. они становятся родными людьми (ребенку дается фамилия родителей, возникают личные, имущественные и неимущественные права и обязанности между ними, наследственные правоотношения).
  2. При опеке (попечительстве) и приемной семье такие права и обязанности не возникают. Дети в этих семьях не становятся кровными родственниками со своими родителями или опекунами. Отсутствует тайна передачи ребенка в приемную семью, возможны контакты с его родственниками. Отношения складываются по типу «воспитатель – воспитуемый». Но это вовсе не значит, что между ними не могут складываться отношения «родитель – ребенок», возникать душевная привязанность, теплота, доверие друг к другу, а также поддержание отношений и после взросления несовершеннолетнего.
  3. Приемная семья – это опека или попечительство над ребенком (детьми), которое осуществляется по возмездному договору. Правоотношения здесь возникают между приемными родителями (одним родителем) и государством в лице органа опеки и попечительства. Договор ограничен сроком, правами и обязанностями двух сторон (ст. 152 СК РФ). Иными словами, между сторонами заключается сделка, где государство оплачивает услуги родителей за выполнение ими ряда обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям и гарантирует им поддержку.

Отличие приемной семьи от опеки

Усыновители, опекуны и приемные родители должны создать несовершеннолетним такие условия, которые помогут им подготовиться к самостоятельной жизни. В этом заключается сходство этих форм устройства.

Разница между приемной семьей и опекой заключается в следующем:

Основные проблемы приемных детей и семей в России

  1. Возраст. Опека устанавливается до достижения несовершеннолетним 14 лет. Приемная семья обязана заботиться о детях до 18 лет.
  2. Платность. Опекун не получает какое-либо вознаграждение за свой труд, кроме как любовь и привязанность ребенка. Приемный родитель получает заработную плату, а все время по договору засчитывается в трудовой стаж.
  3. Правоотношения с государством. Опека устанавливается на основании распорядительного документа. Приемная семья возникает на основании договора.
  4. Количество опекаемых несовершеннолетних. В приемной семье может быть несколько детей, но не больше восьми совместно со своими. При опекунстве на воспитание передается только один (исключение, если есть браться и сестры).
  5. Психологический аспект. Дети в приемной семье воспринимают себя полноправными детьми своих приемных родителей. При опеке дети так и остаются опекаемыми (воспитуемыми), т. к. не всегда могут называть мамой или папой своих родственников (бабушку, дедушку, дядей, сестер и т. д.).
Вам будет интересно  Детство с; неидеальными родителями: 6 типов семейных отношений, которые нас травмируют

Опекунство прежде всего устанавливается из круга близких ребенку людей (родственников). Если их нет, выбираются сторонние люди. При форме устройства в приемную семью дети чаще передаются чужим людям.

С финансовой точки зрения приемная семья более интересна, т. к. государственная поддержка осуществляется через систему вознаграждения и компенсаций за воспитание каждого несовершеннолетнего, т. е. фактически выполняется оплачиваемая работа.

Обратите внимание! С этих выплат делаются страховые взносы и уплачиваются налоги. Это дает право родителям на налоговые имущественные и (или) социальные вычеты, оформление больничных листов, пенсию.

Причины создания

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Привести неродного ребенка в свою семью – очень ответственный шаг. Благородство, смелость и воля таких людей вызывают восхищение и уважение.

Причинами такого поступка выступают желание помочь сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, или желание реализовать себя как родителя.

Но как бы ни было велико такое желание, не каждый решается сразу на усыновление, т. к. правовые последствия здесь иные: малыш (подросток) становится родным, у него возникает право на имущество, наследственные права.

Многие родители хотят сначала присмотреться к детям, ситуации, обстоятельствам, к своим чувствам и возможностям. Многие вариант без усыновления рассматривают как промежуточное звено. Встречаются случаи, когда близкие люди решаются взять к себе малыша после потери им родителей, и у них нет условий и возможностей на усыновление.

Что нужно, чтобы стать приемной семьей

Перед передачей несовершеннолетних детей будущим мамам и папам государство должно удостовериться в их возможностях стать приемными родителями (родителем).

Чтобы стать приемной семьей, важно понимать, что, помимо юридических аспектов при выборе кандидатов на роль приемного папы или мамы (изложены в статьях 153 и 146 СК РФ), есть еще и психологические.

Подробно разберем каждый из них.

Психологический аспект

Приемные дети, находясь за стенами детского дома, отличаются от «домашних» детей. Они рано взрослеют, у них появляется недоверие к людям, они самостоятельны настолько, насколько от них требует ситуация. Некоторым детям приходилось выживать в уличных условиях или в неблагополучных семьях. Они могут быть лживыми, агрессивными, замкнутыми. Важно понимать, что все эти качества они приобрели в силу тех обстоятельств, в которых оказались и вынуждены были к ним приспосабливаться. И это всего лишь маска, за которой прячется ранимый, глубоко травмированный малыш.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Поэтому приемные родители в первую очередь должны быть терпеливы и внимательны к нему. Только терпение, любовь, проявление уважения, спокойствие, сила духа и воля помогут преодолеть все трудности адаптации приемного ребенка в семье.

Родителям и другим членам семьи тоже будет нелегко, и их период адаптации не менее важен. Ведь не только приемный ребенок учится быть членом семьи, но и приемные родители, братья и сестры учатся быть родными. На эту тему есть много литературы, тренингов, курсов, сообществ в социальных сетях, где можно задать вопросы и получить советы. Решаясь на подобный шаг, нужно оценить свои моральные и физические возможности и получить согласие всех членов семьи.

Важно! Независимо от места жительства лицам, желающим принять на воспитание несовершеннолетних, можно бесплатно пройти подготовку в органе опеки и попечительства или в организации, осуществляющей такую подготовку. По окончании выдается соответствующее свидетельство (п. п. 4, 5, 11-14, 18 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N235).

Юридический аспект

В статье 153 СК РФ указано, что приемными родителями могут быть полностью дееспособные супруги, а также отдельные граждане независимо от пола, трудоспособные и имеющие условия для проживания детей.

Важно! Если будущие мама и папа не женаты, взять на воспитание одного и того же ребенка нельзя.

Никогда не будут назначены приемными родителями лица, которые не имеют постоянного места жительства, а также те, которые не могут обеспечить надлежащее воспитание детей (п. п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N117):

  1. Ранее были лишены или ограничены в родительских правах, отстранялись от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) или по их вине отменено усыновление.
  2. Хронические алкоголики, наркоманы.
  3. Судимые за тяжкие и/или особо тяжкие преступления или если в отношении них возбуждалось уголовное дело за преступление против жизни и здоровья человека, половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения, общественной нравственности и безопасности мира и человечества.
  4. Имеющие такие заболевания, как туберкулез, инфекционные, онкологические, психические заболевания до прекращения диспансерного наблюдения.
  5. Лица, не прошедшие подготовку в органах опеки.
  6. Лица одного пола, которые заключили брак в другой стране (где это разрешено), или граждане другой страны, где однополые браки разрешены.

Если юридические и психологические аспекты не мешают взять ребенка в семью, то следующим шагом будет подача заявления в орган опеки и попечительства.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

В заявлении укажите свои данные по паспорту, место проживания, сведения о других членах семьи, которые с вами проживают. К заявлению приложите документы, указанные в п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N423:

  • вашу автобиографию;
  • справку о доходах с работы или другого органа, если получаете пенсию или пособия, за 12 месяцев;
  • документ по результатам медицинского освидетельствования;
  • если вы состоите в браке – свидетельство о браке;
  • согласие членов семьи, которые с вами проживают, в том числе мнение детей, достигших десяти лет;
  • свидетельство о прохождении вами подготовки на готовность принять на воспитание ребенка.

Правовые последствия

В статьях 151-155 СК РФ определены не только понятие и порядок образования приемной семьи, но и ее правовые последствия.

Новые мама и папа (или один из них) становятся законными представителями приемных детей и обязаны принимать меры по выявлению и сохранению их имущественных прав. Для этого они выступают на стороне детей по спорам об алиментных обязательствах биологических родителей, защите имущества по спорам о праве на это имущество, порядке общения родственников (биологических родителей, иных близких) с детьми. Решают вопросы по устройству их в учебные, медицинские учреждения, занимаются их оздоровлением (если это необходимо).

Алиментные и наследственные правоотношения между родителями и воспитанниками не возникают. Дети имеют право на алименты от биологических родителей, пенсию (по инвалидности, по потере кормильца), им полагается предоставление жилья при достижении совершеннолетия.

Обратите внимание! Не сохраняется тайна передачи детей в приемную семью. Они имеют право общаться со своими кровными родственниками, поддерживать с ними контакт. Главное – чтобы это было не в ущерб несовершеннолетним.

Приемные дети в период их нахождения в семье могут быть усыновлены как самими приемными родителями, так и другими усыновителями.

Орган опеки, выступающий в договорных отношениях со стороны государства, постоянно контролирует выполнение обязанностей приемными родителями:

  • осматривает жилищные условия;
  • запрашивает сведения о посещаемости несовершеннолетними образовательных, медицинских учреждений;
  • изучает вопросы питания, обустройства их быта, досуга, психического и физического развития.

Кто может стать приемным

В приемную семью могут быть переданы дети любого возраста до достижения ими 18 лет. При выборе ребенка состояние его здоровья имеет значение для будущих родителей, но не служит основанием для отказа от него. Здесь будут учитываться возможности приемной семьи по уходу и воспитанию ребенка-инвалида или имеющего иные заболевания, которые требуют повышенного к нему внимания.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

В приемную семью передаются несовершеннолетние, у которых нет родителей по причине их смерти или безвестного отсутствия, а также если они есть, но лишены родительских прав, осуждены или не имеют возможности воспитывать своих детей по причине болезни, отсутствия средств.

Справка. Пожилые одинокие люди не меньше нуждаются в уходе и заботе. Для таких граждан также предусмотрена возможность передачи их в приемные семьи. Приемная семья для пожилых людей имеет тот же набор обязательств, предусматривается порядок выплаты вознаграждения опекунам за оказываемую помощь.

Порядок заключения договора

Взаимоотношения между государством и приемной семьей возникают на основании заключенной двухсторонней сделки (соглашения). Его порядок прописан в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N423.

Будущие родители (родитель) предоставляют в орган опеки заявление с приложением документов, которые подтверждают возможность взять несовершеннолетнего на воспитание.

Важно! Все указанные сведения подлежат обязательной проверке. Орган опеки и попечительства в течение двух рабочих дней с момента подачи заявления направляет соответствующие запросы в уполномоченные органы (по отсутствию судимости, состоянию здоровья, ограничений).

Если проверка прошла, далее обследуются условия проживания. По результатам обследования, изучения документов и проверки орган опеки в срок до десяти рабочих дней обязан принять решение о возможности (невозможности) стать приемным родителем (родителями). Это решение оформляется в виде заключения, срок действия которого ограничен двумя годами с даты его выдачи (вручения) (п. п. 8, 9, 11 Правил).

После этого орган опеки обязан предоставить сведения о детях, которые могут быть переданы в приемную семью. У будущих родителей (родителя) есть право ознакомиться с личным делом несовершеннолетнего ребенка, поинтересоваться его здоровьем. Государственный орган отвечает за достоверность этих сведений.

Мнение несовершеннолетнего о том, нравятся ли ему будущие мама и папа, желает ли он воспитываться у них, обязательно, как обязательно и получение согласия ребенка, достигшего десяти лет, на передачу в такую семью.

Когда выбор сделан и желание у будущих родителей (родителя) не ушло, орган опеки и попечительства на основании заявления принимает решение о назначении приемными родителями (родителем), и в течении 10 дней заключается договор.

Если возникли разногласия по его условиям, необходимо выразить их письменно. Письменные разногласия орган опеки обязан рассмотреть в течение шести дней и принять меры по урегулированию.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Суть договора

Договор представляет собой двухстороннее соглашение, в котором отражаются обязательства обеих сторон, прописывается положение о приемной семье.

Со стороны приемных родителей предусматриваются обязанности по надлежащему выполнению ими функций родителей (обучение, воспитание, питание, лечение, организация досуга, гигиена, уход за ребенком).

Чтобы родители (родитель) могли справляться с возложенными на них обязательствами, государство со своей стороны обеспечивает сопровождение приемной семьи:

  • оказывает помощь в устройстве детей в образовательные учреждения, получении путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровительные лагеря;
  • проводит консультации (в штате органа опеки есть психолог и юрист);
  • на государственном уровне или уровне субъектов РФ предусматриваются социальные гарантии, выплаты, пособия, возможности получения единовременных субсидий, земельных участков, путевок в оздоровительные учреждения.

В договоре также прописываются права обеих сторон, условия их взаимодействия, ответственность, срок действия договора, размер и порядок соответствующих выплат приемной семье.

Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от договора:

  • при наличии уважительных причин у приемных родителей (ухудшение их здоровья, финансового состояния, отсутствие взаимопонимания с приемными детьми);
  • при установлении органом опеки злостного уклонения взрослых от исполнения обязательств.

В случае изменения места жительства семьи договор расторгается, и по новому месту жительства заключается новый договор.

Права в новой семье

Приемные родители, дети и другие члены семьи имеют права, гарантированные государством и заключенным договором.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Приемные родители (родитель) вправе:

  • самостоятельно выбирать способ воспитания и образования несовершеннолетнего, которые не должны противоречить его интересам, психическому и физическому здоровью, отталкиваясь от его мнения и рекомендаций (советов) органа опеки;
  • выступать во всех органах и учреждениях в качестве законного представителя несовершеннолетнего, защищать его интересы и имущественные (неимущественные) права;
  • получать причитающиеся выплаты за свой труд, другие гарантии (путевки в санатории, льготы по коммунальных платежам);
  • получать стандартные налоговые вычеты за каждого ребенка.

Приемные мамы также имеют право на отпуск по уходу за приемным ребенком, которому еще нет трех лет, право на сохранение за ней рабочего места при сокращении штата в организации (Письмо Минюста России от 20.07.2015г.).

Приемные дети вправе:

  • получать заботу, любовь, уход от своих приемных родителей (родителя), уважение своего достоинства;
  • получать уровень воспитания, образования наравне с другими детьми в семье;
  • иметь необходимые условия для своего психического и физического развития (одежду, обувь, организацию досуга, быта);
  • получать необходимое медицинское обслуживание;
  • получать причитающиеся им пособия, льготы;
  • рассчитывать на сохранение за ними их имущества (жилого помещения), а при его отсутствии претендовать на получение такого помещения после 18 лет;
  • общаться со своими биологическими родителями и другими родственниками.

Другие члены семьи наравне с приемными детьми вправе получать заботу, уход, любовь своих родителей, защиту их имущественных прав и интересов.

Привилегии

Приемная семья вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства, которая выражается в материальном обеспечении: предоставлении льгот, гарантий социального характера, выплатах, как разовых (единовременных), так и ежемесячных:

  1. Выплата разового характера, именуемая единовременным пособием, выплачивается после передачи ребенка в приемную семью. Ее размер ежегодно индексируется и составляет 17479,73 рублей руб. на каждого принятого несовершеннолетнего. В случае принятия ребенка старше семи лет, братьев и/или сестер, инвалида размер пособия на каждого ребенка составит 133559,36 рублей.
  2. Помимо заработной платы, приемные родители получают ежемесячные пособия для обеспечения приемных детей. Размер таких выплат зависит от региона (климатических условий, доходности самого региона) и возраста ребенка. Чем старше малыш, тем выше такое пособие. Эти деньги предназначены для приобретения для него одежды, обуви, игрушек, книг, средств гигиены и других вещей, которые понадобятся ребенку для нормального существования. Если срок опеки превышает 1 год, приемной семье выделяют дополнительные средства для приобретения мебели. Размер выплат на содержание приемных детей зависит от региональных показателей и меняется с увеличением возраста ребенка.
  3. Государство гарантирует предоставление льгот приемным семьям (по оплате коммунальных платежей, питание в дошкольном или школьном учреждении, льготные очереди по устройству в детские сады) и социальные гарантии (выплата стипендии в повышенном размере, бесплатное проживание в общежитии, предоставление жилого помещения по совершеннолетию приемного ребенка, выделение земельного участка, оплата проезда до места отдыха (1 раз в год), получение путевок в оздоровительные лагеря).

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Типичные проблемы

Воспитание приемного ребенка имеет свои особенности, и связаны они с методами воспитания таких детей, подготовленностью родителей (психологической, педагогической, физической), периодом адаптации, развития духовной, моральной, социальной направленности, своевременной отчетностью перед государством.

Вам будет интересно  Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения

Трудности, с которыми сталкиваются все приемные родители, можно разделить на три блока: психологические, функциональные, личностные качества ребенка.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Психологическая проблема связана с процессом адаптации ребенка и членов новой семьи, проходящая три стадии:

  1. Знакомство с окружением, родителями, другими членами семьи, новыми друзьями. В этот период дети и родители проявляют друг к другу большое внимание, ласку, заботу. Обе стороны испытывают идиллию в отношениях.
  2. После первой стадии наступает вторая – привыкание к новым правилам и требованиям, установленным в приемной семье. На этой стадии у детей начинает проявляться характер, старые привычки. Они могут отрицать, игнорировать, не выполнять правила, которые установлены в семье. Родители могут столкнуться с тем, что дети не оправдывают надежды, обнаруживается несовместимость между ними. Этот процесс долгий и очень важный, т. к. именно в этой стадии происходит взаимодействие «родитель – ребенок», построение новых для них отношений.
  3. Последняя стадия приводит к принятию обеими сторонами друг друга. Несовершеннолетний спокойно принимает условия жизни в семье, ведет себя наравне с другими детьми и сверстниками.

Функциональная проблема связана с низкими профессиональными качествами самих родителей для таких детей. Одной любви и желания недостаточно, чтобы стать полноценным родителем для приемного малыша. Если это подросток или ребенок-инвалид, степень подготовки мамы и папы должна быть выше. Им необходимо не только воспитывать, кормить, обувать приемного ребенка, но и развивать его как личность, помочь приобрести духовное равновесие, нравственность, возможность в будущем построить свою семью.

Личностные качества детей тоже представляют проблему для приемных семей, т. к. биологические мамы и папы могли быть кем угодно (наркоманами, алкоголиками, преступниками, аморальными людьми). Будущим родителям сложно определить, когда и в какой степени проявится их генетика. Необходимо приложить усердие и постараться развить лучшие качества ребенка, и помнить, что не генетика определяет человека, а окружение, в котором он растет.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Какие шаги предпринимает государство для решения этих проблем

Чтобы приемная семья с момента ее образования и до окончания договорного срока нормально функционировала, государство обязано обеспечивать ее сопровождение. Для этого оно разрабатывает специальные меры поддержки, материальные и нематериальные.

К материальным мерам относятся различные выплаты, льготы, социальные гарантии.

К нематериальным – оказание психологической, юридической помощи родителям и детям, организация школ для обучения родителей на начальном этапе и в период взросления детей, клубов и кружков, где приемные родители могут рассказать о своих успехах и трудностях.

Заключение

Приемной семьей принято называть одну из форм устройства и обеспечения воспитания детей, которые остались без родителей. Эта форма возникает на основании договора о приемной семье. Государство как сторона в этом договоре гарантирует оплату услуг родителя (родителей) за их труд до достижения совершеннолетия детей, обеспечивает сопровождение новой семьи, предоставляет льготы и гарантии. Возникающие в этот период проблемы решаются совместно с органом опеки путем предоставления психологической и юридической помощи, материального обеспечения приемной семьи.

Приемные родители и дети с момента их соединения полны надежд на полноценную счастливую жизнь. При правильном подходе, знаниях, терпении пройти этот путь успешно вполне возможно.

«Ни один наш приемный ребенок не выкарабкался бы, если бы не попал в семью»

Каждый год россияне забирают из детских домов около 30 тыс. детей. Семья Лихуновых воспитывает девять детей, пять из них — приемные. О том, почему дети не должны жить в детском доме, какая поддержка нужна приемным семьям и как быть, если ребенок в семье не приживается, спецкору «Ъ» Ольге Алленовой рассказала приемная мать и популярный блогер Олеся Лихунова.

В семье Олеси и Александра Лихуновых девять детей. Пятеро из них — приемные

В семье Олеси и Александра Лихуновых девять детей. Пятеро из них — приемные

Фото: из личного архива Олеси Лихуновой

В семье Олеси и Александра Лихуновых девять детей. Пятеро из них — приемные

Фото: из личного архива Олеси Лихуновой

«Если йогурт в баночке заканчивался, он с воем швырял пустую баночку в стену»

У нас была самая обычная семья, когда мы решили принять в нее ребенка из детского дома. Мы воспитывали двоих кровных детей, и мне тогда казалось, что родить самой третьего — это сложно. Я прочитала где-то, что люди берут детей, усыновляют, и подумала: «Неужели мне могут просто так отдать ребенка? Не нужно будет девять месяцев носить его в животе, а можно просто так приехать и забрать себе?» Мне казалось, что это самый простой путь, чтобы заполучить третьего ребенка. Тогда еще все пользовались ЖЖ (интернет-ресурс «Живой журнал».— «Ъ» ), я читала там разные истории о приемных детях, было много пугающих рассказов о том, как тяжело они проходят адаптацию в приемной семье… А я всегда увлекалась детской психологией и заинтересовалась: оказывается, сироты — это не просто дети без родителей, а это травмированные, страдающие дети, и приемные семьи проходят сложный путь, чтобы вернуть их к жизни. Иногда я зачитывала эти истории мужу. Он меня слушал, конечно, но никогда всерьез не думал, что нас это коснется. В то время мы жили в Брянске, и я решила: дай-ка посмотрю, какие у нас в области есть дети в сиротском банке данных. Открыла сайт и сразу увидела маленького мальчика, Вадима,— мне показалось, что он очень похож на меня в детстве. Мои кровные дети светловолосые, сын вообще с голубыми глазами, на меня не очень похожи. Наши дети были к тому времени уже достаточно большими, младшему было пять лет. Я на секунду представила себе, что Вадим мог бы быть моим сыном, а потом каждый день заходила на сайт и проверяла, не забрали ли его.

Я начала говорить об этом с мужем, но он поначалу был категорически против, считал, что лучше родить самим, а мне это казалось неинтересным — сами мы уже родили, а взять приемного малыша еще не пробовали.

То есть мотивация у меня была не совсем обычная — хотелось и маленького ребенка, и попробовать пройти какой-то новый для себя путь.

Подробной информации о детях в банке данных не дают, я уговорила мужа, что просто схожу в органы опеки и узнаю что-нибудь про Вадима. Говорила: «Никто же не заставляет нас его забирать, я просто узнаю, и все». А когда я туда пришла, оказалось, что это был последний день, когда можно успеть записаться в школу приемных родителей (ШПР), а следующая возможность будет только через три месяца, осенью. Я позвонила мужу и стала умолять: «Давай просто пройдем ШПР, нас же никто не заставит брать ребенка, мы поучимся, проверим себя, это последний шанс».

В школе приемных родителей нам обоим было очень интересно, муж сразу включился в процесс, мы дома все время обсуждали истории других родителей и, когда закончили ШПР, почувствовали уверенность и желание стать приемной семьей. Я получила заключение от органов опеки и поехала знакомиться с Вадимом, ему на тот момент было уже полтора года, и он очень отличался от тех фотографий, которые я видела на сайте. Там это был крошечный, восьмимесячный малыш, пупсик, а теперь я видела повзрослевшего мальчика, с разбитым носом, замазанным зеленкой, в колготках на два размера больше. Мне вдруг стало страшно, в первый раз пришла мысль, что ожидание и реальность могут не совпасть.

Когда я приехала в дом ребенка и увидела Вадима, он не смотрел в глаза, не шел на контакт, выглядел несчастным, брошенным, никому не нужным малышом. Я привезла домой фотографии и видео, и муж сказал, что ему тоже страшно.

А вдруг у нас не получится полюбить этого мальчика как своего сына? Но я не из тех, кто останавливается на полпути, так что сказала: «Это просто маленький ребенок, ничего страшного не будет, мы справимся!» И через некоторое время мы забрали Вадима домой.

Почему приемные семьи лучше детдомов

Почему приемные семьи лучше детдомов

Мне с Вадимом было легко. Прежде всего он мне очень нравился внешне: темные волосы, белые зубы, симпатичный. Было приятно брать его на руки, мыть, обнимать, целовать. И хотя вел он себя порой ужасно, адаптация у нас прошла довольно-таки легко.

Сейчас, спустя девять лет, многое забылось, но тогда я вела дневники и, когда сейчас их перечитываю, понимаю, что Вадим был непростым ребенком, неуправляемым, с взрывным характером. Он постоянно что-то ломал, разбрасывал, переворачивал, и иногда было ощущение, что это не ребенок, а злобный гномик. В первое время он совсем не шел на руки, часто был агрессивным, его могла вывести из себя любая мелочь. Если Вадим, например, ел йогурт и йогурт в баночке заканчивался, он с воем швырял пустую баночку в стену и разбрасывал все, что лежало рядом на столе. А в другие моменты мог быть веселым и нежным. Мы тогда считали, что такое поведение от того, что малыш травмирован детским домом.

Прошло несколько лет. Вадим очень привязался к нам, и мы тоже его полюбили, но сложное поведение осталось. Иногда у него случались приступы ярости, он мог разбить кулаком планшет из-за того, что проиграл в игре. И мы были в растерянности и не знали, как себя правильно вести в таких ситуациях. Поначалу ни невролог, ни психолог не могли нам объяснить, что с ним происходит, потом врачи стали подозревать расстройство аутистического спектра. Но мы видели, что Вадим довольно неплохо развивается: у него появилась речь, была отличная память, сын мог подолгу собирать сложные поделки из конструктора. Расстраивали только постоянные эмоциональные качели: только что Вадим радостно строил высокий дом, а через пять минут дом разлетается на мелкие куски, а Вадим рыдает и катается по полу.

В восемь лет нам удалось попасть к хорошему психиатру, и Вадиму поставили диагноз — синдром Аспергера. Тогда все встало на свои места, мы поняли, как себя правильно с ним вести.

Мы составили расписание дня, по которому Вадим жил, начали систематические занятия, и постепенно резкие скачки настроения сошли на нет, и наша совместная жизнь наладилась. Потом, когда мы уже переехали в Москву и пришли к известному детскому психиатру, он сказал, что мы все сделали правильно и выстроили жизнь с ребенком с синдромом Аспергера так, как и было нужно.

При воспитании ребенка с синдромом Аспергера надо понимать: он всегда на своей волне, есть одна-две темы, которые ему интересны, и он может говорить о них часами. У Вадима был период, когда его интересовали только динозавры и анатомия. Приходишь с ним в гости, а он никого не слушает и говорит только о своем.

Рассказы собеседника его не интересовали. Может послушать его максимум две минуты из вежливости, а потом скажет: «Ты не представляешь себе, сколько крови перекачивает сердце» — и дальше будет говорить только про это. Мы привыкли и относились к этой его особенности с юмором.

Нам очень повезло, что Вадима полюбили все члены семьи и он как-то сразу стал своим. С папой у них взаимопонимание с самой первой встречи, бабушки и дедушки тоже были им очарованы.

Особенно подкупала искренность Вадима. Когда он был рад, то не скупился на слова благодарности. Например, бабушка испекла ему на ужин оладьи. Вадим с аппетитом ел и приговаривал: «Милая бабушка, какие же вкусные оладьи ты приготовила! Мне кажется, я таких вкусных никогда в жизни не ел! Вот спасибо!» Но если Вадим был чем-то недоволен, то окружающим приходилось несладко. Он говорил, все что думал, не стесняясь в выражениях.

С возрастом у Вадима многие трудности в поведении сгладились, и сейчас у нас уже появилась уверенность, что он получит хорошее образование и сможет устроиться в жизни. Может быть, не все будет идеально, но мы наблюдаем постоянный прогресс, каждый год это другой человек, и наша уверенность все время растет.

«Всех женщин она называла мамой»

Все приемные дети проходят в семьях адаптацию. Она бывает тяжелой, если дети сильно травмированы в прошлом

Все приемные дети проходят в семьях адаптацию. Она бывает тяжелой, если дети сильно травмированы в прошлом

Фото: из личного архива Олеси Лихуновой

Все приемные дети проходят в семьях адаптацию. Она бывает тяжелой, если дети сильно травмированы в прошлом

Фото: из личного архива Олеси Лихуновой

Вадиму было три года, его адаптация в семье прошла хорошо, нам показалось, что воспитывать приемного ребенка очень интересно, и мы решили забрать из детского дома еще одного. У Вадима была большая разница в возрасте с нашим кровным сыном Тимуром — четыре года. И мы подумали, что надо взять в семью мальчика, который мог бы играть с Тимуром.

В базе сирот мы нашли ребенка из Нижнего Новгорода, который нам очень понравился по видео. Стали собирать документы, чтобы забрать его. Но как только решили ехать знакомиться, нам сказали, что на этого ребенка уже есть кандидаты и они берут его на гостевой режим. Я очень расстроилась, рыдала и думала, что, конечно, самых чудесных мальчиков разобрали, а больше никого подходящего для нас не осталось. Но документы были уже собраны, я стала искать дальше. Изучала форумы приемных родителей, там часто пишут о детях, которым срочно нужна семья. И в один прекрасный день мне на глаза попалась анкета восьмилетней девочки Гали. Сначала мне показалось, что она нам совсем не подходит, да и вообще мы не хотели девочку. Но на форуме писали, что для Гали сейчас последний шанс попасть в семью, а то ее скоро переведут в интернат.

Мы подумали, что, раз других вариантов у нас все равно нет, мне стоит поехать познакомиться с Галей. Я сразу решила, что подпишу согласие на нее, потому что знала: в тот момент, когда я впервые увижу ребенка, могу растеряться или запаниковать.

Вам будет интересно  Плохие отношения с матерью мешают жить, что делать? Как наладить связь с мамой? 8 шагов

Ехала в поезде и думала: ничего, как-нибудь да сложится, пойдет с Тимуром вместе в первый класс, привыкнем друг к другу, зато будет жить в семье, а не интернате.

Региональный оператор (орган опеки субъекта РФ, дающий разрешение на знакомство с ребенком.— «Ъ» ) выдал мне разрешение на знакомство, но при этом предположил, что раз девочка взрослая, то, скорее всего, мне не понравится. Предложили заодно познакомиться еще с каким-нибудь ребенком, например с маленькой Кристиной, которую никто не хотел забирать в семью из-за того, что у нее яркая неславянская внешность. А у меня как раз было заключение от нашей опеки сразу на двоих детей — я всегда делаю на двоих, потому что в детских домах дети нередко остаются с братьями или сестрами и отдельно их не отдают. Я согласилась, взяла второе разрешение и поехала знакомиться.

Встреча с Галей меня удивила. Я не ожидала, что у ребенка может быть такой пустой взгляд. Она смотрела на меня как птичка, хлопала глазами и спрашивала: «А вы точно меня заберете? А когда вы за мной приедете?» Это произвело на меня сильное впечатление.

Хорошо, что решение было принято заранее, иначе я бы, наверное, в тот момент растерялась. Я подписала согласие и поехала знакомиться с Кристиной. Ее учреждение находилось в соседнем городке, и я, едва не опоздав, ворвалась в него за пять минут до закрытия. Пока я пыталась отдышаться, принесли Кристину. Я просто потеряла дар речи от такой красоты: милая маленькая девочка с копной черных кудряшек. Я мгновенно в нее влюбилась и не могла поверить, что ее можно будет забрать навсегда. Очень боялась, что мне помешают это сделать. Я подписала согласие и ночь в гостинице почти не спала, переживала, не верила своему счастью. Позвонила мужу и рассказала, что подписала согласие на двух девочек. Он говорит: «Может, выберешь одну, ведь мы вообще хотели мальчика!» Отвечаю: «Не могу, старшей я уже пообещала, что заберу, а без младшей я не уеду». Так в нашей семье появились еще две дочки.

Галя встраивалась в семью непросто. Восемь лет она жила в детском доме и не знала самых элементарных вещей. Не знала, что мы живем на планете Земля, не слышала сказки про Мойдодыра и стихи Агнии Барто, не имела представления о том, что дети рождаются из живота мамы. Для нее все было удивительно. Но она так непосредственно на все реагировала, что мне было очень интересно ей все это рассказывать и объяснять. Галя то хохотала и приходила в восторг от самых обычных вещей, то пугалась и пряталась. Когда мы гуляли, она на все показывала пальцем, громко удивлялась увиденному, задавала много вопросов. Всех женщин она называла мамой — так ее приучили в доме ребенка. Пришлось отучать.

А Кристина с первого дня вцепилась в меня, как детеныш коалы, и больше не отпускала.

У меня было ощущение, что, как только мы забрали Галю и Кристину из детского дома, за ними будто захлопнулась дверь в прежнюю жизнь. Они как-то сразу поверили нам и о том, что было раньше, больше не вспоминали.

Осенью Галя и Тимур вместе пошли в первый класс, и Тимур стал для сестры примером того, как правильно себя вести, это очень сильно нам помогало. Это как слабое тонкое деревце привязываешь к колышку, чтобы оно не упало — так у нас росли Галя и Тимур. В школе многие думали, что они двойняшки: оба светловолосые, одного роста, везде всегда вместе.

Вскоре муж потерял работу, и друзья предложили нам переехать в Подольск. Мы нашли большую квартиру в аренду и переехали. Постепенно жизнь на новом месте наладилась. Саша устроился работать, я занималась детьми. Мне было интересно их развивать, казалось, что это вообще мое призвание. Тем более что по образованию я психолог и мне всегда было интересно наблюдать за детьми, вести дневники, ставить цели и придумывать, как их достичь.

«Я никому не нужна, посадите меня в клетку»

Из-за того, что с новыми детьми у нас довольно быстро сложились прекрасные отношения, в какой-то момент стало казаться, что быть приемными родителями — совсем несложно. Читаю про какие-то проблемы в других семьях и думаю, что они, наверное, что-то не так делают, ведь мы-то справляемся и все хорошо. Со временем появились мысли, что мы могли бы взять в семью еще одного ребенка. От нас не убудет, а для него это целая выигранная жизнь. Я стала намекать мужу, мол, а давай еще одного возьмем, на этот раз точно мальчика! Место у нас есть, все условия — тоже.

Как живут дети в профессиональной приемной семье

Как живут дети в профессиональной приемной семье

Саша согласился, и я снова стала просматривать базы сирот, читать специализированные сообщества и форумы. И тут мне попалась фотография Нины, которая зацепила меня своей задорной улыбкой. Смотришь на нее, и самой хочется улыбаться.

Нину пытался устроить в семью благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Я тогда не знала, что про здоровых детей они не пишут, а только про тех, кого трудно устроить. Про Нину я ничего не знала, а чтобы получить какую-то информацию, надо было сначала собрать документы. Мы их собрали, а потом выяснилось, что эта девочка имеет инвалидность, у нее spina bifida (врожденное заболевание позвоночника.— «Ъ» ), она колясочница. Саша сказал: «Ну это уже слишком, мы не справимся». Я тоже сначала подумала, что надо отступить. Но мысленно все время возвращалась к Нине и думала — значит, если бы она не была инвалидом, мы бы ее взяли, а раз она на коляске, то останется в детском доме, и никто ее не возьмет. Это не давало мне покоя. Я думала, насколько лучше с таким диагнозом Нине было бы дома… Ей семь лет, а я как раз знаю, как подготовить ее к школе. А сколько у нас интересных книг и игрушек, и есть другие дети, с которыми Нина могла бы играть.

Я стала читать книги про детей-инвалидов, которые выросли в детских домах, про Рубена Гальего, Тамару Черемнову — они мне всю душу разворотили. Обсуждали все это с Сашей, примеряли на себя, справимся или нет с таким сложным ребенком. И в конце концов решили забрать Нину.

Съездила к ней, познакомилась, выяснила подробности ее здоровья — и снова испугалась. Оказалось, что там не один диагноз, а несколько сложных, шунт в голове, подгузники и инвалидная коляска на всю жизнь. Мы снова задумались, но в то же время понимали, что пути назад нет. Мы уже чувствовали свою ответственность за эту девочку. Опять решили: была не была, возьмем, а там разберемся. Нина меня очаровала — такая смешливая, непосредственная, неунывающая болтушка.

Я подумала, что для нее семья — это возможность жить нормальной жизнью, а для нас — интересное испытание, до этого мы ведь и не знали, как это — жить с ребенком, который на коляске.

При этом мы не теряли надежды найти подходящего семилетнего мальчика. Увидели на форуме приемных родителей фотографию Кирилла, решили съездить познакомиться. Кирилла воспитатели очень хвалили, это был единственный ребенок, от которого нас не отговаривали, а, наоборот, подбадривали: «О, как вам повезло, это наша звездочка, вы просто выиграли счастливый билет!» Мы подписали согласие и забрали Кирилла домой.

И, к нашему большому удивлению, именно с этими детьми мы узнали, что такое тяжелая адаптация, отчаяние и родительское выгорание. Оказалось, что никакой прежний опыт не помогает, если дети действительно сложные. С каждым ребенком приходится проходить свой особый путь, порой очень трудный, и все может сложиться так, что порой ты сам себя перестанешь узнавать. Этот опыт нам многое дал, и, если бы не Кирилл с Ниной, я бы, наверное, до сих пор ходила, гордо думая, что взять и воспитать приемных детей каждому под силу и ничего особо сложного в этом нет.

У Нины была очень сильная обида на врачей. Ей никто не объяснял, что с ней происходит, почему она не может ходить. С ней никогда не разговаривали о будущем. Видимо, считали, что это болезненная тема и лучше ее не затрагивать.

Нам пришлось с самого начала объяснять ей, чем она больна и что ходить в будущем она не сможет. Эту новость Нина восприняла очень болезненно. Она думала, что сейчас она не ходит, потому что маленькая, а когда вырастет — станет такой же, как все. Когда-то в больнице перед операцией врачи ей сказали, что надо потерпеть боль и тогда в первый класс она побежит на своих ногах. Нина в это поверила. Но операция прошла неудачно. Оказалось, что ноги «починить» не удастся, но врачи и воспитатели не решились огорчать этой новостью ребенка.

В самом начале адаптации Нина каждый день устраивала нам страшную истерику, каталась по полу и кричала, что врачи ее обманули. Она вспоминала, как врачи увозили ее молча из палаты, она засыпала, а просыпалась с разрезами, в швах и бинтах. Из-за того, что ей ничего не объясняли, у нее складывалось ощущение, что над ней издевались. Она рыдала и кричала нам: «Меня все время все обманывают», «Я никому не нужна», «Лучше посадите меня в клетку», «Убейте меня». Вся ее энергия была как будто направлена на самоуничтожение. Остальных детей такое поведение очень пугало, да и мы сами были в растерянности.

Нина часто спрашивала меня: «А как же я буду жить? Если я ходить не смогу, я же даже еду не смогу себе купить». И я ей отвечала: «Да ладно, Нин, инвалидов в мире полным-полно, тоже мне новость! Ничего особенного в этом нет. Будешь спокойно ездить в магазин на коляске и покупать себе все, что захочешь». Я часто подробно описывала ее будущую жизнь: «Вот ты выедешь из дома на коляске, заедешь в лифт, спустишься вниз, доедешь до супермаркета, по пандусу поднимешься в магазин, возьмешь корзинку, выберешь продукты». И когда я это проговаривала, Нина понимала, что все это реально и будущее не так уж страшно и невозможно. Но иногда Нина снова забывала, что не будет ходить, и спрашивала: «Я же когда пойду в первый класс, у меня уже будут ноги?» И опять приходилось все сначала с ней проговаривать.

Как живет девочка, которая по решению родителей провела в больнице первые шесть лет жизни

Как живет девочка, которая по решению родителей провела в больнице первые шесть лет жизни

Еще Нина часто нарочно делала что-то запрещенное, чтобы проверить, как мы себя поведем. Например, когда мы жили в съемной квартире, она каждый день до штукатурки расковыривала обои или разрывала постельное белье и свою одежду. И как бы мы ни пытались ее отвлечь или переключить на что-то другое, делала это снова и снова. А стоило нам сделать ей замечание, Нина начинала кричать и требовать посадить ее в клетку, раз она такая плохая. Это было тяжелое время, до сих пор не понимаю, как мы выдержали несколько недель таких ежедневных истерик.

Из-за того что Нина требовала ухода, внимания ей доставалось больше, чем остальным детям. Нам часто приходилось носить ее на руках, помогать принять ванну, помочь переодеться — мы были в постоянном физическом контакте. Мы готовились к тому, что нам будет сложно все время во всем ей помогать, а оказалось, что это как раз было самое простое — гораздо сложнее выдерживать всю ту боль, которая выливалась на нас из травмированного ребенка изо дня в день. И было очень больно каждый раз снова и снова проживать это вместе с Ниной. Появилось чувство вины: «Почему мы забрали ее так поздно? Семь лет одиночества и страха, за что ей все это? Вот если бы я нашла ее раньше, насколько сейчас было бы легче!»

Как только привыкаешь к приемному ребенку, проходит адаптация и он становится своим, родным, начинаешь чувствовать свою вину за его прошлые страдания, за то, что не вытащил его из этого адского одиночества хотя бы на год-два раньше, а еще лучше — в младенчестве, чтобы он с самого начала жил в заботе и любви.

В те тяжелые месяцы адаптации я узнала, что такое родительское выгорание. Это когда ты просто проваливаешься в сильнейшую апатию, в которой уже плохо понимаешь, что происходит, и не видишь никакого смысла в жизни.

Было очень сложно из нее выкарабкаться и снова начать жить нормально. До сих пор страшно вспоминать тот период жизни, ведь параллельно с адаптацией Нины у нас в семье проходила тяжелая адаптация Кирилла.

Нина успокоилась примерно через год жизни в семье. Мы научили ее читать и писать, записали в первый класс и в том же году отдали учиться в музыкальную школу по классу фортепиано. Сразу скажу, что Нина успешно проучилась там четыре года по адаптивной программе и с гордостью хранит диплом об окончании.

Каждый год или я, или Саша лежали с Ниной в больницах на плановых обследованиях, были рядом во время всех процедур, беседовали с врачами и пересказывали ей, что и для чего с ней делают. Я думаю, из-за того, что мы так или иначе вынуждены были всегда быть рядом с Ниной, она довольно быстро адаптировалась, забыла детский дом и влилась в семью. Подружилась с остальными детьми, особенно с Вадимом — они до сих пор все время играют вместе. Теперь появилась другая проблема: Нина совсем не стремится вырасти, повзрослеть, она хочет навсегда остаться ребенком, который бесконечно играет в настольные игры и смотрит мультики. Очень непросто было развивать в ней навыки самообслуживания — этот процесс у нас занял гораздо больше времени, чем в семьях, где растут дети с таким же диагнозом.

Я общаюсь с другими родителями, наблюдаю за их детьми, стараюсь перенять полезный опыт. У Нины все обучающие процессы проходят медленнее, потому что она пока не хочет становиться подростком.

Конечно, мы вряд ли решились бы забрать в семью такого сложного ребенка, если бы не поддержка фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Благодаря им нам доступна любая необходимая медицинская помощь. Бывало всякое. Как-то раз у Нины сломался шунт, и она стала падать в обмороки, мы страшно перепугались и не понимали, что с ней происходит. Но благодаря фонду очень быстро попали на консультацию к лучшим врачам Москвы. Нину прооперировали, и она снова живет своей обычной жизнью.

«В тот момент мы стали думать, что, наверное, ничего хорошего у нас не получится»

Когда началась пандемия, Лихуновы переехали в деревню. Это помогло и детям, и родителям

Когда началась пандемия, Лихуновы переехали в деревню. Это помогло и детям, и родителям

Источник https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/trudnosti-adaptacii-priyomnogo-rebenka

Источник https://prava.expert/semejnoe/problemy-priemnyh-detey-i-semey.html

Источник https://www.kommersant.ru/doc/5170260

Источник

Похожие статьи

Как наладить отношения с мамой. 3 причины холодности или скандаловКак наладить отношения с мамой. 3 причины холодности или скандалов

Как наладить отношения с мамой. 3 причины холодности или скандалов В случае, когда в целом отношения удовлетворительные, и хотя бы местами понимание есть, можно попытаться действовать своими силами. Прислушайтесь к

Как распределить домашние обязанности между мужем и; женойКак распределить домашние обязанности между мужем и; женой

Как распределить домашние обязанности между мужем и женой Женщины выполняют примерно в два раза больше работы по дому, чем их мужья. При этом совместная работа по дому занимает третье место

Программы поддержки и; льготы для; семейПрограммы поддержки и; льготы для; семей

Программы поддержки и льготы для семей Семьи с детьми могут получить от государства деньги, налоговый вычет, субсидию на покупку жилья и ипотеку по льготной ставке. Молодые семьи без детей —