Содержание
Одно окно: кто решит семейные проблемы
В правительстве России появилась новая рабочая группа — комиссия по централизации полномочий в сфере защиты семьи и детей. По словам сенатора Ирины Святенко, она станет центром притяжения вопросов семейной политики. Эксперты считают, что эта структура будет первым шагом на пути формирования единого ведомства, занимающегося подобными проблемами. Для чего нужна новая комиссия, разбирались «Известия».
Как правительство решает вопросы централизации
Распоряжение правительства о создании рабочей группы и формировании ее состава было подписано на прошлой неделе. Рассказала о новой структуре председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко.
В документе говорится, что межведомственная рабочая группа займется централизацией передаваемых полномочий в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, разработки мер социальной поддержки семей и детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия. В состав комиссии, которую возглавила зампред правительства Татьяна Голикова, вошли также заместители из пяти министерств, два губернатора — Томской области и Красноярского края, представитель Общественной палаты, сенатор Святенко, директор департамента труда и соцразвития Москвы, представитель департамента соцразвития правительства РФ.
Правительство в ответ на запрос «Известий» сообщило, что в рамках работы межведомственной рабочей группы планируется проработать вопросы совершенствования деятельности органов опеки и попечительства, в том числе целесообразности централизации полномочий на региональном уровне и создания единой ведомственной вертикали.
«Планируется выработать оптимальную модель организации деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и разработать план поэтапного перехода субъектов Российской Федерации к указанной оптимальной модели», — говорится в сообщении.
Воспитанница «Детской деревни – SOS» в поселке Томилино. «Детские деревни – SOS» — международная благотворительная организация в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с проживанием в семейных домах
Иными словами, рабочая группа будет решать вопрос о том, нужно ли передавать полномочия в сфере семейной политики одному ведомству или нет.
— Судя по всему, это не то чтобы постоянная комиссия, которая будет работать в этой сфере, тем более что уже есть правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, координационная комиссия по десятилетию детства и другие экспертные группы, — сказал «Известиям» председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. — Это специальная рабочая группа с конкретной задачей — инвентаризировать объем функций и полномочий, которые можно было бы передать одному ведомству.
Он отмечает, что это выглядит как шаг в направлении создания единого ведомства или централизации большинства полномочий в одном ведомстве.
В правительстве подтверждают, что рабочая группа будет заниматься вопросами «определения объема и перечня передаваемых Минтруду полномочий в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки, по профилактике семейного неблагополучия».
— Планируется определить дополнительные финансовые ресурсы и штатную численность, необходимые для реализации организационных мероприятий, связанных с централизацией передаваемых полномочий, координацией поэтапного перехода субъектов РФ к оптимальной модели организации деятельности региональных органов опеки и попечительства, — сообщили в правительстве.
Святенко также напомнила, что тема создания единого ведомства прозвучала на заседании Совета при президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей осенью прошлого года и «была поддержана руководством страны».
Секретарь Общественной палаты Лидия Михеева, которая также вошла в рабочую группу, заметила, что дополнительное министерство создавать не нужно, лучше будет, если одно из существующих ведомств «возьмет на себя груз этой ответственности».
Чем займется рабочая группа
Правительство указывает на огромный блок вопросов, которые рабочая группа должна решить: совершенствование семейного законодательства и нормативных правовых актов в целом. В том числе чиновники будут думать над «совершенствованием порядка ограничения, лишения родителей родительских прав и отобрания детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью». Комиссия займется и вопросами введения понятия сопровождения детей-сирот, развития и совершенствования форм семейного устройства. Планируется также провести анализ объема и эффективности мер социальной поддержки, которые предоставляются семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, определив целесообразность корректировки таких мер.
Святенко заявила, что правительственная комиссия позволит оперативно решать проблемы в сфере семейной политики без бюрократии на межведомственном уровне.
— Рабочая группа станет центром притяжения вопросов семейной политики, — пояснила сенатор. — Такая консолидация и включенность в работу представителей профильных ведомств и министерств позволит совершенствовать семейную политику, вырабатывать комплексные пути решения к тем проблемам, которые у нас есть, и оперативно отрабатывать вопросы, без бюрократии на межведомственном уровне.
Таким образом, правительственная комиссия в некотором смысле уже становится структурой, где вопросы законодательства в сфере помощи семье и детям централизуют.
Руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко Эльвира Гарифулина заметила, что сразу перестроить ведомство, которое бы занялось всеми этими вопросами, невозможно, поэтому постепенное движение в виде создания такой структуры имеет смысл — это позволит минимизировать риски, проработать необходимые вопросы.
— В принципе, создание единого министерства имеет смысл — должны быть одни глаза и руки, — сказала она «Известиям». — Чтобы это ведомство появилось, часть функционала должна быть добрана из других ведомств. Важно собрать эти полномочия в одном ведомстве обдуманно, чтобы оно работало с определенной результативностью, и надеюсь, потихоньку к этому придут.
Директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская также отметила, что подобные форматы работы возможны, и на нынешнем этапе они более реалистичны, чем быстрое появление нового министерства.
— Все-таки предстоит довольно серьезная работа по изменению функционала и бюджетирования большого количества разных отраслей, — пояснила она «Известиям». — Это первое действие, которое может задержаться на длительное время, но и может стать эффективным. Главное, чтобы появились некая согласованность и понимание, что действия разных ведомств и министерств связаны общей работой на земле с конкретной семьей и ребенком.
Михеева выразила надежду, что правительственной комиссии удастся выработать единые подходы к организации помощи, и заметила, что создание такой комиссии — уже большой шаг, означающий, что государство признает существование проблемы.
— При этом за всеми членами рабочей группы стоят различные эксперты, общественники, — говорит она. — Я буду просить привлекать представителей НКО к разработке решений, чтобы они поделились информацией о том, как в действительности в стране функционирует система опеки и попечительства. По-другому и быть не может — нельзя решать проблемы людей, не слушая самих людей.
Для чего нужно единое ведомство
— Единое министерство могло бы быть эффективным, хотя вопросы межведомственного взаимодействия всё равно останутся, поскольку значительная часть жизни детей лежит в системах образования и здравоохранения, — говорит Александр Спивак. — Если всё это отдать в новое ведомство — это будет монстр, который ничем не сможет управлять. Но если удастся выделить именно функцию защиты и поддержки как таковых, чтобы это был собственный функционал министерства, это было бы очень эффективно.
Он говорит, что вопросы профилактики, защиты прав семьи и ребенка разрезаны разными министерствами. Кроме того, замечает Спивак, важно согласовать законодательство, так как пока нормативное поле имеет очень много внутренних противоречий.
Альшанская отмечает, что пока главная проблема межведомственного взаимодействия в том, что оно не видит единой задачи — у каждого из ведомств она своя, и работают они в рамках своего функционала.
— Мы на выезде в регионе опрашивали службу, работающую с семьей, у которой ребенок находится в детском доме, а сама семья на сопровождении социальной организации, — говорит она. — Там орган опеки будет принимать решение о возвращении или невозвращении ребенка в семью. Так вот, мы спросили, советуются или нет между собой социальная служба, органы опеки, и выясняется, что нет. У каждого своя работа.
Аналогичная ситуация и в других случаях: сложного ребенка могут наблюдать в комиссии по делам несовершеннолетних, в полиции и в соцзащите. И все три ведомства следят за семьей, но свои действия между собой не согласуют. Бывают отдельные случаи, где это происходит, но всё слишком сильно зависит от территории, где происходит такая ситуация.
— На местах сейчас формально существуют межведомственные органы, но не везде реально выстроены личные отношения, позволяющие работать эффективно постоянно, — говорит Гарифулина. — Часто межведомственная комиссия собирается раз в три месяца, и каждое ведомство там берет свою зону ответственности, а общего направления нет.
Как надо работать с семьей
Эльвира Гарифулина, говоря о том, как можно работать с семьей сейчас, отмечает, что у семьи должен быть один социальный координатор, и такие «кураторы случая» сейчас в регионах появляются.
— Не надо, чтобы огромное количество специалистов приходило одновременно или друг за другом, — говорит она. — А куратор случая понимает, в чем сложности и потребности семьи, в чем ее сильные стороны и ресурсы, на которые можно опереться. И смотрит, кого со стороны можно привлечь. Такой человек является «одним окном», через которое начинает происходить поддержка.
Социальный координатор организует «умную помощь» команды специалистов по каждому конкретному случаю, отслеживает результаты взаимодействия на протяжении всего периода работы. В Фонде Тимченко сообщили «Известиям», что регионы, которые ввели позицию такого куратора, показывают снижение по показателям выявления случаев сиротства в два-три раза.
По словам Гарифулиной, пока в регионах эта технология не очень распространена. Она есть, например, в Томской, Тамбовской областях, и там координация между ведомствами налажена лучше.
— В Томской области даже создан общий департамент по вопросам семьи, — говорит она. — Важно, чтобы основное ведомство курировало работы, а остальные только помогали — своими услугами, человеческими кадрами.
Бывший депутат Госдумы, журналист, общественный деятель Оксана Пушкина считает, что при создании министерства демографической и семейной политики вообще необходимо поменять методологический подход к работе. Сейчас подход в семейной политике России основан на факторном анализе, заметила она, что не позволяет выработать механизмы для вывода страны из демографического кризиса.
— Чтобы решить эту сложную задачу, нужно системно оценивать демографическую ситуацию, беспристрастно анализировать большой объем статистических данных, многие из которых в России пока никто не собирает, — отмечает Пушкина. — Отсутствие актуальной, объективной статистики сильно затрудняет и государственное управление, и законотворческий процесс в нашей стране.
По ее словам, например, случаи убийства матерью младенца в России не исследуются, также нет статистики о реальных масштабах домашнего насилия из-за декриминализации побоев.
— Методы государственного регулирования демографических процессов должны предлагать ученые на основе анализа актуальных социальных тенденций, — полагает Оксана Пушкина.
Многопоколенная семья: проблемы и ценности
До сих пор есть семьи, где на одной жилплощади живут до четырех поколений! Также нередки случаи, когда молодые семьи живут вместе с бабушками и дедушками. В таких случаях легче и проще решается квартирный вопрос (что безусловно плюс), и можно присматривать за пожилым родственником. Однако зачастую молодёжь даже представить себе не может, как сложно бывает построить отношения с человеком в возрасте! В итоге сепарироваться и жить так, как хочется, не получается. Пожилым, в свою очередь, тоже бывает нелегко договориться с собственными, давно выросшими детьми, и тем более – со взрослыми внуками. Это проблема всех многопоколенных семей. Тем не менее, выход есть. Такие семьи могут быть счастливыми!
Какие у них проблемы и ценности? Как психолог может помочь членам многопоколенной семьи, столкнувшейся с трудностями совместного проживания? Обо всём этом ‒ в нашей статье.
Чем хороша многопоколенная семья?
У неё однозначно есть свои преимущества. В частности, это:
- Передача опыта и ценностей от поколения к поколению. Когда в одном доме живут вместе бабушка и дедушка, папа и мама, сын и дочь, а порой ещё и другие родственники – прабабушка, брат или сестра одного из родителей, то необходимо проявлять известную гибкость и терпимость. Только так можно сохранять мир в семье и поддерживать доброжелательные отношения со всеми. Поэтому дети, растущие в такой обстановке, усваивают больше моделей общения и в будущем легче выстраивают взаимодействие с самыми разными людьми. Они видели не только как взаимодействуют родители между собой, но и как они общаются со старшим поколением, к каким способам решения бытовых и иных проблем прибегают. А ведь это очень важно! В многопоколенной семье дети получают такие знания и опыт.
- Укрепление семейных связей и традиций. Когда близкие родственники живут далеко друг от друга, семейные узы слабеют. В многопоколенной семье они, напротив, очень крепки. Внуки, как правило, обожают своих бабушек и дедушек, а те, в свою очередь, рады возможности участвовать в воспитании младшего поколения. К тому же, помогая растить внуков, передавая им свои ценности и традиции, они чувствуют себя полезными.
- Обилие внимания, заботы и любви. В этом нуждаются не только дети, но и взрослые. Если несколько поколений живут вместе, каждый член семьи найдёт в ней поддержку и понимание. К примеру, бодрая, сидящая дома прабабушка может порадовать каждого: кого пирожком, кого носочками, а кого ‒ и утешением. Часто бывает так, что дети-подростки не ладят с родителями, зато с бабушками и дедушками у них отличные отношения. В случае проблемы они обратятся к ним, а не к сверстникам.
- Разделение ответственности, обязанностей и расходов. Ведение домашнего хозяйства, бытовые и финансовые вопросы, воспитание детей ‒ во всём этом может помочь старшее поколение, особенно, если «среднее» активно занято работой. Именно бабушки, а порой и дедушки, приходят на выручку, когда нужно посидеть с детьми, отвести их в садик, выучить уроки или приготовить ужин. В дружной многопоколенной семье правильное распределение обязанностей только укрепляет отношения, не вызывает ни у кого негатива.
Всё это хорошо, но с какими сложностями сталкиваются большие семьи, в которых представители разных поколений живут вместе? Читайте далее.
Какие проблемы актуальны для таких семей?
Вот наиболее очевидные из них:
- Бытовые проблемы. Даже если в семье отличные отношения, бывает сложно договориться даже по самым простым повседневным вопросам: кто и когда готовит, кто делает уборку, как обустраивать быт, куда убирать вещи и т.д. Казалось бы, мелочи, но у старшего поколения свои устои и правила быта, у среднего и младшего ‒ свои. Поэтому на этой почве часто возникают конфликты.
- Разница во взглядах. Проблема «отцов и детей» известна с давних пор. Но эта проблема ещё более обостряется, когда на одной площади живут 2 и более поколения, и у каждого из них свои взгляды. Вот что рассказала наша клиентка.
Ангелина, 19 лет: «Я живу с родителями и бабушкой. В целом у нас хорошие отношения, но иногда бабушка просто невыносима. Ко мне она придирается постоянно. То юбка слишком короткая, то макияж слишком броский. А если задержусь вечером в кафе, то дома меня ждёт длинная «проповедь» о нравственности и о том, что «в наше время девушки свою репутацию берегли и по ночам не шастали». Не понимаю, что её не устраивает. По сравнению с некоторыми подругами я вообще скромняшка. Да и молодость один раз в жизни бывает. Не знаю, как поладить с бабушкой, отстояв при этом своё право на свободу самовыражения».
- Смешение ролей и нарушение иерархии. К примеру, внуки могут относиться к бабушке, как ко второй маме, и даже иметь к ней более сильную привязанность. А всё потому, что бабушка так активно участвует в их жизни, что авторитет родителей страдает. Нередки и ситуации, когда отец или мать уже взрослого ребёнка «воспитывает» его на глазах его собственных детей. Порой доходит даже до осуждения стиля жизни, манеры общения в семье или игнорирования решений уже давно выросшего чада. Видя такое отношение к маме или папе, ощущая их беспомощность в спорах со старшим поколением, дети начинают меньше уважать родителей, а иногда и вовсе перестают доверять им. В итоге среднее поколение теряет контроль над ситуацией, а бабушка (дедушка) приобретает для детей больший вес. И, естественно, на этом фоне возникают конфликты.
- Невозможность получения детьми уникального опыта. Когда молодое поколение живёт «по указке», оно не формирует навык самостоятельного преодоления проблем. Жизненный опыт родителей, бабушек и дедушек, конечно же, бесценен, но не универсален. У каждого человека есть потребность в том, чтобы принимать свои решения и строить жизнь в согласии со своим мировоззрением. В многопоколенной семье это бывает довольно сложно реализовать.
- Дети менее самостоятельны. А всё потому, что в больших семьях зачастую присутствует гиперопека. Дети окружены чрезмерной заботой, и в итоге развиваются медленнее сверстников. Часто им многие вещи не дают делать самостоятельно. Зачем требовать от ребёнка, чтобы он убрал в комнате или привёл в порядок свою одежду, когда дома есть кто-то, кто сделает это быстрее и лучше? К примеру, они позднее начинают обслуживать себя: одеваться, кушать, чистить зубы и т.д. На помощь всегда приходит кто-то из взрослых!
- Проблемы с воспитанием. Когда к детям предъявляют совершенно разные требования, они оказываются как бы «меж двух огней». Разные подходы к воспитанию, подрывание авторитета родителей, обилие разных оценок каким-либо действиям ‒ всё это приводит к тому, что дети просто запутываются. Они не понимают, кого слушать. В итоге проявляются негативные черты характера, возникают проблемы с поведением. Вот что рассказала нам Надежда, 28 лет:
«Я вынуждена временно жить с родителями. Они только рады, но я стала замечать, что мой ребёнок перестал меня слушаться. Он во всём полагается на бабушку, дедушку вообще боготворит, а от меня отдалился. Когда я наказываю сына, бабушка его жалеет. В итоге «мама плохая», а бабушка ‒ чисто ангел. Мой сын становится избалованным трудным ребёнком, и я уже сомневаюсь, что совместное проживание было верным шагом. Боюсь, что так я совсем его потеряю. Подскажите, как мне вернуть свой авторитет и контроль над ситуацией?»
Да, жить в многопоколенной семье бывает непросто… Может ли вообще такая семья быть счастливой?
Конечно же, да! Всё зависит от её членов: желают ли они наладить отношения, научиться учитывать интересы друг друга? Не будут ли бабушки подрывать авторитет родителей перед детьми, чрезмерно вмешиваясь в их воспитание? Будут ли дети уважительно относиться к возрасту старшего поколения? Как в семье будут разрешаться конфликты? От всего этого и зависит её благополучие.
Но что если конфликт зашёл слишком далеко, и разрешить его никак не получается? Тогда можно призвать на помощь психолога.
Работа психолога с членами многопоколенной семьи
Заключается она в следующем:
- Психолог определяет основные запросы, выявляет проблемы (дискомфорт, конфликты, невозможность выстраивания психологических границ и т.д.).
- Общается с одним членом семьи или со всеми (если они согласны). Иногда бывает и так, что обращается кто-то один (как в описанной выше ситуации с Ангелиной), а потом подключается кто-то ещё. Обычно этот человек связан с клиентом очень близкими отношениями, понимает его трудности и готов помочь в урегулировании ситуации. В случае с Ангелиной таким человеком была её мама. Психолог работает с теми членами семьи, которые готовы прийти к специалисту и принять участие в налаживании отношений.
- Помогает семье достичь взаимопонимания и единства. Чаще всего это возможно, когда к психологу приходит вся семья (или почти вся). Необходимо понять точку зрения и потребности каждого участника конфликта, найти такой способ его разрешения, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Такая работа позволит каждому родственнику не только разобраться со своими непростыми чувствами, но и беспристрастно посмотреть на переживания близких людей. Принятие и понимание выстраиваются постепенно, но зато позволяют прийти к консенсусу.
- Если обращается один человек, живущий в многопоколенной семье, и другие её члены не готовы прийти на приём к психологу для обсуждения ситуации и поиска выхода из неё, работа может вестись только с обратившимся. В этом случае задачи психологической работы состоят в том, чтобы снизить остроту эмоциональных реакций на негативные слова и поступки близких людей, научить отстаивать свои интересы и взгляды приемлемыми способами, повысить эффективность построения коммуникации с родными.
Отдельно психолог работает с детьми и «средним» поколением ‒ взрослыми людьми, которые по какой-то причине не сепарировались полностью и не несут ответственность за себя и детей в полной мере. Конечно же, обстоятельства бывают разные. Психолог поможет всем поколениям разобраться в себе, понять причину конфликтов и научиться уживаться, либо начать конкретные шаги по отделению, потому что иногда «вместе» действительно «тесно», и решение разъехаться может быть единственно верным.
В случае с Надеждой из примера выше работа проводилась как с ней самой, так и с её сыном, мальчиком 8 лет. В результате психотерапии Надежде удалось восстановить свой родительский авторитет и наладить отношения в семье. И даже, когда позднее она решила снимать отдельное жильё, а сына возить к родителям только на выходные, те приняли её решение спокойно и с пониманием.
Многопоколенная семья ‒ огромное счастье, но вместе с тем она может быть настоящим испытанием! Обратитесь к психологу, если навести мосты между поколениями никак не удаётся.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.
Fidem в Instagram
С чем приходится сталкиваться приемным родителям, и как эти проблемы решить?
Этот рассказ больше для будущих приемных родителей. Кровные и приемные дети — в чем разница?
Часть 22. С чем приходится сталкиваться приемным родителям, и как эти проблемы решить?
Кровный ребенок и приемный — абсолютно разные. Их нельзя сравнивать.
Когда женщина ждет кровного ребенка, она знакома с ним уже на этапе УЗИ. А каким придет в семью приемный — загадка.
Приемные дети приходят разными путями в новую семью. Они могут быть «отказниками» с момента рождения или «подкидышами», найденными на улице, или изъятыми из своих кровных семей.
Общее для них то, что они лишились своих кровных семей – лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми, получать от них внимание и заботу.
Травма утраты кровной семьи есть у каждого приемного ребенка. И она не проходит бесследно.
Не стоит думать, что ребенок «был маленький и не помнит». Конечно, они могут не помнить это, но на эмоциональном уровне эта травма реальна, и она никуда не пропадает сама по себе. Дети – независимо от своего возраста — все равно лишились родителей
Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности. Они связаны с тем, что ребенок постоянно сравнивает вас со своими кровными мамой и папой.
В сравнении двух семей родная будет для ребенка самой лучшей! Даже если его родители — алкоголики, которые били и обижали его, они будут все равно любимые!
Моя приемная дочка с каждым годом все больше и слаще придумывала небылицы про свою кровную семью. Пришлось свозить ее в родной дом. Голова встала на место.
Ведь восприятие 7-летнего ребенка (в 7 лет дочка попала в приют, после отобрания) и 12-летнего подростка очень разное! Эта поездка очень помогла дочке сделать правильные выводы.
Я на собственном опыте убедилась, что ребенок, взятый из детдома не грудным, с уже сложившимся стереотипом поведения, трудно управляем. Он не может слышать и слушать.
Все ваши уговоры, нотации отскакивают как горох от стенки! Все мои просьбы и простое слово «нельзя» дочка упорно игнорировала.
Приемным родителям нужно учитывать, что органы опеки могут скрывать или не знать часть биографии детей: например, могут не сказать потенциальным родителям, что ребенок подвергался сексуальному насилию в семье.
И ребенок приходит с таким опытом в замещающую семью, которая к этому не готова. В новой семье могут быть маленькие дети, и они могут пострадать.
Приемные дети неврологически и психологически другие. Часто они не знают меры в еде. Дети с опытом сиротства могут есть до рвоты, а когда их стошнит, могут продолжать есть.
Эти дети умеют выживать на улице, искать еду на помойке, прятаться от полиции и агрессивных взрослых.
Приходит «приемыш» в новую семью и не знает, как себя вести – кому можно доверять? Он ведь одиночка, он привык выживать, сам справляться со всеми ситуациями.
Поэтому приемный ребенок может решить, что слушаться новых родителей совсем не обязательно. Родные дети слушаются маму с папой на подсознании, потому что им важна связь с родителями.
Приемных родителей удивляет поведение нового члена семьи. Почему он не слушается? Почему так резко реагирует на нежность и ласку? Ребенок просто не привык быть кому-то нужным, не знает, что такое отношения с родителями.
Приемные дети ведут себя как «потребители», уверенные в том, что им «все должны». Они сами не желают ни во что вкладываться, не желают стараться. Почему так?
Во-первых, опыт жизни в детских учреждениях этому учит. Все появляется само собой, у ребенка нет своих личных обязанностей и зоны ответственности.
Во-вторых, у детей в учреждении сама жизнь – это пассивное существование. Они не влияют на происходящее, не делают выбор в собственной жизни, их просто «перемещают» из учреждения в учреждение, им дают еду, им дают одежду.
Такая психологическая особенность имеет свои последствия. Детям, испытавшим травму, часто бывает сложно открываться миру, у них могут отсутствовать сочувствие и эмпатия.
Их поведение похоже на то, что «у ребенка нет совести». Обусловлено это отсутствием фигуры взрослого, который давал бы адекватную реакцию на детские слезы и другие эмоции, а также устанавливал бы границы дозволенного.
Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции, их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения.
В моей дочке долго сидел страх. Любая, непонятная для нее ситуация, — и дочку переклинивало!
Такие дети импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных. Они не умеют терпеть, им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это пугает взрослых.
Это провокационные дети. Они разрушители, но они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» – он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности.
Если с такими детьми сюсюкаться и уступать им во всем – будет хуже. Они устраивают шоу, красивые истерики. Часто взрослые не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже.
Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершать плохие поступки. Часто он делает это умышленно на глазах у окружающих, чтобы о нем узнали. Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут.
У детдомовцев сложности с пониманием границ. Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца. Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, как он сам, имеет массу страхов.
Ему снятся кошмары. Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, не решал его проблемы.
Проблемы
Адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу могут продлиться до 5 лет! Я читала, что год, полтора! У моей дочки адаптация шла три с половиной года! Чтобы сохранить семью, запаситесь массой терпения и любви.
Проблемы с детьми с опытом сиротства бывают разного качества: от «Он все время хамит!» до полного несовпадения правил в новой семье.
Например, ребенок жил с родителями, которые зарабатывали продажей старых вещей с помоек. В новой семье ребенок начинает тащить домой мусор, не реагируя на запреты.
Моя дочка пригласила на свой день рождения кампанию поддатых гастарбайтеров. Хотела сделать приятное новой маме.
Ребенок с опытом сиротства проверяет своих родителей на прочность, чтобы убедиться, что им можно доверять и чувствовать себя в безопасности.
Эти дети прекрасно чувствуют болевые точки родителей и целятся именно туда. Если родитель не выносит хамства и нецензурной брани, ребенок специально будет хамить и материть именно его. Родителям трудно с этим справиться без специальных знаний.
Большинство семей начинают испытывать большие трудности на этапе вопросов гигиены. Кровные дети видят, что родители утром и вечером ходят в душ, чистят зубы, подражают им. Для них это становится нормой.
Приемный ребенок был лишен такой возможности. Навык не сформировался. Приходится запихивать ребенка в душ насильно. Учить ребенка личной гигиене. Контролировать постоянно.
У таких детей могут полностью отсутствовать познавательные, гигиенические или игровые навыки. Но могут быть обширные сексуальные познания. Например, шестилетний мальчик может подойти к маме и сказать: «Я тебя сейчас …» Добавить кучу матюков.
Мнение окружающих о приемных родителях
Главное требование окружающих к приемным родителям: «Вы за него деньги получаете — вот и воспитывайте как положено!»
Суть такая, что люди растят кровных детей без государственных денег и справляются. А приемным платят! Но проблема в том, что деньги мизерные, уходят на лечение и развитие ребенка.
Из кровных неблагополучных семей и детдомов ребята обычно попадают к приемным родителям с болезнями и педзапущенностью.
Приемная семья будет «огребать» от воспитателей детского сада, от учителей школы. Были случаи, когда приемный ребенок приходил в детский сад и жесточайшим образом избивал детей.
В школе у ребенка с опытом сиротства начнутся проблемы с поведением, учебой. Такие дети могут стравливать детей, драться, воровать.
И должно пройти очень много времени, чтобы ребенок выровнялся. А пока это не случится, все это будет «прилетать» приемным родителям.
У приемных детей трудности с обучением. Наверстать школьную программу очень тяжело. Там такие пробелы в знаниях! Я своей дочке в 10 лет читала «Колобок» и «Три поросенка»!
Всем приемным родителям рекомендую при взятии ребенка из детдома вести в школу на класс ниже. По-хорошему, даже на два!
Все ребята из детских домов имеют колоссальное отставание в знаниях. Учить их очень тяжело! Они не приучены делать домашние задания. Посадить и заставить заниматься — трудновыполнимая задача!
Мне часто говорили, что я не умею воспитывать приемную дочь. Ее поведение – показатель того, какая я мать! А мой родной сын просто «подарочный» и исключение.
Это очень тяжело слышать. Многие думают, что имеют право дать совет или задать «особо помогающий» вопрос или «помочь» упреком.
Часто это фраза: «Вы же знали, на что идете». Но родители не знали: одно дело быть информированным, а другое — пережить опыт.
Многие советовали отлупить приемного ребенка, раз не понимает. Детей из детдомов бесполезно бить! Их раньше так били… И ваши шлепки их будут только драконить.
Для них ваши крики и махание ремнем мелодичная песенка! Самое главное для них — внимание родителей, пусть негативное, но внимание. А плохим поведением быстрее всех его получить!
У нас почему-то сложился стереотип, что, если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо.
А на самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата.
Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку.
Дорогие друзья!
Приемным родителям необходима поддержка. Как это можно сделать?
2. Подарить «счастливые часы» в программе «Передышка», когда бебиситтеры остаются с детьми, а приемные папы и мамы могут посвятить это время себе, тем самым справиться с эмоциональным выгоранием
3. Предоставить онлайн помощь репетиторов приемным детям, чтобы ребята не отставали по учебной программе и чувствовали себя увереннее в школе
Источник https://iz.ru/1242363/sergei-gurianov/odno-okno-kto-reshit-semeinye-problemy
Источник https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/mnogopokolennaya-semya-problemy-i-tsennosti/
Источник https://changeonelife.ru/blogs/s-chem-prihoditsya-stalkivatsya/
Источник