viardi.ru Семья Социальные проблемы современного семейного воспитания

Социальные проблемы современного семейного воспитания

Социальные проблемы современного семейного воспитания

Семейные ценности

Воспитание

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.

На чем базируется семейное воспитание

Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.

Задачи семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.

Потакание капризам

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.

Разные поколения в семье

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Семьи группы риска и их особенности

Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.

Стили семейного воспитания

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.

Причины возникновения неполных семей

Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.

Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.

Проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.

Решение проблем

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.

Виды девиантного поведения

Многодетные семьи. Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.

Проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.

Семьи с детьми-инвалидами

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.
Вам будет интересно  Взаимоотношения в семье: особенности различных союзов

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.

Типы работы с неблагополучными семьми

Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

Реферат на тему: Неполная семья как социальная проблема

Реферат на тему: Неполная семья как социальная проблема

Семья является наиболее важной формой организации личной жизни, основанной на супружеском союзе и семейных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство на основе односемейный бюджет. Семейная жизнь характеризуется материальными и духовными процессами. В семье сменяются поколения, в ней рождается человек, в ней продолжается человечество.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания прогрессивной общественной мысли, прогрессивных политиков и ученых, от древних философов до современных реформаторов. Это связано с тем, что семья — это система социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Он находится в движении, изменяясь не только под влиянием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине это одно из важных направлений социальных проблем и один из основных объектов социальной работы.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Семья — особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Его социальный характер и моральные цели во многом определяются объективными условиями социальной системы, в которой он существует. Проблема создания семейного союза, правильного воспитания в нем детей по праву считается актуальной во все времена.

На пути семейной жизни стоит множество проблем, которые в конечном итоге могут наложить свой отпечаток на воспитание детей. Наиболее проблемной и уязвимой с точки зрения образования является неполная семья. Его доля среди других семей достаточно высока. Согласно переписи 2005 года, 4,8 миллиона из 40 миллионов семей, то есть 12% были неполными. Неполная семья — одна из категорий семей, наиболее нуждающихся в социальной помощи. Нарушение нормального строя не фатально, не неизбежно влияет на его образовательный потенциал, но только при добавлении множества других факторов, которые могут усилить или ослабить этот эффект, ряд факторов, переплетаясь, усложняют жизнь неполной семьи.

Семья — важнейший источник социально-экономического развития общества, важнейший институт социализации подрастающего поколения, она производит важнейшее общественное богатство — человека. Важнейшей функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превосходит по своей эмоциональности любое другое воспитание, потому что его проводником является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к родителям. Родительский дом для ребенка — первая, основная и незаменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, формирование основы характера человека, закладывает фундамент человеческих качеств, его отношения к работе, нравственных и культурных ценностей. Семья была и остается важнейшей социальной средой и основой психологической поддержки и образования. Серьезные социально-экономические, духовные и моральные трудности в нашей жизни являются существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. Не всякая полноценная семья — это нормальная среда для полноценного развития и воспитания ребенка. Но тем не менее наличие в семье обоих родителей помогает более успешно решать многие проблемы, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывали специалисты, занимающиеся проблемой неполных семей. Поэтому вопрос о неполных семьях очень актуален, так как в них сосредоточена значительная часть населения, в которых не сложились естественные условия проживания, присущие самой природе семейно-брачных отношений. Это дети без отца (или матери), взрослые, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить с родителями. Такая ситуация не только усложняет материальную сторону жизни большинства из них, но и лишает полноценной духовной жизни, которую мог бы дать счастливый брак, отсюда, в частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполном возрасте. семья и их последующая неудачная семейная жизнь. Вероятность распада брака выше у супругов, воспитанных в неполной семье. В неполной семье будущим супругам не хватает главного — примера брака. Поэтому у детей — будущих супругов и родителей — нет определенной возможности формировать культуру чувств, отношений, характерных для отношений между мужем и женой. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, часто перенимают женский тип поведения или искаженно относятся к мужскому поведению как к агрессивному, резкому и жестокому. А будущие жены, выросшие без отца, хуже представляют идеал будущего супруга, в семейной жизни им гораздо сложнее адекватно понять мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях причин для конфликтов, разводов явно больше.

Семья как социальный институт

Семья — это объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общей жизнью и взаимной ответственностью.

Неполная семья — семья, состоящая из матери-одиночки (отца-одиночки) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенный мужчина) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).

Неполная семья — это небольшая группа с частичными неполными связями, в которой отсутствует традиционная система отношений: мать — отец, отец — дети, дети — бабушки и дедушки.

Современная семья состоит из трех основных структурных компонентов:

  • Родство (сложное) — род родственников с супругами и детьми. Это самый редкий тип семьи в наше время;
  • Ядерная (массовая семья) — состоит из одной супружеской пары. Эта семья автономна, у нее мало детей;
  • Неполная — быстро распространяющаяся модель семейных отношений в современном обществе. Состоит из одного родителя и детей (чаще всего один ребенок).

Что еще понимают под термином семья на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определил семью как небольшую социальную группу, члены которой, опять же, связаны браком или кровным родством, общей жизнью и взаимной моральной ответственностью, а социальная необходимость которой обусловлена ​​потребностью общества в физическом и духовном. воспроизводство населения. Семья — это отношения, через которые и благодаря которым осуществляется воспроизводство человека, социальный механизм этого воспроизводства.

Типы семей

Элементарный — семья из трех человек: муж, жена и ребенок. Такая семья, в свою очередь, может быть: полной (есть оба родителя и хотя бы один ребенок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми или семья, состоящая только из родителей без детей);

Композитная — полная нуклеарная семья, в которой воспитывается несколько детей.

Составную нуклеарную семью, в которой несколько детей, следует рассматривать как соединение нескольких элементарных семей.

Семьи, состоящие из одной супружеской пары, с детьми и без детей с одним из родителей.

Семьи, состоящие из одной супружеской пары, с детьми и без детей с одним из родителей супругов.

Семьи с двумя или более супружескими парами, с детьми и без, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).

Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.

Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).

Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).

В современном обществе наиболее распространены семьи, т.е. нуклеарные, особенно неполные.

В связи с этим состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.

Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за время своего существования, две ее характеристики остались неизменными:

  1. Семья как социальный институт общества. Общество заинтересовано в качестве семьи и организации этого социального института.
  2. Семья как малая социальная группа. Члены семьи на протяжении всей жизни заинтересованы в его организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, поскольку идет процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все аспекты общественной жизни, включая брак и семейные отношения. Меняется и роль семьи в обществе: семья начинает рассматриваться не как производственная единица, а как совокупность функционирования социально-экономических, образовательных, духовных и других факторов.

Семейные функции

Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и человека. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимоотношений между семьей и обществом, с другой стороны, можно проанализировать деятельность семьи. семья как малая социальная группа, и тогда проявляется роль функции как основного компонента стабильности брака.

В зависимости от типа семейство выполняет следующие функции:

  1. Репродуктивная. С точки зрения общества функция деторождения — воспроизводство следующего поколения, производство труда. Сейчас в нашей стране (а, возможно, и во всем мире) идет процесс массового уменьшения количества детей в семье.
  2. Образовательные. Панкова Л.М. говорит, что с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного эпохи данного типа личности с определенным набором личностных качеств, необходимых для реализации. личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания — это весь процесс воспитания ребенка в семье, создание условий для его гармоничного развития, объединение трех поколений в процессе самого воспитания, это — увеличение опыта взросления с учетом традиций прошлого. Семья создает моральную основу для будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок — это социальное явление. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и окружающей среде к ребенку проявляется в опыте и деятельности самого ребенка.. в связи с этим, воспитательную деятельность семьи, прежде всего, создание условий для воспитания ребенка:. материальных основ, эмоциональный фон, духовный мир деятельности по вопросам образования определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с экономическая и экономическая функция.
  3. Экономическая и экономическая функция. В настоящее время экономическая и экономическая функция проявляется там, где вся семья вовлечена в одно производство, где все ее члены заинтересованы в результатах своего труда, где семья становится экономической единицей. Семья связана с распределением богатства. В качестве подфункции здесь можно рассматривать содержание детей, пожилых людей и ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, выполняющий экономическую и экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становясь его подсистемой. Как небольшая социальная группа, выполняющая хозяйственную и домашнюю функции, семья берет на себя часть ответственности общества по обслуживанию населения. Сегодня эта услуга часто осуществляется в семье, внутри семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий ремонт в доме и т. д.). Без реализации этой функции семьей было бы невозможно выполнять какие-либо из этих функций в том виде, в каком они есть сейчас.
  4. Четвертая функция семьи — это функция общения. Функция общения состоит в постоянных эмоционально насыщенных контактах, взаимной поддержке, взаимном доверии всех членов семьи, обеспечении личности психологического комфорта.

Семейное общение — это жизнь самой семьи. Семья не может существовать без общения.

Итак, семья, ее формы и функции напрямую зависят от социальных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Неполная семья как социальная проблема

В человеческом обществе семья — это сложное социальное образование, в котором переплетаются различные формы социальных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции.

Трудно найти другую социальную группу, которая удовлетворяла бы так много разнообразных человеческих и социальных потребностей.

Он представляет собой такую ​​социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого человека, что накладывает отпечаток на все его развитие. Следовательно, семья — это социальная группа, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и в целом со своим существованием. Все это приводит к тому, что в отношении семьи совсем не так просто провести объективное научное исследование. Как отмечает американский социолог У. Гуд, мы слишком много знаем о семье, чтобы изучать ее объективно.

Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире не существует единого типа семьи. Примерно за последние 150 лет институт семьи претерпел значительные изменения, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

На современную семью влияют многие факторы: индустриализация, урбанизация, образование, религия. Множество макросоциальных процессов и изменений в области экономики, политики, права, медицины, педагогики, социологии, психологии и т. д. Семья как фундаментальный институт в структуре общества особенно чувствительна ко всем видам реформаторских изменений в национальном масштабе. (изменение социальных отношений, идеологии, которое привело к изменению сознания многих людей), поскольку их результаты напрямую отражаются на его уровне жизни, его устойчивости и образовательной способности.

Безусловное влияние на трансформацию семьи в современном мире оказали:

  • глобальные тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;
  • социально-экономическое положение.

В результате этих объективных и, по сути, прогрессивных процессов традиционная семья была вынуждена уступить место значительному и предоставить место нестандартным типам семейной жизни и брака.

Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений.

Из всего разнообразия нетрадиционных форм брака и семейной жизни наиболее распространенными сегодня являются люди, живущие одни или с людьми, не являющимися их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и однородные (однополые) половые союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (дети), образовавшиеся после развода, в результате внебрачного сожительства или случайных половых отношений.

Причины возникновения неполной семьи в современном обществе

Неполные семьи — это уже сегодня реальность, на которую трудно закрывать глаза. Их количество не только не уменьшается, но и имеет постоянную тенденцию к увеличению. Причины их образования наиболее полно характеризуют неполные семьи. Они могут быть самыми разными.

В специализированной литературе в зависимости от основных причин выделяют следующие типы неполных семей.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей (часто не компенсируемые последующими браками).

Развод — частая причина неполных семей.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брака и семейных отношений. Сегодня наблюдается уменьшение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, и рост числа разведенных.

Вам будет интересно  Одинокие или семейные: психологи рассказали, кто более счастлив и почему

Среди наиболее частых причин для развода сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская измена, алкоголизм.

Сам развод с запретным, исключительным явлением в прошлом трансформировался и получил широкое распространение. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств.

Неполные семьи, образовавшиеся в результате внебрачных рождений детей, увеличивающиеся в общей доле рождений.

При внебрачных родах семья изначально неполная, ребенка с первых дней жизни воспитывает только мать, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. В этом случае семья является моногорной. И такие семьи называют незаконнорожденными. Количество внебрачных семей с каждым годом растет. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления со стороны моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Кроме того, если раньше рождение внебрачных детей происходило из-за непредвиденных обстоятельств, то к концу 20 века. — начало XXI века. все больше и больше женщин сознательно рожают вне брака, чтобы удовлетворить свои потребности в материнстве.

Неполные семьи из-за смерти одного из родителей (в частности, непропорциональный рост смертности мужчин активного детородного возраста, трудоспособного возраста от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и др.), что приводит к вдовству и сиротству.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, матерей с детьми больше, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность среди мужчин несколько выше, следовательно, вдов больше, чем вдовцов. Вот почему исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит отметить, что в более уязвимом положении находятся вдовцы, а не вдовы. Кроме того, более склонны к повторному браку вдовцы.

Другие неполные семьи или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, деды и внуки), образованные в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывающие наказание родители в местах лишения свободы). свободы) и оформление права опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее часты случаи, когда детей забирают бабушки и дедушки — пенсионеры. Рост неполных семей напрямую связан со сферой брачно-семейных отношений:

  • изменение моральных норм в сфере гендерных отношений;
  • распространение добрачных отношений;
  • изменение традиционных ролей (семьи) мужчин и женщин;
  • семья теряет производственную функцию;
  • неподготовленность молодежи к браку;
  • завышенные требования по отношению к партнеру по браку;
  • алкоголизм и наркомания.

Причины появления неполных семей в предыдущие годы специалисты традиционно связывают с влиянием объективных демографических факторов. Периодически в некоторых регионах возникала определенная гендерная диспропорция, которая предопределяла ситуацию на брачном рынке.

Также учитывалось, что потенциальные женихи часто отставали от сверстников по образовательному и культурному уровню, среди них было много алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически непригодных или непригодных для семейной жизни.

Однако в последней четверти двадцатого века большинство ученых уже отказались от столь узкого видения причин неполных семей, поскольку стало очевидно, что это явление стало глобальной тенденцией, причины которой представляют собой гораздо более широкий спектр причин возникновения неполных семей. факторы.

Тенденция увеличения распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сейчас характерна для большинства развитых стран.

Эти глобальные мировые тенденции захватили Россию немного позже, чем зарубежные страны. В советское время официальная идеология оценивала развод резко отрицательно, и для мужчин из Коммунистической партии развод обычно считался несмываемым пятном в их биографии, которое могло сильно замедлить их карьерный рост (а высокопоставленные чиновники могли даже быть за это снято с должности). Официальная советская мораль также осуждала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины боялись стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться публичному осуждению, будучи приравненными к даме легкого поведения. Существовали и объективные причины, сдерживающие рост разводов и количества неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и нехватка жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги были вынуждены сохранять брак. на долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.

Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать отклонения поведения в семье и браке от нормы. Только в 1980-е годы, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли сделать более свободный выбор стиля семьи и поведения в браке — выбор, основанный на их собственных взглядах и предпочтениях.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, с наступлением перестройки, рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна с энтузиазмом начала впитывать западную популярную культуру, заимствовать западные социокультурные модели и стереотипы поведения. Одним из открытий стали новые идеи о культуре секса, пришедшие с Запада.

Прозападное свободное отношение к сексу, браку и семейной жизни начало распространяться среди россиян, особенно среди молодежи.

Следует также отметить еще одну характерную тенденцию, оказавшую существенное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие супружеские пары в те годы не оформляли свои фактические отношения официальной регистрацией брака в ЗАГСах по чисто экономическим причинам. В середине 1990-х был период, когда из-за сильной инфляции использовалось безналичное обращение (через бартерные операции и т. д.). Это было особенно характерно для села, где заработная плата чаще всего выплачивалась натурой: сахар, уголь и т. д. В те годы многие сельские женщины перестали выходить замуж, потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособия на ребенка как холостые. матери. В отличие от отцовской зарплаты, которую приходилось ждать много месяцев, пособия на ребенка выплачивались реальными деньгами и более регулярно. Фактически, для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, причем не только для детей, но и для взрослых.

Безусловно, Российская Федерация сегодня переживает непростой переходный этап развития, характеризующийся нарастанием негативных социальных явлений, проявившихся в распаде семейных уз. Увеличение количества неполных семей свидетельствует о глубоких потрясениях, которые переживает сегодня российская семья и российское общество.

В последние годы специалисты, особенно демографы, все больше обращают внимание на специфику ситуации в нашем обществе неполных семей.

Так, по статистике с середины 1990-х каждый пятый ребенок в России родился вне брака. Каждый раз таким образом в России снова и снова возникала новая неполная семья. К сожалению, переступив порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить эти тенденции. Статистика показывает, что с начала ХХ века количество разводов увеличилось на 700%. Число неполных семей продолжает сокращаться.

Число неполных семей за последние 10 лет увеличилось более чем вдвое.

Растет число людей, предпочитающих воспитывать ребенка в одиночку, вообще не выходя замуж, путем усыновления или принятия приемных детей, а идея создания неполной семьи становится все более популярной. И неудивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют увеличение количества неполных семей в общем количестве семей в России.

Уязвимость семьи под влиянием различных факторов ставит вопрос о проблемах неполных семей и негативных тенденциях в сфере семейно-брачных отношений, которые не могут дать данное определение для полноценной реализации себя и в развитии общества в целом. во главе исследования.

Последние, из которых выражаются следующим образом:

  1. Снижение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
  2. рост так называемых несерьезных, необдуманных браков;
  3. Непонимание части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
  4. увеличение количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
  5. Увеличение количества абортов и всех связанных с ними последствий;
  6. рост неполных семей, в которых детей воспитывает один из родителей;
  7. Увеличение числа мужчин и женщин, которые не могут вступить в повторный брак;
  8. рост алкоголизма, который сильно подрывает основы семьи и приводит к рождению детей с различными врожденными пороками и аномалиями;
  9. Значительное увеличение числа разводов по этическим и психологическим причинам и причинам сексуальной безграмотности супругов, и, как следствие, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

На мой взгляд, работа с неполной семьей требует создания новых методов решения проблем неполной семьи. В результате своего исследования я выявил типичные проблемы неполных семей и попытался дать рекомендации по улучшению социальной работы с такими семьями.

Социальные проблемы неполных семей

Существует ряд проблем, связанных с неполными семьями, включая социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материальная и финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, и не новый русский, а обычный россиянин со средней зарплатой, такая семья уже малообеспеченная. В неполных семьях эта ситуация усугубляется тем, что, как правило, эта единовременная заработная плата тоже женская. Средняя заработная плата женщин в целом по РФ ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье главный кормилец — мать — чаще всего с большим трудом поддерживает себя и ребенка (детей). И эта ситуация, скорее всего, не изменится в будущем.

Если мать-одиночка находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказывается безработной, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и пособие на ребенка, как правило, оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и овдовевших матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимых расходов на содержание детей.

Кроме того, нельзя забывать, что бедность и бедность — это не только плохое питание, потрепанная одежда, но и постоянное чувство неполноценности. Бедность можно назвать не только социальным статусом, но и особым состоянием психики. Потребности удовлетворены годами, люди привыкают думать только об удовлетворении самых простых потребностей. Бедность ужасна из-за обреченности души. Дети из бедных семей часто идут по пути родителей. Они не покупают туристические путевки, не берут такси и стараются сэкономить даже на общественном транспорте.

Младшие братья носят одежду своих старших, а старшие братья — своих родителей.

Некоторые из них предпочитают покупать килограмм мяса, а не сборник стихов, а другие, наоборот, предпочитают остаться без материальной, а не без духовной пищи.

И в отличие от среднего класса, члены которого имеют проблемы только с удовлетворением дополнительных потребностей, бедные постоянно ищут пути выхода из него, чтобы удовлетворить свои основные потребности.

На первый взгляд справедливость требует, чтобы объективная экономическая уязвимость большинства неполных семей компенсировалась выплатой определенных материальных благ. Однако перед специалистами в области социальной политики в данном случае встает непростая дилемма, решения которой, кстати, еще не найдено и на Западе. С одной стороны, в соответствии с принципами гуманности неполные семьи должны получать определенную материальную поддержку со стороны государства и общества. С другой стороны, создание слишком отдельных привилегий для родителей-одиночек, чтобы облегчить их экономическое бремя, может способствовать развитию в них патерналистского отношения, а также способствовать дальнейшему увеличению числа разводов и росту числа родителей-одиночек. семьи, как это было в начале — середине 1990-х гг. в России. Последнее порождает образование замкнутого круга — экономической ловушки, в которой оказываются как сами неполные семьи, так и государство и общество в целом.

Особо следует отметить, что нецелесообразно относить все без исключения неполные семьи к материально нуждающимся. Некоторые матери-одиночки находятся на грани потери работы, что означает полную бедность, а бывают случаи, когда другие матери-одиночки зарабатывают больше, чем хорошо. Многие матери-одиночки фактически не имеют жилья (и перспектив его получения), а другие в этой части достаточно обеспечены и т. д.

Беспокойство о деньгах — не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и их дети. Другой острой проблемой неполных семей, тесно связанной с предыдущей, является совмещение профессиональных и родительских ролей, а также вопрос распределения домашних обязанностей.

В неполной семье мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие матери-одиночки помимо основной работы стараются подрабатывать.

При этом им, как и всем мамам, приходится заниматься домашними делами, причем не в привычном женском размере, а в двойном — себе и отсутствующему в доме мужчине (если только взрослые дети не принимают участие по дому).

Таким образом, в случае, если мать-одиночка не получает помощи ни от родственников, ни от отца, ей крайне сложно работать при полной или даже двойной занятости и при этом выполнять двойные обязанности по дому, а также как двойные обязанности по уходу и воспитанию. для ребенка (детей).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять отпуск по болезни для ухода за ребенком, а дети часто остаются без лечения. Педиатры, изучающие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей, по некоторым экспертным оценкам, болеют в 1,7 раза чаще и дольше. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях в 2 раза выше, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях. Статистически значимыми являются частота вредных привычек в неполной семье (курение, употребление алкоголя), социально-бытовых и жилищных беспорядков, несоблюдение гигиенических норм жизни, отказ от обращения к врачу при болезни детей, самолечение., так далее.

Среди проблем неполной семьи особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми один из родителей отсутствует.

Традиционно главным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и заканчивая формированием зрелого человека, была и остается семья. Уже по сложившейся структуре семей, по распределению ролей, по преобладающей в них атмосфере можно во многом судить как об обществе, так и о государстве в целом. Семья — это то волшебное зеркало, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и национальности.

Дети из неполных семей остро нуждаются в определенном социальном статусе, они хотят иметь обоих родителей.

Когда отношения распадаются, родители часто занимают противоположную позицию в воспитании детей, что, несомненно, влияет на детей.

Позиции родителей в воспитании могут существенно различаться, что заставляет ребенка чувствовать себя растерянным и неполноценным. оба родителя значимы для него.

Трудности в существовании неполной семьи

Шесть самых распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

  1. Чрезмерная опека, когда ребенок и связанные с ним проблемы выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (преувеличенные формы любви). Чрезмерная защита — одна из форм родительской деформации.
  2. Отстраненность матери от самого процесса воспитания и чрезмерное внимание к материальной заботе о ребенке. Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все больше и больше. она уже не в состоянии выполнять возрастающие требования, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
  3. Воспрепятствование контактов ребенка с отцом, до упорного искоренении качеств, унаследованных от него, что из-за враждебности матери к ее бывшему мужу.
  4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся либо в приступах чрезмерной любви, либо во вспышках раздражения.
  5. Стремление матери сделать ребенка примерным, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится надзирателем над домом. Ребенок либо становится пассивным, либо вовлекается в жизнь уличных компаний.
  6. Отчуждение матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, превышения примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок, недружелюбного отношения к ребенку, и до крайних случаев: материнский алкоголизм, распущенность в сексуальных отношениях, проституция. и другие формы асоциального поведения.
Вам будет интересно  Созависимые отношения

Зарабатывая на детей, мать-одиночка также вынуждена лишать их семейного общения и совместной деятельности. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери приводят к снижению качества семейного воспитания. В то же время следует отметить, что большинство российских мужчин практически не участвуют в воспитании брошенных детей.

Согласно опросам общественного мнения, среди подростков, живущих после развода родителей с матерью, лишь около 34% мальчиков и 19% девочек часто общаются с отцом, который не живет с ними; 41% и 56% соответственно редко видятся и иногда разговаривают по телефону, 23% вообще не видятся. Среди рожденных вне брака практически никто не общается с отцом.

При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч скорее являются дети, а бывшие мужья чаще всего не проявляют никакого интереса.

Различные социально-психологические аспекты проблем неполных семей как института воспитания и социализации детей исследовали в своих работах С. И. Гунгер, И. Е. Калабихина, И. М. Марковская, М. С. Мацковский, А. Г. В. С. Торохтий, В. С. Харчев и другие.

У истоков отечественных научных исследований по педагогическим проблемам семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт.

Традиция одиноких отцов фактически только начинается сегодня. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативные судьи, даже несмотря на букву закона, которая требовала руководствоваться в первую очередь интересами ребенка, почти всегда отдавали детей на попечение матери. Если ребенок передавался на воспитание отцу, то только в порядке исключения — например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.

Эта традиция постепенно начинает уступать место. Появился существенный фактор, способствующий этим изменениям — экономический. В России постепенно формируется средний класс: по оценкам социологов, сегодня он может включать около 20% населения. И в случае разводов в этих обеспеченных семьях главные добытчики — мужчины все чаще начинают заявлять о своих правах на воспитание детей. Некоторое время назад даже была создана Всероссийская ассоциация защиты детства и отцовства, представители которой приводят в пример положительный опыт отцов-одиночек в западных странах и настаивают на том, что при передаче ребенка следует отдавать предпочтение отцу. на воспитание одному из разведенных родителей. В России процент неполных семей, возглавляемых отцами, по-прежнему очень низок.

Судя по всему, русских мужчин пугают не только материальные и бытовые проблемы, но и причины социокультурного строя, и прежде всего то, насколько неоднозначно общество сегодня воспринимает родителей-одиночек.

В современном обществе, где большинство людей по-прежнему придают большое значение браку, многие родители-одиночки, как в России, так и на Западе, часто чувствуют себя униженными. Многие эксперты отмечают, что неполные семьи как на Западе, так и в России имеют серьезную социокультурную проблему: в отсутствие помощи в воспитании детей от другого взрослого многие родители-одиночки чувствуют себя отчужденными, то есть отрезанными от общества и возложенный на них долг кажется им непосильным.

Эксперты отмечают, что в целом и отцам-одиночкам, и матерям-одиночкам присущ ряд общих черт: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократичный стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при повторном браке. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Отцы-одиночки получают больше помощи от друзей и семьи, но их круг общения более ограничен, чем у матерей. В то время как матери-одиночки изо всех сил стараются развить в своих детях чувство дисциплины, отцы обеспокоены отсутствием эмоциональной близости со своими детьми, особенно с дочерьми. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности разного порядка, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и некоторой компенсации. из-за отсутствия материнского или отцовского влияния.

Особую потребность испытывают неполные семьи, в которых подрастают дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети с ограниченными возможностями, так как в целом они в большей степени зависят от социальной поддержки со стороны государства. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то у женщины нет возможности улучшить материальное благосостояние, ей приходится жить на пенсию по инвалидности и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком при отсутствии посторонней помощи, разрушение сферы госуслуг не позволяет женщинам проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение в их выборе и формировании поведения имеет материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание детей и уход за детьми своей главной миссией и омрачают профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и часто работа на двух работах отрывает мать-одиночку от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Таким образом, затраты на воспитание в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченности материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Еще одна проблема неполных семей — проблема их функционирования как института воспитания и социализации детей. Следует предположить, что затраты на воспитание детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Особый образ жизни семьи с одним родителем ощутимо влияет на образовательный процесс. Отсутствие в семье одного из родителей может быть причиной неадекватного, неудачного воспитания детей. В неполных материнских семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях в будущей семейной жизни. Точку зрения о косвенном влиянии фактора отсутствия отца на учебный результат поддерживает и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшин.

У ребенка формируются стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь той моделью, которую для него представляют взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах до конца не изучено, наиболее ярко оно проявляется в семейных отношениях. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и характеристики, которые не присущи социальной роли женщины. Само по себе жесткое определение этих ролей может иметь отрицательный эффект, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (особенно если она стала таковой на ранних этапах социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен примера того, как мужчина и женщина должны себя вести в различных ролевых ситуациях, следовательно, в будущем, в собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункции и конфликтам и, возможно, также к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи между бедой распадающейся молодой семьи и бедой семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная гендерно-ролевая социализация.

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; в любом случае их легче решить, чем социально-психологические проблемы, которые присутствуют во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, особенно детей.

В настоящее время широкое распространение получила новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибели родителей малолетних детей, нахождения родителей в местах лишения свободы, лишения свободы. их родительские права, пьянство — чаще всего это то, что заставляет поколение бабушек и дедушек брать внуков на содержание и воспитание. У таких семей, конечно, низкий уровень доходов; ряд трудностей вызван плохим самочувствием пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неспособностью адаптироваться к реалиям нашего времени: к сожалению, иногда они не могут использовать свой авторитет, способность контролировать ситуацию, следовательно, дети часто демонстрируют девиантные формы поведения.

В целом, совмещая все вышеперечисленное, такие семьи сталкиваются с определенными трудностями (психическими, правовыми, материальными проблемами) в реализации образовательных функций); деформация бытовых, досуговых и других социальных функций. Их последствия довольно серьезны. Ухудшение психологического климата в обществе, связанное с ростом преступности, алкоголизма, наркомании, приводит к тому, что неполная семья перестает быть психологическим убежищем от социальных катаклизмов. Из-за резкого падения реальных доходов большинство неполных семей не выполняют функции экономической защиты семьи, что влечет за собой психологическое напряжение со стороны родителей. Исследования показывают, что криминализация общества в определенной степени зависит от бедности и обнищания населения.

Но, несмотря ни на что, неполная семья хоть и сталкивается с рядом объективных трудностей, тем не менее имеет достаточный потенциал для полноценного воспитания детей. Родителю, который в силу обстоятельств оказывается главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности возникшей ситуации и не позволять им приводить к негативным последствиям. Опыт многих благополучных неполных семей показывает, что это возможно.

Другой существенной проблемой неполной семьи является отсутствие информации о том, где неполная семья может получить помощь в случае возникновения сложной ситуации.

Человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, необходимо знать обо всех видах поддержки. Ведь на начальном этапе клиент сам решает, куда и к кому обратиться. Поэтому PR-технологии в социальной работе могут быть очень эффективным методом распространения информации о любом центре социальной помощи.

Люди всегда узнают банк, ни с чем не спутают больницу. Логотип, цвет, общий стиль оформления, дресс-код сотрудников позволят службе социальной защиты выделиться среди других государственных структур. Создав корпоративный имидж, закрепив этот образ в сознании людей, исчезнет вопрос недостаточной информации, о том, где, например, можно проконсультироваться по проблеме неполных семей.

Заключение

В ходе проделанной работы я познакомился с типичными проблемами неполной семьи в современном обществе. Нашел подтверждение этих проблем в исследовании. Он дал свои рекомендации по работе с неполной семьей. И он пришел к выводу, что семья как социальная группа, в которой происходит множество процессов и которая выполняет определенные функции, исторически развивается. Семья всегда менялась под воздействием различных факторов. Претерпевая все новые изменения, семья предстает в разных формах. Одна из таких форм — неполная семья.

Неполная семья — это форма семейной жизни, которая все чаще встречается в современном мире. За последние двадцать лет количество неполных семей увеличилось. Все больше и больше детей рождается вне брака. Эта тенденция негативно сказывается на уровне жизни населения в целом. Члены неполных семей нуждаются в защите и постоянной поддержке. Государство разрабатывает новые способы решения этой проблемы. Создание специальных институтов, разработка различных программ, постоянная деятельность специалистов по социальной работе в поисках решения проблем неполной семьи обеспечивают максимальную поддержку членам неполной семьи. Именно специалист по социальной работе призван помогать нуждающимся категориям населения, к которым принадлежит неполная семья.

Проведя эмпирическое исследование, я попытался предложить новые пути решения проблем неполных семей, которые должны максимально улучшить положение семьи в обществе и закрепить статус семьи как одного из важнейших институтов общества, без которого невозможно дальнейшее развитие общества немыслимо.

Семья как социальная группа, в которой происходят определенные процессы и которая выполняет определенные функции, исторически развивается. Неполная семья — это форма семейной жизни, получившая довольно широкое распространение в нынешнем отрезке истории человечества. И это исторический факт.

Хорошо это или плохо — об этом можно судить по-разному. С точки зрения экономической безопасности государства распространение неполных семей влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку, поскольку значительная часть неполных семей на практике оказывается малообеспеченной и нуждается в мерах материальной поддержки. Есть и другие проблемные аспекты, в частности, значительная доля асоциальных неполных семей, слабая защищенность одиноких матерей на рынке труда, теоретически более низкий образовательный потенциал семьи с одним родителем и т. д.

С другой стороны, в условиях нынешнего демографического спада рождение каждого ребенка — несомненная польза для будущего государства и общества. Российское общество сегодня стремительно стареет. По прогнозам Минэкономразвития РФ, численность постоянного населения в России в 2007 году уменьшится на 700 тысяч человек. К началу 2020 года численность населения, по данным Росстата, составит 136,2 миллиона человек, что на 7,3 миллиона меньше, чем в 2005 году; численность трудоспособного населения уменьшится на 13,6 млн человек. По мнению председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, это может нанести серьезный удар не только по экономике, но и создать опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире. Распространенное мнение о том, что неполные семьи не всегда благотворно влияют на развитие ребенка, остается спорным. Современная наука с помощью множества данных опровергает точку зрения, согласно которой именно тот факт, что только один родитель является причиной различных отклонений в развитии детей. Напротив, есть свидетельства того, что иногда это даже положительно.

В этом отношении убедительными кажутся слова журналиста Н. Нестеровой: Есть, например, глубоко укоренившееся представление о том, что в семье, где мать одна воспитывает сына, мальчик растет инфантильным. Мама-одиночка согревает сына в тылу. А потомство рождается с пышным букетом инфантильности. Уверен, что всегда найдется кто-то, кто решит проблемы (начальство, жена, государство). Но это ерунда! Посмотрите вокруг и запомните историю. Как началась Первая мировая война — через революции, коллективизацию, репрессии, Вторую мировую войну, освоение целинных земель — кто воспитал мальчиков и девочек?

Мать. Ну и что? Мы общество с опросами инфантильных мужчин? Ничего подобного! Они будут меньше пить, им вообще не будет цены. Только мать-одиночка способна вырастить настоящего защитника и борца — мальчик видит, как тяжело матери, и стремится подставить плечо. Он лучше поймет свою жену, избежит многих семейных конфликтов.

Поэтому нельзя категорически заявлять, что желание женщины родить и вырастить ребенка в одиночку безрассудно, легкомысленно и пагубно. Семья имеет право на любой образ жизни, на любое семейное поведение (кроме уголовного). Кроме того, нельзя забывать, что не все неполные семьи образуются в результате выбора женщины. Часто это происходит в результате независимых обстоятельств — смерти супруга, развода и т. д. Вот почему также некорректно спорить и морализировать на тему, что неполная семья является признаком разрушения института семьи и брака., с нашей точки зрения. Неполные семьи сегодня — это факт жизни. Нам нужно думать о том, как помочь им выжить, более эффективно развиваться и постараться минимизировать их количество.

Список литературы

  1. Башкирова Н. Решение проблем неполных семей / Н. Башкирова. — М: Наука и технологии, 2008.
  2. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологическое исследование, 2002.
  3. Крейг Г. Неполная семья как социальная проблема / Крейг Г., Бокум Д. — СПб.: Питер, 2005.
  4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизни: учебник / П.Д. Павленок. — М.: Дашков и Ко, 2005.
  5. Панкова Л.М. Мужчина и семья: Философский анализ формирования культуры брака и семейных отношений: Дис. доктора философских наук / Панкова Л.М. — СПб, 2005.
  6. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова, 2008.
  7. Сысенко В.А. Разводы / Социологическое исследование, № 2.1997.
  8. Федеральный закон Об основах государственной поддержки семьи.
  9. Фролова И.П. Философский словарь — М., 1984.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник https://detki.guru/vospitanie/sotsialnye-problemy-semejnogo-vospitaniya.html

Источник https://www.evkova.org/referat-na-temu-nepolnaya-semya-kak-sotsialnaya-problema

Источник

Источник

Похожие статьи

Преимущества получения первого займа без процентов

Преимущества получения первого займа без процентовПреимущества получения первого займа без процентов

В мире финансовых услуг существует множество возможностей для получения займа или кредита. Одним из наиболее привлекательных вариантов для новичков в этой сфере является первый займ без процентов. Главные преимущества первого

Пожелания благополучия в семьеПожелания благополучия в семье

Пожелания благополучия в семье ​Прямых дорог и ​Сегодня желаем вам ​в горшочке или ​пришла малютка-дочь.​Победить беду — ненастье.​тепла,​с открытой душой​всего внимание. Иногда маленький кактус ​В наш мир ​счастья,​только счастья и