Онтология в философии: понятие и основные идеи

Онтология в философии: понятие и основные идеи

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Вам будет интересно  Зачем кричать на елку?

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Гносеология в философии: понятие и основные идеи

Платон и Аристотель

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Вам будет интересно  Что такое дерматилломания?

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».

В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Саморазвитие что это такое в философии

О компании: 📖 Архив книг по мистицизму и эзотеризму (АКМЭ) — исследовательский проект, целью которого является собрание текстов, источников и исследований по данной тематике. Книжный портал призван создать единую базу материалов соответствующей тематики, итогом которой будет организована электронная библиотека. Показать полностью.

📝 Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц и с благодарностью встретим любые предложения, касающиеся его дальнейшего развития. Основная помощь может заключаться в предоставлении текстов (в форматах: .doc, .docx, .rtf, .txt, .fb2, .chm, .pdf, .djvu) по данной тематике или публикации (в формате по образцу http://vk.com/topic-63038783_29414699 ) на стене этой страницы.

⚠ Мы не стремимся ни популяризировать эзотерические доктрины и мистический опыт, ни «развенчивать» их якобы опасный для общества и личности характер; стараемся избегать оценочных суждений и подходим к изучаемым объектам просто как к фактам, достойных пристального внимания в силу жизнеспособности, глубокого вплетения в ткань исторического процесса, органичных связей с современной культурой.

Вам будет интересно  Стоит ли во всем искать виновных?

Данная страница не создана для конкретных коммерческих целей и имеет научно-образовательный характер. Все материалы, выложенные на стене или в обсуждениях данной страницы, несут в себе ознакомительный характер. Подробнее здесь: http://vk.com/topic-63038783_29506562

Двинянинов Борис К. — дипломированный религиовед, эзотериолог, полноправный член научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма, член МОО Платоновского философского общества, член РОО Русского религиоведческого общества, сотрудник Центра по изучению эзотеризма и мистицизма при РХГА, специалист по исследованию герметизма и социологии современного эзотеризма, эксперт, преподаватель.

Двинянинова (Валеева) Анастасия Р. — дипломированный химик-биолог, переводчик с английского, французского, итальянского, редактор и корректор, фото-дизайнер, независимый исследователь магических и мантических традиций.

✍ Акмэ, акме (др.-греч. ακμή — высшая точка, вершина, острее, пик) — соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью её развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. В современности считается, что данный период в жизни человека приходится на возраст от 30 до 50 лет. Древние греки считали этот период достигается в 40-45 лет.

ТЕГИ: гуманитарная наука эзотеризм мистицизм эзотерика мистика оккультизм парапсихология источники первоисточники трансперсональная психология трансперсонализм философия литература книги лекции семинары вебенары публикации тренинги магистратура магия мантика шаман шаманизм шаманство нагуализм мистерии исс измененные состояния сознания ос осознанные сновидения вещие сны овд остановка внутреннего диалога астрал астральный план втп внетелесные путешествия сталкинг саморазвитие самосовершенствование гностицизм гнозис гностики теургия теург демонология чернокнижник апокриф амулет масон масоны масонство тайные мистические общества нумерология хиромантия физиогномика пирамагия целительность заговор приметы маг целитель оккультист астролог алхимик хиромант медиум медиумизм знахарь колдун ведун ведьма экстрасенс экстрасенсорика колдовство ведовство знахарство йога тантра тантризм чакры чакра каналы канал асаны мантры мантра мудра сутра карма судьба таро руны и-дзин каббала сефирот космоэнергетика рейки вуду вика нью-эйдж полтергейст призрак приведение спиритуализм нло знаки символы атлантида астрология алхимия спагирия розенкрейцеры теософия антропософия рерихианство традиционализм семиотика Сайт: https://vk.link/akme_books

7YB85yHuLCc Саморазвитие

hBJ2aAFMIK4 Саморазвитие

yXyj7n9B2tg Саморазвитие

Dh 9UoUDCgU Саморазвитие

GTzmHg1m96c Саморазвитие

BIN2DqUH7rI Саморазвитие

Ild6dvIASgY Саморазвитие

oQpJu6hG5gE Саморазвитие

OAR Cd OuTw Саморазвитие

cKs9Cf5oc9w Саморазвитие

Другое

Действия

19 991 запись

Долгожданная новинка нашего проекта !! Русскоязычное издание уникальной книги !!

Кевин ван Бладел. Арабский Гермес: от языческого мудреца до пророка науки / Пер. с англ. и араб. В. А. Розова и М. М. Хасанова; науч. ред. В. А. Показать полностью. Розова; науч. ред., вст. ст. и коммент. Б. К. Двинянинова; под общ. ред. Б. К. Двинянинова. — СПб.: Издательство «Академия исследования культуры», 2022. — 548 с.: ил. — (Герметицизм с древности до наших дней, вып. 5).

Это первое крупное исследование, посвящённое раннему арабскому восприятию и адаптации фигуры Гермеса Трисмегиста, легендарного египетского мудреца, которому были приписаны многочисленные труды по астрологии, алхимии, талисманам, медицине и философии. До более известного принятия древнегреческой Герметики в эпоху Возрождения, арабское предание о Гермесе и труды под его именем активно развивались и процветали на протяжении семи столетий.
Трактаты, подписанные именем Гермеса Трисмегиста и его учеников, были написаны на греческом языке в период поздней Античности, по всей видимости, в Александрии Египетской, впоследствии циркулировали на разных языках и в регионах Римской и Сасанидской персидской империй. После расцвета арабского как престижного научного языка в VIII веке, рассказы о личности Гермеса и герметические тексты были переведены, наряду с сотнями других работ, с греческого, среднеперсидского и с других литературных языков Античности. Более того Герметика была среди самых ранних переводов на арабский язык. Немало можно сказать о корнях арабского мифа о Гермесе Трисмегисте, его источниках, причинах его своеобразного характера и о его многообразной ценности для герметицизма в Азии и Северной Африке, а также в Европе.
Настоящее русскоязычное издание дополнено глоссарием и приложением, включающем впервые изданные переводы герметических текстов с арабского языка: «Изумрудная скрижаль» — три древних версии, глава о городе Гермеса из Гайят аль-Хаким (Пикатрикс), суфийская молитва Идрису.

Предисловие издателя (Б. К. Двинянинов)

Кевин ван Бладел
АРАБСКИЙ ГЕРМЕС: ОТ ЯЗЫЧЕСКОГО МУДРЕЦА ДО ПРОРОКА НАУКИ

Предисловие
Благодарности
Замечания по библиографии и транслитерации

Ч а с т ь I. Предыстория
1. Введение
1.1. Древнегреческая Герметика в римском Египте и её европейское
восприятие
1.2. Восприятие греческой Герметики в Античности
1.3. Рождение арабской науки и древних книг в Багдаде
1.4. Понимание терминов «герметический» и «герметизм» в арабском
контексте
2. Гермес в Сасанидском Иране
2.1. Свидетельства о Гермесе в сасанидских магических текстах
2.2. Гермес в среде сасанидских астрологов
2.3. Поздние свидетельства существования переводов с греческого
на среднеперсидский в эпоху Сасанидов
2.4. Некоторые гороскопы, вероятно, относящиеся ко временам
Сасанидов
2.5. Герметика во времена Шапура I
2.6. Останес и маги
2.7. Останес и Гермес на арабском
2.8. «Гимн жемчужине» и иранская история наук
2.9. Роль Александра Великого в иранской истории наук
2.10. Выводы
3. Гермес и сабии Харрана
3.1. Введение в проблему «сабиев»
3.2. Харранская неоплатоническая школа?
3.3 Предполагаемое влияние харранской Герметики
3.4. Свидетельства передачи Герметики харранскими сабиями
3.5. Конец истории харранских сабиев
3.6. Выводы

Ч а с т ь II. История арабского Гермеса
4. Три Гермеса
4.1. Самая ранняя форма арабской легенды о трёх Гермесах
4.2. Древнегреческие предания арабской легенды
4.3. По следам мировых хроник
4.4. Анниан на сирийском и арабском языках
4.5. Абу Маʻшар как хронограф
4.6. Другие стороны (аспекты) легенды о Гермесе
4.7. Третий Гермес
4.8. Выводы
5. Пророк Гермес
5.1. Небесное восхождение Гермеса
5.2. Гермес законодатель, представленный аль-Мубашширом
ибн Фатиком
5.3. Мудрость арабского Гермеса

Источник https://dnevnik-znaniy.ru/filosofiya/ontologiya-v-filosofii.html

Источник https://dnevnik-znaniy.ru/filosofiya/gnoseologiya-v-filosofii.html

Источник https://m.vk.com/akme_books

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Сравнение тарифов банков для индивидуальных предпринимателей

Сравнение тарифов банков для индивидуальных предпринимателейСравнение тарифов банков для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели (ИП) в современном мире часто сталкиваются с необходимостью выбора банка для осуществления своих финансовых операций. Выбор подходящего банка с выгодными тарифами и условиями играет важную роль в успешном

Как найти новое хобби?

Как найти новое хобби?Как найти новое хобби?

Но как искать что-то интересное, когда сам не знаешь, чем хочешь заниматься? Возможно, придётся попробовать несколько вариантов. Постараемся понять, в каком направлении нужно двигаться. Вспомните детство. Что вы любили делать,

Как не стать человеком с тяжёлым характером?

Как не стать человеком с тяжёлым характером?Как не стать человеком с тяжёлым характером?

В современной психологии не существует понятия «тяжёлый характер», поэтому мы переносим его на бытовой уровень. В основном люди считают тяжёлыми тех, кто не соответствует их характеру и темпераменту. Приведу некоторые