viardi.ru Семья Взаимоотношения подростка с родителями

Взаимоотношения подростка с родителями

Содержание

Взаимоотношения подростка с родителями

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, интерпретируемого в качестве состояния физического, психического и социального благополучия. Психологическое здоровье детей подчинено социально-экономическим, экологическим, культурным, психологическим и многим другим факторам.

Возникновение «проблемных», «трудных», «непослушных» детей, также как детей с «комплексами», «забитых» – всегда является результатом неправильно сложившихся отношений в семье. В последнее время, согласно специальным экспериментальным исследованиям, наиболее часто встречающимися явлениями выступают тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие). В качестве одного из условий, оказывающих влияние на проявление тревожности у детей, с точки зрения С.В. Ковалева, А.И. Захарова, И. Когана, является психологический микроклимат семьи.

В связи с этим актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: развитие детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность коррекционно- развивающей программы, направленной на гармонизацию детско- родительских отношений.

1. Осветить теоретические аспекты проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста;

2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста;

3. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста;

Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: тестирование, опрос. Методы количественной и качественной обработки данных.

1) опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина;

2) опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер;

3) рисуночный тест «Моя семья» (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).

Теоретической базой исследования послужили труды З.Г. Ишембитовой, А.Ю. Коджаспирова, Н.В. Лукьянченко, М.С. Москаленко, К.С. Середюк, В. Ю. Чебанова и других.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработана и апробирована коррекционная программа, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста.

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Шуваевская СОШ» с. Шуваево. В исследовании приняли участие 20 учащихся 9 класса и их родители.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Сторона семейных взаимоотношений, вызывающая наибольший интерес исследователей, – характер семейного руководства, а именно действия родителей, имеющие своей целью направить детей на путь истинный или повлечь изменениям их поведение. Многие родители вмешиваются редко: при воспитании они намеренно стараются придерживаться политики невмешательства – предоставляют возможность ребенку вести себя, как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или выходит за рамки приличия его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, поощряют (за поведение, соответствующее социальным нормам) или наказывают (за неприемлемое агрессивное поведение). Часто родители невольно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или не намеренное, но подкрепление значительно предопределяет возникновение агрессивных форм поведения.

Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родители не смогут сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.

Благодаря своим особенностям, семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые оказывают помощь человеку почувствовать свою принадлежность к обществу, усиливают ощущение его безопасности и покоя, порождают желание помогать и поддерживать других людей.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение подростка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый подросток чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети подросткового возраста иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.[11] [1]

Таким же лишним подросток чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечая его, постоянно заняты своими делами.

Подростки родителей, чересчур их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию. Они заостряют на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей превалируют над потребностями других членов семьи. Такого ребенка воспринимают как божество, которому все служат. Аналогичную позицию в основном занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, имеющий склонность к заболеваниям, о здоровье, которого родители неимоверно испытывают тревогу и не могут преодолеть эти волнения [13] [2] .

Подросток, от которого слишком много требуют, которого принуждают и которым командуют, также не имеет соответствующей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, заостряется внимание родителей, в то же время перед ним выдвигаются требования, которых не ставят перед другими членами семьи. Даже в незначительной степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не испытывают уважение к его правам в отличие от признания прав других членов семьи.

Адекватные воспитательные позиции родителей выражаются первостепенно в восприятии подростка как личности, они определяют одновременно и позицию ребенка подросткового возраста в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

З.Г. Ишембитова, А.Ш. Гиниятуллина акцентируют внимание на том, что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. В данном случае акцентируется внимание и на понимании целей воспитания, и на формулировке его задач, и на более или менее целенаправленном применении методов и приемов воспитания, учитывается то, что можно и чего нельзя допустить в отношении подростка. Ученые отдают предпочтение четырем тактикам воспитания в семье, которые несут в себе определение четырех типов семейных взаимоотношений, где предпосылкой и результатом их существования является диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [12] [3] .

Для диктата характерно то, что во главе угла присутствуют требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка, применяя приказ, насилие, угрозы и другие жесткие меры. Родители, конечно, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, определенных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

Однако те из родителей, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением подростка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемеря, обманывая, грубя, иногда откровенно ненавидя. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье является системой отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема, сводящаяся к удовлетворению потребностей ребенка и ограждению его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются в меньшей степени адаптированными к жизни в коллективе [12] [4] .

Согласно данных психологических наблюдений, как раз этой категории подростков свойственно наибольшее число срывов в переходном возрасте. Именно эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опеке свойственно проявление заботы, ограждение от трудностей.

Однако результат во многом совпадает: у детей нет самостоятельности, инициативы, они занимают отстраненную позицию от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может возникать при помощи применения тактики «невмешательства». В этом случае предусматривается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не стоит пересекать намеченной таким образом линии. Чаще всего в основе данного типа взаимоотношений акцентируется внимание на пассивности родителей как воспитателей.[2] [5]

Сотрудничество в качестве типа взаимоотношений в семье предусматривает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в данной ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Для семьи, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, свойственно особое качество: она становится группой высокого уровня развития – коллективом.

А.С. Спиваковской были выделены различные типы взаимоотношений в семье, и было определено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании акцентировано внимание на 7 типах семейных отношений [1] [6] :

1. «Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера находится между крайними полюсами. Дети в этих семьях испытывают значительные эмоциональные перегрузки.

2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стремятся удержать детей возле себя. Мелочная опека, чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей выступают в качестве характерных особенностей этих семей. Дети в данных семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и опеке в подростковом возрасте в поведении присутствуют разнообразные протесты, и возникает желание раннего ухода из семьи.

3. «Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе окружающего мира. Любовь к ребенку отличается условным характером, он становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него обязанности. Родители стараются совершать действия подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Ребенок отличается неуверенностью в себе, безынициативностью, протестными реакциями, упрямством, негативизмом.

4. «Семья-театр» стремится сохранять видимость благополучия. Выставленная напоказ любовь и забота о ребенке не спасает его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми нет истинной близости.

5. Семья «третий лишний». В этом типе семьи родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку – скрытое его неприятие. Для ребенка свойственны: неуверенность в себе, безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых.

6. В «семье с кумиром» забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок является центром семьи, выступает в качестве объекта повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у него утрачивается активность, ослабляются побуждения.

Вам будет интересно  Земельные участки в Сочи: Инвестиции в будущее на побережье

7. «Семья-маскарад»: из-за разнообразного понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может стать источником возникновения растерянности ребенка и расщепления его самооценки.

Таким образом, к подростковому возрасту дети уже менее склонны идеализировать поведение родителей по отношению к себе. В этом возрасте задача построения оптимальных, на началах взаимного уважения отношений ребенка и родителей актуальна для обеих сторон. Нельзя отрицать тот факт, что семья является первичным институтом социализации, оказывающим значительное влияние на формирование личности ребенка. То, как ребенок проводит свой досуг, каким воспринимает себя и окружающий его мир, прямо пропорционально досугу и представлениям семьи в целом. Одна из функций семьи – досуговая, и если она не развита должным образом, то у подростка появляется достаточно много свободного времени. Жизненный путь ребенка предопределяется благодаря семейным условиям, а также социальному положению, роду занятий, материальному уровню и уровню образования родителей.[13] [7] Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка оказывает воздействие вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого влияния накапливается с возрастом, надламываясь в структуре личности.

1.2ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Осуществив анализ научной литературы, мы обобщили полученный материал и выделили три типичных психологических проблемы во взаимоотношении современных подростков с их родителями.

Итак, первая проблема, из-за которой может возникнуть конфликт, это излишняя опека или точнее гиперопека. Опека – это забота, ограждение подростка от трудностей и излишний уход за ним, как за маленьким ребенком. Подростки в таких семьях чувствуют себя подавленно, безынициативно, вяло, покорно. Такое состояние, испытываемое долгое время может привести к противоположному эффекту – «Диктаторству», когда ребенок начинает командовать родителями, кричать на них и заставлять, как в детстве выполнять его желания. Также есть семьи, где родители бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, предоставляя свои детям «медвежью услугу», заботясь о том, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, не устал от повседневных забот. Таким образом, они растят «маленьких сыночков» или «папенькиных дочек». Описываемый тип детей, как правило, несчастлив в кругу сверстников, так как они не готовы к трудностям, которые встречаются на жизненном пути [9] [8] .

Вторая типичная проблема – это мнимое, зачастую двуличное «мирное сосуществование». Выглядит это так, что в семье климат и психологическая обстановка в целом внешне вполне благополучна: у каждого члена семьи свои личные дела, обязанности, которые они честно выполняют, у каждого свои успехи, достижения, победы и таким образом, у каждого свои проблемы. Никто не нарушает границы друг друга. Некоторые родители даже испытывают гордость и радость, поддерживая такое отношение в семье, считая, что именно так воспитывается свобода и самостоятельность. Но в таких семьях дети чувствуют себя часто никому не нужными, одинокими и несчастными, так как в трудную минуту им просто не с кем поделиться своими переживаниями. В данной ситуации родители не могут гибко реагировать на изменения, которые происходят с ребенком и поменять свою тактику общения. Они по различным причинам, не в состоянии полностью включиться в субъективный мир и жизнь подростка и таким образом искренне пригласить его в свой (материнский и отцовский) круг семьи, сделать так, чтобы его мнение имело место быть и главное – чтобы для него это стало очевидным.[28] [9]

Третья проблема заключается в родительской диктатуре и непонимании экзистенциальной пустоты окружающего мира. Данная проблема не обеспечивает детям духовного, нравственного и экзистенциального бытия в мире и соответствующего потенциала для дальнейшего целостного личностного развития.

А.Д. Константинова заостряет внимание еще на одной проблеме во взаимоотношениях подростков с родителями – проблема разводов. Развод очень негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка и на его стремлении развиваться. Он может замкнуться в себе, перестать доверять взрослым. Но, к сожалению, в наше время данную проблему нельзя исключать из числа неблагоприятных влияний семьи на социализацию ребенка, так как численность разводов с каждым годом возрастает и, соответственно, обостряется проблема взаимоотношений детей с родителями, которые воспитываются в распадающихся семьях [16] [10] .

Исследованием источников возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре занимался В.Е. Каган. Одним из выводов, которые сделал автор, является то, что в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку обусловливает не проявление любви самой по себе, а то, в какой мере ребенком осуществляются социальные нормы. Родители, как правило, не проявляют интереса к проблемам, переживаемым подростком, они не являются помощниками в решении данных проблем. Напротив, проявляя стремление добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами выступают в качестве источника проблемы. Даже в благополучных семьях присутствует определенная сложность общения с подростками. Причем сложность увеличивается еще и в связи с тем, что родителями часто не осознается, что общение должно строиться иначе. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может являться поводом для создания весьма непростой ситуации. Родителям, испытывающим трудности в общении с подростками, зачастую необходимо обучиться разговаривать по душам со своим ребенком. Если же подросток не находит у родителей понимания, желание обсудить какой-то серьезный вопрос, он внутренне изолируется от родителей и осуществляет поиск ответов на поставленные вопросы на стороне, часто в неподходящей компании [5] [11] .

Формирующееся у растущего человека чувство взрослости, которое проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, к праву голоса и утверждению своего чувства достоинства, обязывают взрослых изменить позиции по отношению к своему ребенку. Переживания родителей, которые связаны с тем, что подросток отдаляется от них или, что у него появляются неподходящие, по мнению родителей, друзья, могут становиться источником возникновения категорических запретов со стороны взрослых:

«не дружить с ним», «не ходить туда», «не носить такую одежду», что приводит к напряжению во взаимоотношениях, нарастанию отчуждения. В данной ситуации может развиться конфликт, для которого характерен затяжной характер [9] [12] .

И.Г. Тимощук, П.С. Гожан отмечают, что виды конфликта родители- дети разнообразны, но их специфика заключается в наличии такого способа контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом также подавляется автоматически и самостоятельность, и чувство переживания собственной «Я»–концепции и ущемляется только зарождающееся личное достоинство. Безусловно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но чрезмерные усилия, забывание о ранимости детей и объеме и непосильности требований только усиливают отчуждение. Если родители обращаются к ребенку с приказом и насилием, то обязательно столкнуться с сопротивлением, которое часто выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Авторитетные родители, которые игнорируют интересы и мнения подростка, при этом лишая его права голоса, как раз и формируют в перспективе у него эгоизм, эмоциональную и нравственную аномию и инфантилизм [28] [13] .

К наиболее типичными конфликтными ситуациями, возникающими между взрослыми и подростком Н.А. Черных, Ю.В. Шипилова относят:

1) конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность проявляет себя в том, что родители считают себя вправе осуществлять контроль над тем, что находится в собственности подростка: читать дневник, электронные сообщения, производить проверку содержимого карманов и так далее. Отрицательно сказывается отсутствие у ребенка собственной комнаты. Там, где не соблюдается уважение к границам личностного пространства, конфликты и ссоры являются неизбежными;

2) конфликт отцовского авторитета. Часто имеет место там, где взрослые проявляют попытки переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли добиться в жизни сами [5] [14] .

Психологи и социологи выделяют следующие причины конфликтов родителей с подростками:

1) неуспеваемость по предметам;

2) невыполнение детьми просьб и поручений родителей;

3) социальная ситуация подросткового периода, связанная с формированием чувства «взрослости»;

4) неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями) [23] [15] .

А.М. Гимадиев в качестве причины возникновения проблем во взаимоотношениях и родителей и подростков называет протестное поведение ребенка, причем, зачастую это является протестом против родителей, борьба за самостоятельность, за «свободу» от них. Ребенком отстаивается своя точка зрения, и он проявляет готовность к совершению ошибок, только бы приобрести собственный опыт: позитивный или негативный, но – свой. Однако в это же самое время и у родителей начинается протестное поведение. И ориентировано оно против лености и безответственности детей, против их потребительского отношения и нежелания разделить «взрослые» обязанности. Накапливаются усталость от необходимости удовлетворять все возрастающие материальные запросы подростков, обиды от «неблагодарности», раздражение от несбывшихся надежд [6] [16] .

На самом деле для любых отношений свойственна симметричная природа. Стремление проявлять заботу о родителе в особо настоятельной форме демонстрируется в ситуациях, когда сам родитель не может осуществить заботу в должной мере о своей жизни. Он несчастен и не может найти выход из бесконечных трудностей существования. В таком случае ребенком могут быть продемонстрировано наличие еще более «жестких» проблем у себя, что может отвлечь родителя от его несостоятельности и наполнить его жизнь смыслом спасения. В качестве классических психологических проблем при этом можно назвать следующие: хроническое чувство вины, хроническая же оскорбленность, униженность, приступы гнева, навязчивости, в крайних случаях угрозы и попытки самоубийства [18] [17] .

Таким образом, отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, зависящая от стремления молодого человека избавиться от родительской опеки и контроля, связано с наличием многих факторов. Это, во-первых, условия, которые зависят от материального положения семьи, ее психологической атмосферы, стиля воспитания, уровня образования, социального положения и рода занятий родителей. Во-вторых, наличие сформировавшихся к этому времени индивидуальных особенностей подростка. Существуют три основные проблемы взаимоотношений подростков с родителями: гиперопека, мнимое «мирное сосуществование», родительская диктатура и непонимание экзистенциальной пустоты окружающего мира.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Многие исследователи (Г. Крайг, В. Квин, Э. Эриксон) полагают, что подростковый возраст охватывает период от 12 до 18 лет. В данном возрасте достаточно активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит поддерживающим взаимоотношениям со значимыми взрослыми, прежде всего родителями, можно сделать вывод о том, что становление моделей поведения приходится именно на этот возраст.

Поэтому ближайшее, прежде всего, семейное окружение играет одну из главных ролей в формировании индивидуального стиля совладания подростка с трудностями, так как именно в семье ребенок стремится к усвоению определенной модели поведения и старается попробовать находить самостоятельное решение своих первых трудностей. При этом не всегда возможно прямо подражать родительскому опыту преодоления трудных жизненных ситуаций. Перед ребенком возникает проблема привнесения изменений в приобретенные ранее модели поведения в условиях новой динамично изменяющейся среды. И от того, каким образом и какие именно стратегии поведения будут им применены, зависит эффективность преодоления трудностей, с которыми он будет сталкиваться. Знание специфики и особенностей поведения родителей и их детей-подростков, справляющихся с возникающими трудностями и нагрузками, позволит не только увидеть важные ресурсы, заложенные в самой семье, но и скорректировать детско-родительские отношения.

В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение влияния коррекционно-развивающей программы на гармонизацию детско- родительских отношений.

Вам будет интересно  8 принципов счастливой жены

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Шуваевская СОШ» с. Шуваево.

Задачи эмпирического исследования:

1. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста;

2. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста;

3. Определить результаты эмпирического исследования после применения коррекционно-развивающей программы.

Исследование проходило в 3 этапа:

1 этап – констатирующий. Проходил в январе-феврале 2018 г. На данном этапе осуществлялось выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста.

2 этап – формирующий. Проходил в марте-апреле 2018 г. На этом этапе применялась коррекционно-развивающая программа с подростками и их родителями с целью гармонизации детско-родительских отношений.

3 этап – контрольный. Проходил в мае 2018 г. Определялись результаты эмпирического исследования после применения коррекционно- развивающей программы.

При формировании экспериментальной выборки придерживались следующих критериев:

1. Содержательный критерий (критерий операционной валидности). Операционная валидность заключается в определении соответствия экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы определяется предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, которые получены при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Группа лиц, принимающих участие в эксперименте, предоставляет всю часть популяции, по отношению к которой мы можем использовать данные, приобретенные в эксперименте.

В исследовании приняли участие 20 обучающихся 9 класса и их родители. Из них 10 обучающихся и их родители составили экспериментальную группу, 10 обучающихся и их родители – контрольную группу.

Для выявления особенностей детско-родительских отношений нами были использованы следующие методики исследования:

1) опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина предназначен для выявления типов детско-родительских отношений;

2) опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер. Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте;

3) рисуночный тест «Моя семья» (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой) направлен на выявление особенностей внутрисемейных отношений. [19] [18]

Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина является надежным и широко применяемым диагностическим инструментом для эмпирического изучения выраженности типов детско-родительских отношений в современных семьях. Типология позволяет выявить оптимальный тип детско-родительских отношений, диагностируя его не просто как «отсутствие особенностей, вызывающих патологические изменения личности ребенка», а как тип отношений, обладающий характеристиками, которые способствуют реализации целей нравственно-ориентированного воспитания [4, с. 30] [19] .

Охарактеризуем каждый тип детско-родительских отношений

1. «Принятие-отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей дурных наклонностей, небольшого ума; по большой части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация». Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Содержательно этот тип раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всему ему помочь; высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно судить о том, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино; постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудностей и неприятностей в жизни, считает его маленьким и беззащитным.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. При высоких баллах по этой шкале в родительском отношении четко прослеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность, в связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.

Анализ заполнения опросника родителями показал, что тип детско- родительских отношений в двух случаях в экспериментальной группе и одном случае в контрольной группе является либо смешанным (высокий тестовый балл по нескольким шкалам свидетельствует о наличии одновременно нескольких типов взаимоотношений), либо неустойчивым (баллы по всем шкалам опросника являются средними). В остальных случаях удалось определить тот или иной тип детско-родительских отношений (см. Рис. 1, Рис. 2).

Описание: 1.PNG

Рис. 1. Соотношение типов детско-родительских отношений в контрольной группе (по результатам опросника ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина)

Данные, представленные на Рис. 1, свидетельствуют о том, что наиболее часто в семьях с детьми подросткового возраста контрольной группы наблюдается «авторитарная гиперсоциализация» (44,4%), на втором месте – «кооперация» (33,3%), третье место разделили типы отношений «принятие-отвержение» и «симбиоз» – по 11,1%. Тип отношений «маленький неудачник» не продемонстрировала ни одна семья.

Данные, полученные в экспериментальной группе, представлены на Рис. 2.

Описание: 2.PNG

Рис 2. Соотношение типов детско-родительских отношений в экспериментальной группе (по результатам опросника ОРО А.Я. Варга, В.В. Столина)

Из Рис. 2 видно, что наиболее часто в семьях с детьми подросткового возраста экспериментальной группы наблюдается «Авторитарная гиперсоциализация» (37,5%), на втором месте – типы отношений «Принятие– отвержение» и «Кооперация» (по 25% соответственно), к типу «Симбиоз» относятся 12,5% испытуемых.

Следующая методика, которая была нами использована – опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ПОР) Е. Шафер. Основой служит опросник, который создал Е. Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Е. Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Подросткам контрольной и экспериментальной групп предлагалось оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для их родителей (мам). Для этого необходимо было прочитать каждое из приведенных утверждений (см. Приложение Б). Если утверждение полностью соответствует воспитательным принципам матери подростка, необходимо было написать рядом с ним «да», если данное высказывание частично подходит для матери подростка – необходимо написать «частично». Ответ «нет» указывался, если утверждение не относится к матери подростка.

Результаты распределялись по 5 шкалам: позитивный интерес, враждебность, директивность, автономность, непоследовательность.

Данные, полученные в контрольной группе, представлены на Рис. 3.

Описание: 3.PNG

Рис. 3. Распределение по шкалам отношения подростков контрольной группы к родителям (по результатам опросника ПОР Е. Шафер)

Данные, представленные на Рис. 3, свидетельствуют о том, что наибольшее количество подростков (40%) отмечают враждебность со стороны матери. 20% испытуемых указывают на проявление директивности материи по отношению к ним. 20% подростков отмечают, что их мамы проявляют к ним позитивный интерес. 10% испытуемых указывают на проявление автономности, 10% – на проявление непоследовательности в детско–родительских отношениях.

Данные, полученные в экспериментальной группе, представлены на Рис. 4.

Описание: 4.PNG

Рис. 4. Распределение по шкалам отношения подростков экспериментальной группы к родителям (по результатам опросника ПОР Е. Шафер)

Согласно данным, представленным на Рис. 4, 30% подростков экспериментальной группы указывают на проявление враждебности со стороны матери, проявление директивности, автономности, непоследовательности отметили 20% подростков соответственно. 10% испытуемых полагают, что родители проявляют к ним, к их деятельности, образу жизни позитивный интерес.

Нами была использована еще одна методика – рисуночный тест «Моя семья», которая направлена на выявление особенностей внутрисемейных отношений. Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. [7] [20]

Подросткам контрольной и экспериментальной групп было предложено нарисовать семью, включая его самого, а также добавить, по его желанию, другие детали к рисунку.

После проведения процедуры рисования, проводилась интерпретация рисунков подростков.

Выявленные особенности внутрисемейных отношений в семьях с детьми подросткового возраста контрольной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности внутрисемейных отношений в контрольной группе (по результатам рисуночного теста «Моя семья»)

Проблемы подростков с родителями

Проблемы подростков с родителями существовали всегда. Наверное со времен самого пещерного человека. Мало кто из родителей понимает, что в этом заключается суть человеческой эволюции. Если бы наши с детьми взгляды во всем совпадали, то тогда бы не было прогресса человечества, и мы так и остались бы на этапе пещерного человека.

Проблемы подростков с родителями

Подросток – «мина замедленного действия»

В быстро развивающемся и прессующем нас мире, первые проявления ребенка – подростка начинаются в 9-10-11 лет. Родители видят не их чадо, а совсем другое, неузнаваемое ими. Что беспокоит и тревожит подростка в его взрослении, с какими проблемами ему приходится сталкиваться?

Проблемы и конфликты с родителями

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение со сверстниками. Их ценности становятся наиболее важными для подростка. Ценности родителей уходят на второе или третье место. Как вы думаете, для чего это транслирует природа? Подростку в будущем придется жить не с родителями, а именно с ними, ему подобными. В этих взаимоотношениях складывается язык, вкусы, способ общения его поколения, отношение к предыдущим поколениям.

Родители подростка считают, что он уже многое умеет, учится, накормлен, одет, обут. Поэтому можно расслабиться, несколько отвернувшись от него, относясь к его ценностям с легким пренебрежением, непониманием, раздражением. Родители меньше разговаривают с подростком, не уделяя ему должного внимания.

Проблемы подростков с родителями

Проблемы подростков с родителями

Дистанция между ребенком и миром взрослых увеличивается. Подростковые ценности становятся его истиной. Подросток готовится выходить в жизнь. У него много тревог и амбиций. Ценности родителей и подростка абсолютно не совпадают. Ваше влияние на него минимальное, а позже исчезает вовсе. И семья иногда открыто или незаметно начинает отодвигать подростка подальше, чтобы меньше беспокоил. Родители хотят спокойствия, заявляя: «Если он хочет с кем-то общаться, дружить, любить приводи более удобного нам, чтобы не нарушать наше спокойствие. А тех с кем нам неспокойно, не води в дом». Вы автоматически теряете контроль над подростковой средой. Вы перестаете знать круг его общения, о чем они говорят, что их интересует, и что они собираются делать. В семье возникают постоянные конфликты, неспокойная обстановка. Подросток и родители находятся в постоянном стрессе.

Проблема подростка – общение со сверстниками

Может ли он – таков, какой он есть быть среди других, или он должен слиться с массой, только тогда ему будет хорошо. Это очень сложная работа души. Без поддержки взрослых, подросток полностью сливается с группой и ничего сделать нельзя. В результате вместо самости, его уважение к его личности, обозначения его границ, появляется очень одинокий или слившийся человек, спокойно находящийся в группе собратьев, но их разговоры, вкусы, способ жизни ему совсем не нравятся. Подросток должен научиться отстаивать, что нравится ему, дорого ему — это фантастически трудно.

Вам будет интересно  Взаимоотношения в семье: особенности различных союзов

Познание мира

Подросток – существо специфическое с развитой ориентировочной деятельностью. Все, что он видит, притягивает его, туда он и движется. Мир познается одним способом – раскручиванием на винтики. Природная жажда подростка постигнуть строения мира, управлять его составляющими приводит к проблемам.

Физиологические проблемы

Подросток начинает гормонально развиваться, у него появляется возбуждение, он пробует голос, говорит громко, избыточно подвижен, непослушен, появляются эмоциональные всплески, вызывающие неадекватное поведение. Он становится, не очень удобен дома.

Проблемы подростков с родителями

Проблемы подростков с родителями

Школа — как социальный организм может учить, но не воспитывать. Если в семье ребенку что-то позволительно, то школьное нельзя не работает и наоборот. Влияние семьи сильнее. Ребенок вступает в конфликт ценностей семьи и школы. Он должен выбрать приемлемую модель поведения.

Сложность выбора

Для подростка проблема выбирать состоит во всем, даже хобби, он не знает про что это? В выборе он отталкивается от мнения сверстников: они говорят или они ходили. Родители могут помочь ему в этом: послушав, поговорив, узнав, что ему интересно, начать водить в разные места, давая возможность увидеть, попробовать. Подросток с предъявлением к нему новых требований, или в случае его неудач дает протестную форму – способ защиты. Неумение подростком выбирать и отстаивать выбор — первый путь к неуспеху мужчины.

Проблемы подростков с родителями

Проблемы подростков с родителями

Родители все были подростками и как-то выросли, не отстраняйтесь от вашего любимого дитя, не страдайте и не заставляйте его страдать, поддержите его.

С какими проблемами сталкиваются подростки

Проблемы подросткового возраста и пути их решения

В жизни каждого ребенка наступает сложнейший период – взросление. Этот этап трансформации в подростка часто делает его растерянным. Он еще не привык к новому себе. Часто родители тоже испытывают от этого волнение. Но они в силах справиться со своей проблемой и помочь ребенку пережить этот этап.

В статье рассмотрены ключевые проблемы подросткового возраста, причины их появления и действенные способы борьбы с ними. Как должны вести себя родители с трудным подростком, и почему дети в этом возрасте приносят немало проблем маме с папой?

Проблема №1 – иллюзорное ощущение независимости и зрелости

В основном, переходный возраст начинается с сообщения подростком о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и нет (по желанию), прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями покупок.

Фразы мамы с папой о том, что именно они обеспечивают ребенка, дают ему деньги на карманные расходы, кормят до подростка не доходят. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым.

Причина такого поведения: отсутствие житейского опыта у только сформированного подростка.

Основная проблема юношества – бесконтрольное потребление большого количества общедоступной «взрослой» информации. А при отсутствии помощи мудрого наставника ни один тинейджер не может ее проанализировать и правильно оценить ситуацию. С вопросами из серии «что такое хорошо и что такое плохо?» сейчас никто не подходит к родителям. В нынешнее время ответ легко можно найти в интернете.

Ощущение независимости у подростков

Как быть: главная задача родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях. Быть может, тинейджер научится на собственных ошибках правильно действовать, но лучше вовремя его уберечь от этих ошибок.

Обратите внимание! Чрезмерная опека и полный контроль действий подростка недопустимы. Действовать родители должны неназойливо, показывая откровенный интерес к его занятиям, хобби и волнениям, прислушиваясь к его мнению и проявляя любовь.

Нельзя критиковать действия подростка, давать им оценку. Главное в отношениях с подростком – родители и ребенок должны слушать друг друга, уважать мнение. Это приведет к взаимопониманию.

Проблема №2 – вспыльчивость

Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимаются близко к сердцу. Находясь в состоянии ярости, подросток проявляет агрессию, грубо высказывается и даже может кинуть каким-либо предметом в стену.

Почему так происходит: причина такого поведения – резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма. Еще одна причина подобного поведения – неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает тинейджеров, вынуждает их нервничать, хамить.

Вспыльчивость и агрессия у подростков

Как быть: родители должны запомнить, что огрызаться в ответ – это неправильно. Не нужно подавать ребенку отрицательный пример своей агрессией. Главное для них – подождать, пока приступ нервозности пройдет, все успокоятся, и лишь затем обсудить имеющуюся проблему. Родители должны донести до подростка, что дерзкое поведение причинит боль близким, обидит их и даже испортит отношения.

Проявляя агрессию, тинейджер избавится от отрицательных эмоций, но ему не станет легче. Он лишь спровоцирует конфликт.

Проблема №3 – закрытость

По мере взросления ребенок становится замкнутым. У него возникают новые нужды, о которых он не желает говорить. На первый план у него выходит виртуальное общение, а реальное (с родителями, сверстниками) отходит на второй. В социальных сетях у подростка появляются новые друзья, с которыми без стеснения можно обсудить самые откровенные темы. Им не нужно смотреть в глаза собеседнику, обсуждая сокровенное.

Причина: нужда в анонимном общении возникает из-за страха быть подвергнутым критике, позору и высмеиванию.

Проблема закрытости у подростков

Как быть:несмотря на желание подростка проводить все время в одиночестве, родители не должны предоставлять ему такую возможность. Нужно подойти к нему и предложить варианты для проведения времени с семьей – катание на велосипедах, поход в кинотеатр, занятие спортом.

Родителям на заметку! Если в семье несколько детей, в качестве переговорщика можно выдвинуть старшего брату (сестру) – вероятнее, им подросток больше доверяет, чем родителям.

Проблема №4 – зависимость от девайсов

Каждому родителю знакома картина, когда без мобильного телефона или планшета не обходится ни один прием пищи, и когда всю ночь подросток сидит со смартфоном, уменьшая этим длительность сна.

Причина такого поведения: огромное количество функций в гаджетах.

Зависимость от девайсов у детей

Подростки – активные и любознательные существа. Ежедневно они узнают все больше информации, поскольку у них возникает немало вопросов по мере взросления. К тому же, они должны обсудить насущные вопросы, понаблюдать за одногодками и кумирами в социальной сети. Завораживающая и активная жизнь современных подростков не представляется без функциональных новинок.

Что делать родителям: им нужно осознать, что большинство проблем детей-тинейджеров исходит именно из взаимоотношений в семье. Если родитель ходит со смартфоном даже в туалет, этим он подает негативный пример ребенку. Выход из такой ситуации необходимо искать вместе – проводить больше времени за общением, выходить на прогулки, заниматься активными видами спорта.

Проблема №5 – попытка доказать собственную важность

Желание самостоятельно принимать решения, подросток отказывается от выполнения просьб и требований либо делает это все назло.

Почему так происходит: такое поведение провоцируется предъявлением детям повышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.

Попытка доказать собственную важность подростку

Как быть: чтобы не допустить конфликтов, родители не должны давить на ребенка. Когда он не слушается, протестует, важно выслушать его рассуждения, разрешить ему высказать собственное мнение.

Обратите внимание! Среди сверстников также распространен этот механизм – все забывают, что тинейджеры требовательны к ровесникам. Обе стороны должны научиться слушать друг друга, уважать мнение.

Проблема №6 – невзаимная любовь

Такое чувство вызывает апатию и обиду, которые тинейджер выплескивает на окружающих, кроме объекта обожания. Как результат – он впадает в депрессию.

Причина: период романтики, желание любить и быть любимым.

Невзаимная любовь у подростков

Как быть: психологию подросткового возраста понять сложно. Родители допускают ошибку, говоря ребенку фразы типа «ты еще молод, у тебя таких, как она, будет еще много». Такие советы усугубят ситуацию. Влюбившись первый раз, подросток становится уязвимым, морально страдает. Эти чувства настолько сильны, что проявляются физиологически.

Взрослые наверняка знают, какие чувства испытывает их ребенок в этот период. Их задача – поддержать подростка, ненавязчиво предложить помощь:

  • почитать статьи или посты в социальных сетях на эту тему;
  • посетить блоги;
  • полистать дневники сверстников, находящиеся в открытом доступе;
  • посмотреть фильмы о безответной любви и пр.

Необходимо проследить за тем, чтобы в период неразделенной любви у подростка не снизилась самооценка. Нужно поддержать его и объяснить, что он хороший человек, вот только его объект обожания еще не готов к высоким чувствам.

Проблема №7 – отношения с родителями

В период подросткового возраста страдают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания, и как результат – вечные скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит: изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой.

Обратите внимание! Подростку нужно больше давать личного пространства, чем ребенку.

Проблемы в отношения с родителями у ребенка

Как действовать: не нужно подходить к тинейджеру с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь. Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения.

Взрослые должны научиться задавать отпрыску правильные вопросы и давать сдержанные советы, которые не будут восприниматься враждебно. Например, если подросток одевается не по правилам, установленным в учебном заведении, родители не должны заставлять его сменить наряд. Их задача – похвалить его новый образ и попросить одеться подходяще для учебы.

Проблема №8 – изменения внешности

Когда у мальчика ломается голос, конечности становятся длиннее, а у девочки понемногу и неровно округляются формы, они испытывают чувство неполноценности. Ситуация усугубляется, если на лице появляются еще и угри. Все осложняется и тем, что среди ровесников кто-то взрослеет быстрее, кто-то – медленнее. Когда подросток проигрывает другим в сравнении внешних данных, у него появляются комплексы.

Чем это объясняется: индивидуальность физиологических процессов, особенности организма.

Изменения внешности подростка

Как действовать: высказывания родителей о том, что их ребенок самый красивый, на подростка уже не действуют. Взрослые могут достать свои детские фотографии и показать ребенку, какими они были, и как справлялись с подобными проблемами во внешних проявлениях.

Главное – доказать тинейджеру, что изменения, происходящие в его организме и во внешности – явление нормальное, и что он всегда может рассчитывать на совет и помощь мамы или папы.

К началу периода полового созревания лучше привыкать вместе – ребенок, у которого происходят психические, эмоциональные и телесные всплески, нуждается в поддержке и понимании со стороны родителей. Взрослые не должны бояться этого периода.

Возможно, что для подростка в этот момент лучшим наставником будет психолог. Это не означает, что родители не справились со своей задачей. Это говорит об обратном: они поступают правильно и пытаются окружить заботой и поддержкой своего мятежника-подростка.

Таким образом, период взросления никто не проходит спокойно. Если не со всеми, то с несколькими перечисленными проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие подростка. Главное в этот момент – не оставлять ребенка наедине с проблемами. Тот факт, что сейчас подросток считает родителей не лучшими советчиками, нужно принять и пережить. Не нужно оставлять тинейджера наедине с интернетом, улицей, сверстниками, даже если он с агрессией реагирует на какую-либо помощь со стороны родителей.

Когда подросток успокоится, он поймет, что своими разговорами, действиями, пониманием мама с папой защитили его от аморальной компании одногодок, научили его справляться с комплексами и переживать безответную любовь. В период взросления для ребенка главное – чувствовать любовь родителей.

Источник https://www.evkova.org/kursovye-raboty/vzaimootnosheniya-podrostka-s-roditelyami

Источник https://mammypage.ru/problemyi-podrostkov-s-roditelyami/

Источник https://inring.ru/blog/problemy-podrostkovogo-vozrasta-i-puti-ih-resheniya/

Источник

Похожие статьи

Если дошло до развода: как спасти отношения и сохранить семьюЕсли дошло до развода: как спасти отношения и сохранить семью

Если дошло до развода: как спасти отношения и сохранить семью Даже если развод с мужем кажется неизбежным, вы все еще можете спасти отношения — и для этого не обязательно тащить

Развод или продолжение отношений: сохранение семей в РоссииРазвод или продолжение отношений: сохранение семей в России

Развод или продолжение отношений: сохранение семей в России Семейные взаимоотношения – сложная вещь, имеющая плюсы и минусы. Устав от взаимных обид, не собираясь терпеть неудобств, супруги больше не видят причин,

Дом любви: 8 советов по улучшению отношений между мужем и женойДом любви: 8 советов по улучшению отношений между мужем и женой

Дом любви: 8 советов по улучшению отношений между мужем и женой Любой цикл контакта проходит разные стадии, поэтому психология отношений между мужем и женой является моделью раскрывающей особенности отношений со