Частые болезни ребенка – результат семейных проблем?

Содержание

Частые болезни ребенка – результат семейных проблем?

Частые болезни ребенка – результат семейных проблем? - слайд

Самые частые болезни у детей — результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.

Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.

Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.

Ребенок заболел права родителей

Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия

Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.

Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.

Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.

Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.

Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.

Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.

Тест для родителей

Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.

1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?

2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?

Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.

Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть.

3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?

Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.

«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?

4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?

Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как психологически настроить ребенка на здоровье

Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.

Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».

Мама-терапия

Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.

Образ болезни и образ здоровья

Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.

Утилизация болезни

Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть . навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.

Вам будет интересно  Семейные истории

Библиотерапия, или лечение чтением

Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!

Случай из практики

За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.

К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.

На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.

Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.

Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка

b2992da59bfbd03a59d1044466659999 Семья

Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 24.02.2022).

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Вам будет интересно  Интеграция английского языка в образовательный процесс детского сада Discovery Алые паруса в Москве

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Вам будет интересно  Пожелания благополучия в семье

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Похожие статьи

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи. Влияние детско-родительских отношений на становление.

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член.

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание.

отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, старшее поколение, семейная культура, семейная атмосфера, друг, член семьи.

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, член семьи.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного.

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, родитель

родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.

Один в поле воин. Воспитание единственного ребенка в семье

Единственный ребенок в семье – за и против. Несколько дельных советов о том, как облегчить ребенку жизнь в условиях современного социума.

Касьяникова ГалинаГалина Касьяникова шеф-редактор сайта 7ya.ru

Все больше детей сейчас растут «поодиночке» — они одни у своих родителей. Многие боятся, что они вырастут избалованными или эгоистами и всерьез обдумывают, как этого избежать. Но так ли сильно единственные дети отличаются от тех, у кого есть братья и сестры? Постараемся избавиться от предрассудков — с помощью психологов.

Ну что, когда уже приметесь за второго?» — этот вопрос вызывает у Люды и Миши нервную дрожь. Родители 4-летней Машеньки очень счастливы втроем и не испытывают ни малейшего желания «продолжить». Но все социологические опросы подтверждают: для большинства людей идеальное количество детей в семье — двое или трое. «Мне уже надоело, что я должна оправдываться без конца, потому что не хочу больше рожать, — нервничает Люда. — Я не смогу дать двум детям то, что я даю одному! Но мои близкие никак не хотят этого понять».

Тем не менее супругов, которые останавливаются на одном ребенке, становится все больше и больше. По последним исследованиям, скоро в индустриальных странах каждый третий ребенок будет, возможно, единственным в семье. Один ребенок в семье — это чаще всего сознательный выбор родителей, и основной аргумент — страх будущего. Родители считают, что должны дать своим детям только самое лучшее, и боятся, что на нескольких этого самого лучшего попросту не хватит. Другие просто не готовы с головой окунуться в родительские обязанности, предпочитая им супружеские. И речь тут не только о сексе, а о комфортной жизни двух любящих людей: когда можно спокойно пойти вдвоем вечером в театр, оставив дома подросшего ребенка, а не умолять каждый раз всех родственников по очереди посидеть с вашими шалунами.

Иногда супруги решают подождать, прежде чем рожать второго. Но годы проходят, всегда находится много причин, чтобы не браться за «дело». А потом уже становится слишком поздно — и остается только ждать внуков.

Иногда же за людей решает сама жизнь: осложнения после родов, проблемы с зачатием, отсутствие жилья — все это не придает сил для рождения второго ребенка.

Первая проблема единственного ребенка: «Пуп земли»

Часто можно услышать, что единственные дети — испорченные, невыносимые, эгоцентричные, требующие постоянного внимания от родителей. Однако не существует никакого «психотипа единственного ребенка», у единственных нет практически никаких общих черт! Они могут быть чрезвычайно общительными и очень робкими, великодушными или эгоистами, осторожными или бесшабашными, тиранами или жертвами. Все зависит от самого ребенка и, конечно, от родителей. Сейчас, когда дети ходят в ясли, детские сады, группы раннего развития, они намного больше общаются со сверстниками, чем в те времена, когда женщины полностью занимались воспитанием, а иногда и образованием детей.

Но есть между единственным ребенком и остальными бесспорная разница: они царят в сердцах своих родителей. И эта разница становится и козырем, и помехой.

С одной стороны, ребенок черпает абсолютную уверенность, что он любим, и проникается ощущением своей полноценности — ведь родителям не понадобилось заводить других детей. Это, безусловно, очень ценные для дальнейшей жизни качества. (Правда, бывает и по-другому: единственному ребенку не достается так уж много любви, родители не занимаются им, предпочитая карьеру, светскую жизнь или общество друг друга). С другой стороны, хоть и хорошо не бороться за внимание родителей с братом или сестрой, есть в этом и МИНУС: когда ребенок привык быть «пупом земли», взрослея, ему бывает трудно понять что любовь и внимание других надо заслужить.

Вторая проблема одного ребенка в семье «Соревнование за внимание»

Еще одна «неожиданность», поджидающая единственного ребенка во взрослой жизни, — конкуренция. Избавленный от братских потасовок, сестринских ссор и общих примирений — то есть от все того, чем наполнен каждый день в семье с несколькими детьми, — единственный ребенок теряется, когда нужно защитить свои интересы или обозначить свои предпочтения. «Мне нравилось быть единственным ребенком, но теперь я замечаю, что не умею «грамотно» ссориться, не знаю, как быстрее помириться, и поэтому вообще стараюсь избегать любой конфликтной ситуации, — рассказывает 21-летний Антон. — Еще хуже то, что я не умею и не люблю соревноваться с кем бы то ни было. А если учесть, что я учусь на актера, это действительно большой минус».

Без паники: единственные дети вовсе не единственные испытывают трудности, когда нужно преподнести себя другим, стать своим человеком в компании. А психологи уверяют, что в школе все дети очень быстро понимают, как привлечь внимание учительницы и найти место в коллективе. Только при условии, что родители дают возможность это сделать: то есть не бегают к учительнице, как только случилась малейшая неприятность, и не пытаются уладить любые ссоры с одноклассниками за ребенка.

Надо признать, что единственных детей родители (да и другие родственники) опекают больше. Когда у родителей нет младших, за которыми нужно ухаживать, они бессознательно воспринимают своего наследника как вечного малыша и поэтому считают, что ему нужно помогать как можно дольше. Но бывает и обратная сторона гиперопеки: заботливые родители слишком сурово воспитывают единственного ребенка именно из-за боязни, что он вырастет испорченным, невыносимым. и так далее согласно предрассудкам (см. выше).

Третья проблема: «Счастье ты мое»

На единственном ребенке часто сходятся все надежды и ожидания родителей: «Я посвящаю всю себя воспитанию и образованию, ребенок обязательно добьется успеха и вырастет достойным человеком». Может быть. А может, и нет. Такая горячая вера может возбудить в ребенке амбиции, желание свернуть горы, но может иметь и обратный эффект. Сознание того, что счастье родителей целиком зависит от него, страх разочаровать — слишком тяжелый груз. И взрослых могут поджидать тяжелые времена, если подросший ребенок не будет соответствовать образу идеального наследника, к которому родители упорно шли в течение многих лет.

Четвертая проблема «Друзья на время, братья — навек!»

Быть единственным не означает быть одиночкой, неспособным к общению. Конечно, есть дети, которые с трудом налаживают отношения со сверстниками. Но тут тоже невозможно обобщать: у каждого ребенка свой темперамент и свои склонности, причем независимо от того, есть у него братья или сестры. В любом случае огромное значение имеет «открытость» родителей: охотно ли вы знакомитесь с новыми людьми, часто ли вы ходите в гости вместе с ребенком и сами принимаете гостей. Ребенок, привыкший проводить каникулы с двоюродными братьями-сестрами или детьми ваших друзей, привыкший приглашать в дом своих многочисленных знакомых, конечно, вырастет более общительным, чем тот, кто все время окружен взрослыми дядями и тетями. Но смогут ли друзья заменить братьев и сестер? Конечно, нет, ведь их ребенок выбирает сам, равно как и время, когда он с ними хочет увидеться. А братьев и сестер приходится выносить все время, круглосуточно, без выходных и перерыва на обед! Но хотя единственные дети и не узнают никогда радостей братской дружбы, это не придает их личности какие-то особенные черты. Взрослея, единственные дети вступают в брак так же легко, как и другие. И детей они заводят не меньше. Их жизнь, их склад характера, их мировоззрение — все это такое же многообразное, как у людей вообще. Может, уже пора перестать давить на родителей, требуя непременно родить стайку ребятишек? Растить одного-единственного ребенка ничем не лучше и не хуже, чем растить нескольких, ведь любой родитель знает: каждый ребенок уникален.

Источник https://chips-journal.ru/reviews/castye-bolezni-rebenka-rezul-tat-semejnyh-problem

Источник https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/

Источник https://www.7ya.ru/article/Odin-v-pole-voin/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Особенности детско-родительских отношенийОсобенности детско-родительских отношений

Особенности детско-родительских отношений Когда в семье появляется ребёнок, жизнь обоих родителей меняется на 180 градусов. Некоторые родители планируют беременность несколько месяцев, а то и лет. И когда появляется новый член

Проблемная семья и ее типыконсультация на темуПроблемная семья и ее типыконсультация на тему

Проблемная семья и ее типы консультация на тему Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и

Созависимость в отношениях: как избавиться за 12 шаговСозависимость в отношениях: как избавиться за 12 шагов

Созависимость в отношениях: как избавиться за 12 шагов Созависимые отношения – это такой тип отношений, при которых один человек живет интересами и потребностям другого, постоянно пытается угодить ему. «Что такое