viardi.ru Семья Взаимодействие ДОУ с семьей

Взаимодействие ДОУ с семьей

Содержание

Взаимодействие ДОУ с семьей

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Взаимодействие ДОУ с семьей

Взаимодействие ДОУ с семьей

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

Материал по теме:

  • Нравственное воспитание детей в детском саду
  • Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей
  • Физкультурные занятия в детском саду

В связи с таким положением появился термин “семьи группы риска”, которые нуждаются в особой поддержке.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ.

Семья и значение семьи в жизни ребенка

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с детским садом, изучаются дошкольной педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Содержание работы педагога с родителями в ДОУ

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: “Как поступить в том или ином случае?”.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ. Например, если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), проводить открытые просмотры детского творчества.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, такие темы: “Знаете ли вы своего ребенка”, “Воспитание послушания у детей”, “Методы педагогического воздействия” и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, “чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами”. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа “доклад”, “мероприятия”, “повестка дня”, “явка строго обязательна”. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями (таких, например, как социологические срезы, опросы, “Почтовый ящик”) являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”, “По результатам года”.

Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют для родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения

проблемы

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, о чём свидетельствует проведённое 23 апреля 2013 года заседание в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждали самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ.

Вам будет интересно  Одинокие или семейные: психологи рассказали, кто более счастлив и почему

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно. Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы дошкольного образования:

Проблемы в области финансирования

  • недостаточное оснащение детских садов,
  • устаревание материально-технической базы,
  • невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

Проблемы с педагогическими кадрами

Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.

Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

Перегруженность детских садов

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Проблемы с организацией питания

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

Проблемы с взяточничеством

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.

В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения. консультация на тему

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.

Кузнецова Вера Васильевна-

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 муниципального образования город Армавир

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.

3. Гарантии права ребенка на получение образования закреплены :

  • Конституция Российской Федерации .
  • Закон Российской Федерации «Об образовании», а в проекте нового закона предполагается ,что дошкольное образование для детей 5- 7 лет станет первым ступенью образования .
  • ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от24 июля 1998г.
  • ФЗ № 181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.

4. Традиционно наиболее эффективной моделью , которая обеспечивает полноценное развитие дошкольника , по праву признаётся детский сад.

5. В тоже время данные ежегодного мониторинга охвата детей 5-7 лет дошкольным образованием позволяют констатировать: 21% детей не посещают ДОУ.

Причины, по которым это происходит , разнообразны :

  • Удалённость детского сада от места проживания-45%.
  • Несостоятельность родителей по оплате ДОУ -18%.
  • Социальное неблагополучие семьи -7,5 %.
  • Религиозные убеждения родителей – 2,3 %.
  • Недопонимание родителей роли ДОУ в подготовке детей к школе-19%.
  • Состояние здоровья детей-7%

6. В нашем городе создана система мониторинга, определяющая динамику состояния доступности услуг, качества дошкольного образования:

В 2011 — 2012 учебном году функционируют 83 группы кратковременного пребывания, которые 921 ребенок дошкольного возраста. Дополнительным образованием в дошкольных образовательных учреждениях охвачено 1694 ребенка( кружковая работа, секции, консультативные пункты) .

7. Вместе этого недостаточно. Внедрение таких альтернативных форм работы, как частные детские сады, лекотеки, гувернерская служба, консультативные пункты при ресурсных центрах, группы семейного воспитания, кратковременного пребывания, адаптационные группы , патронаж на дому помогут решить поставленные задачи.

8.С 2011 учебного года в МБДОУ № 37 наряду с группами общеразвивающей направленности открыты группы компенсирующей направленности , которые посещают дети с ОНР,ЗПР,РДА.

Альтернативные услуги, обеспечивающие доступность дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

9.Для выполнения социального заказа общества –создание различных

форм организации предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ дающей равные стартовые возможности при поступлении в школу и оказания альтернативных услуг, обеспечивающих доступность дошкольного образования для детей не посещающих детский сад наше дошкольное учреждение предоставляет следующие вариативные формы работы :

1. Группа семейного воспитания .

2.Группа кратковременного пребывания для детей с синдромом раннего детского аутизма.

3.Адаптационная группа для детей раннего возраста.

4.Консультативный пункт для родителей и детей , не посещающих ДОУ с проблемами в развитии .

5.Патранаж детей на дому в силу серьёзных заболеваний.

10. Создание инклюзивной модели в ДОУ– группы семейного воспитания позволяет сделать услуги дошкольного образования более разнообразными и доступными для населения , а также увеличить количество детей, получаю-щих качественное образование.

11.Конечно введение такой модели не может быть массовой, но мы уверены , что она вызовет интерес у некоторой части многодетных, молодых семей и родителей , чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.

На базе нашего детского сада комбинированного вида № 37 г. с 2010 г. открыта группа семейного воспитания .

12.В нашем учреждении воспитателем группы семейного воспитания является прекрасная мама одиннадцати своих детей . Группу семейного воспитания посещают 4 ребёнка дошкольного возраста от 2 до 6 лет.

Немаловажно, в каких условиях осуществляется работа группы семейного воспитания. Поэтому перед открытием группы, комиссией , в состав которой входит представитель управления образования были обследованы жилищно-бытовые условия семьи в помещении собственного дома. В ходе проверки было установлено, что для открытия данной группы в доме созданы соответствующие условия для открытия группы : есть комнаты для игр, для отдыха, для занятий с детьми.

13. Многодетная мама была принята на должность воспитателя, прослушав педагогические курсы, после чего установили порядок взаимодействия семьи и ДОУ. Далее старшей медицинской сестрой – была проведена работа с мамой – воспитателем по составлению меню для группы семейного воспитания на каждый день , хранению и приготовлению блюд. Дом , где живёт семья расположен на не большом расстоянии от территории детского сада .У родителей имеется транспорт . Семья ежедневно получает продукты питания по меню-требованию.

14.Особо ценно при выборе такой формы то, что дети спят , играют, принимают пищу в привычной для них обстановке – дома ,а на занятия по выбору мамы – педагога ходят в детский сад по определённому графику; посещают музыкальные занятия и вечера развлечения, проводимые в ДОУ. Дополнительно дети посещают художественную и музыкальную школы.

Организация группы семейного воспитания предоставляет маме возможность заниматься воспитанием детей, сохраняя при этом трудовой стаж , заработанную плату и отпуск, больничный лист по уходу за ребёнком.

15.Любой педагогический коллектив детского сада должен направлять свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах.

16.Одной из форм такой поддержки семьи с 2011года стала организация городского клуба «Семейное счастье» на базе нашего детского сада. Родители таких же групп семейного воспитания детских садов города общаясь друг с другом и специалистами смогли получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Основная цель клуба : объединение профессиональных усилий педагогов и родителей для помощи семьям воспитанников в их развитии.

17.Следующей формой предоставления альтернативных услуг в нашем ДОУ является группа кратковременного пребывания для детей с синдромом Раннего детского аутизма, открытая с 01.09.2011года.

Посещают эту группу дети, прошедшие обследование в ПМПЦДиК города , и получившие путевку УО в данную группу ,в возрасте от 3-х до 7 лет по индивидуальному графику 3 раза в неделю.

Вся деятельность этой группы направлена на создание условий для реабилитации ребёнка и предполагает коррекционно-развивающую работу по исправлению нарушений.

Работа в рамках этой группы максимально сориентирована на сопровождение и помощь ребёнку и направлена на его успешную социализацию в настоящем и будущем, что является его основной целью .

18.Коррекционная работа с ребенком проводится учителем- дефектологом и воспитателем и сочетается с задачами развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальными особенностями .

Отслеживание результатов производится в течение года и состоит из трёх основных этапов : диагностического, промежуточного, и этапа определения конечных результатов в конце учебного года.

19.Следующей (альтернативной услугой) вариативной формой работы в нашем учреждении по результатам социально- педагогического исследования была выделена такая модель группы кратковременного пребывания,как адаптационная группа для детей ясельного возраста, дети которой в последствии будут посещать наше дошкольное учреждение. Организация такой группы предполагает следующие услуги: адаптация к условиям детского сада , консультации для молодых мам, мини занятия.

Адаптационная группа для детей ясельного возраста, открыта с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 1,0 года до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад.

20.Условия пребывания: в музыкальном зале , группе (и) или на прогулке.

Время посещения: совместное (и) или раздельное пребывание детей и родителей в фиксированное время. Помимо этого в этой группе работают педагоги ,которые будут воспитывать и обучать этих детей в обычной группе. Практика показала , что до 85% детей после посещения подобных групп переходят в постоянно действующие группы детского сада .

Период работы группы: в течение марта- октября календарного года.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в адаптационной группе определяется основной общеобразовательной программой ДОУ аи индивидуальными особенностями воспитанников. На каждого ребенка заводится лист адаптации, где воспитатель с мамой и старшей медсестрой отмечают отрицательные и положительные моменты в поведении ребенка.

Положительный опыт работы этой группы позволит в будущем проектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания его в дошкольном образовательном учреждении.

21.Сегодня обратиться за помощью к специалистам ДОУ могут родители детей , не посещающих детский сад. Это стало возможным в связи с открытием консультативного пункта на базе МБДОУ с сентября 2011года.

  • Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
  • Консультативный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

В нашем консультативном пункте можно получить бесплатную консультацию опытных специалистов: педагогов, психолога, учителя- логопеда, учителей- дефектологов, старшей медицинской сестры , старшего воспитателя по различным проблемам воспитания, развития и обучения ребенка. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в Консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов.

22. Цели создания консультативного пункта — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

23.Основными задачами консультативного пункта являются:

  • — оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • — оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • — оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • — проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • — обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

24. Порядок работы консультативного пункта осуществляется, согласно графика: 2 раза в неделю. Примерное время одной консультации 30 минут.

Результаты педагогической диагностики являются фундаментом всей последующей консультативной и методической помощи, при этом особую ценность имеет совместное (педагоги + родители) наблюдение за ребенком, заполнение индивидуальных карт, обсуждение планов дальнейшего индивидуального развития.

Практика показала , что встреча родителей со специалистами и включение в живой процесс « ребёнок- родитель-специалист» в условиях комфортной ситуации оказываются наиболее полезной для родителей , которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение. Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей как правило , возникает потребность во второй и в третьей встречи. Поэтому основная задача консультативного пункта заключается в умение поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком , в формировании практических навыков, в получении своевременной и достоверной педагогической информации.

25. В соответствии ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г ст.18 (С изменениями от 22.12.2008г.) предусмотрено, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

26. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

27. На основании письма Министерства образования и науки РФ № АФ-150/60 от 18 апреля 2008г «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами».

  • Развитие интегративного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Необходимо развивать процесс интеграции детей в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
  • Немаловажно создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей в ДОУ.
  • Далее , формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и(или) физического развития.
  • 28. Обеспечить комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его пребывания в ДОУ.
  • Необходима специальная подготовка педагогического коллектива , обеспечивающего интегрированное образование.
  • А также, проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.
  • Итак, развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.

29. Невозможность посещения ребёнком- инвалидом дошкольного учреждения в силу специфики основного заболевания натолкнуло коллектив детского сада при содействии УО и ПМПЦДиК на мысль оказания . в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду.

Услуга для детей и родителей «Патронаж на дому» организована для детей от 3 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, комплексной поддержки родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка – инвалида.

Вам будет интересно  Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения

Особенно необходим индивидуальный режим работы с каждым ребенком и индивидуальная программа его развития (выбор занятий , которые оказываются ребенку дома и в детском саду). Если имеется запрос родителей на какие-либо занятия , которые педагог не может оказать в домашних условиях (музыкальные занятия, т.д.), то для ребенка составляется режим посещения этих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении в те часы, когда данное занятие проходит в группе, соответствующей его возрасту (или индивидуальному развитию).

В нашем детском саду педагог- психолог и учитель- дефектолог оказывают помощь 3 детям-инвалидам , в возрасте от 3 лет до 6 лет 2 раза в неделю .

ПМПКДиК даны рекомендации о психолого-педагогической коррекционной работе с ребенком (вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).

Разработан индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

30. Также, педагогами учреждения разработана система работы с семьей :

– ознакомление родителей с результатами диагностики (наблюдений) за развитием ребенка; – участие в составлении индивидуальных программ (планов) развития; – ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка; – обучение родителей конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности.

Необходимо отметить, что решить поставленные задачи, возможно только при условии слаженной работы администрации города, управления образования, центра развития образования, социальных служб города и дошкольных образовательных учреждений.

Итак , мы считаем что предлагаемые нами вариативные формы работы в ДОУ и оказываемые виды услуг, являются альтернативными для ДОУ и обеспечивают доступность дошкольного образования

  • увеличить охват детей дошкольным образованием на 10%;
  • повысить качество дошкольного образования;
  • обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу;
  • развивать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками;
  • развивать сеть образовательных учреждений , удовлетворяющих требованиям безбарьерной среды.

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке

Библиографическое описание:

Гимазетдинова, Э. Я. Актуальные проблемы дошкольных учреждений в XXI веке / Э. Я. Гимазетдинова, З. Р. Мингазова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1370/ (дата обращения: 30.01.2021).
Проблемы современных детских садов знакомы всем. Не только людям, у которых есть дети, посещающие подобные заведения, но и другим гражданам, которые видят внешний облик современных детских садов [1].

Во всех регионах России, он, как правило, легко узнаваем — это стандартное двухэтажное здание, с детской площадкой еще с советских времен, включающей в себя железные горочки, лесенки, ржавые качели. Все это строилось на века, и служит верную службу многим поколениям.

И ни для кого не секрет, что нехватка мест в детских дошкольных учреждениях является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем. На начало 2010 года в очереди в детские сады в России стояло 1млн. 684 тыс. детей [2]. В эту очередь записываются сразу после рождения ребенка. Однако, значительная часть очередников своей очереди так и не дождутся, пойдя в начальную школу. И вполне оправданно считать, что одной из причин, по которой молодые семьи откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком, также является нехватка мест в детских садах.

Эта проблема в России, обсуждается уже не первый год. Каждый год мы слышим от чиновников разных уровней обещания сдвинуть ситуацию с места, однако кардинальных изменений в этой сфере жизни ни горожан, ни сельчан не наблюдается, число детей, ожидающих своей очереди, чтобы попасть в дошкольное образовательное учреждение, не опускается ниже отметки в 20 тысяч.

Не менее острой уже много лет остаётся и проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений. Нехватка воспитателей и помощников воспитателей объясняется просто – низкая заработная плата. Например, в России няня (на официальном языке, помощник воспитателя), зарабатывает 4 400 рублей [3]. Минус 13-процентный подоходный налог. Воспитатели получают больше, но и их заработная плата практически не выходит за пределы семи тысяч рублей.

Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений призван решить переход детских садов на новую форму работы, когда теоретически руководители смогли бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Однако практически единственным возможным путем получения данных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ляжет на плечи все тех же родителей.

Еще одним важным аспектом является низкое финансирование самих дошкольных учреждений. Как известно, в Федеральном Законе от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципалитеты наделяются полномочиями по организации детского дошкольного воспитания. Но на практике бюджетная обеспеченность распространяется лишь на текущие расходы.

По-прежнему в детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. Доступ в Интернет есть у 77 % детских садов в Москве, в других крупных городах цифра колеблется от 44 до 62 %, а в селе доступ в сеть есть лишь у 18 % дошкольных учреждений (таблица 1) [4].

Материальная обеспеченность детских садов (в процентах), по состоянию на 2011 год,

в целом по Российской Федерации

Город, %Село, %
Пищеблок10096,5
Медицинский кабинет10080
Музыкальный зал95,778,8
Бассейн123,5
Кабинет для занятий с логопедом6037,6
Выход в интернет5018,5

Единственным решением проблемы нехватки мест является создание дополнительных мест в детских садах. Для этого намечены такие мероприятия, как: открытие новых групп в незадействованных помещениях школ, возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям, строительство новых детских садов, открытие домашних детских садов.

Также одним из элементов решения выше обозначенной проблемы является упорядочивание самой очереди в детские сады. Родители часто записываются не в один, а два или три детских сада в надежде, что где-то очередь подойдёт быстрее. Нередки и случаи, когда родители устраивают свое чадо в детский сад «вне очереди», оказав те или иные «услуги» руководителям дошкольных учреждений. Принципиально решит данную проблему, на наш взгляд, электронная очередь. Когда списки стоящих в очереди будут публиковаться на официальном сайте органов местного самоуправления с возможностью контроля со стороны гражданского общества.

Таким образом, несмотря на определенные положительные сдвиги в данном направлении, нехватка мест в детских садах и их кадровое наполнение остается одной из острых проблем на сегодняшний день. И кардинально изменить ситуацию, на наш взгляд, смогут мероприятия, имеющие свой основной жесткий общественный контроль, как например, создание электронной очереди.

1. Проблемы детских садов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: muz4in.net/news/problema_detskikh_sadov_v_rossii/2010-12-09#axzz1

2. Богородский городской информационный интернет-портал: Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // gorodbg. ru/novosti-v-mire/problema- nehvatki-mest-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah

3. Сайт Брянского регионального отделения политической партии «Единая Россия»: Детские сады – детям! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: erbryansk.ru/dctskie-sady-detyam-2/

4. Официальный сайт Российской газеты: Детским садам не хватает финансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/2011/10/14/detsad-site.html

5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф.»

Основные термины
(генерируются автоматически)
: детская, нехватка мест, Россия, сад, заработная плата, местное самоуправление, очередь, проблема, учреждение, электронная очередь.

Проблемы дошкольного образования: поиск решений

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

Взаимодействие семьи и детского сада

gal0208 6 СемьяГалина Ростиславовна Сальникова 01.12.2017 5 27.8k

родительское собрание

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Теоретические аспекты работы с родителями в ДОУ

Цель взаимодействия с родителями, поставленная ДОУ, всегда будет глобальной и отличающийся от целей, которые ставит каждый воспитатель при личной взаимосвязи с родительской общественностью. Общей целью для всего учреждения является формирование общего пространства «детский сад — семья». А цель каждого отдельного мероприятия с родительской общественностью (собрания, открытого занятия и т. п.) подбирается воспитателем самостоятельно исходя из потребностей и нужд родителей и общего плана занятий.

Целью первого родительского собрания может быть установление тесного взаимодействия с родительской общественностью или адаптация детей к условиям ДОУ.

Задачи

Задачи всего учреждения также отличаются от задач, которые ставит себе каждый воспитатель при взаимодействии с родителями, но не противоречат друг другу. Наиболее приоритетными задачами всего ДОУ являются:

Заинтересовать родительскую общественность жизнью детского сада и группы путём использования различных форм взаимодействия.

Сформировать такую среду, в которой динамично развивающийся ребёнок будет чувствовать себя комфортно и продолжать успешно развиваться.

Организовать непрерывное высокопрофессиональное психологическое сопровождение образовательного процесса и при необходимости оказывать семье ребёнка психолого-педагогическую поддержку.

Создать условия для трансляции родителям знаний в области социализации, охраны и укрепления здоровья, правильного развития и обучения детей.

До прихода в детский сад круг общения ребёнка весьма ограничен. В момент, когда малыш приходит в детский сад, перед ним распахивается целый новый мир общения и игр. Этот мир резко отличается от того, к чему ребёнок привык дома.

Круг общения ребёнка до прихода в детский сад

Ребёнка окружают близкие люди, на прогулке он знакомится с другими детьми, но это только начало социализации

Именно поэтому нужно активно и правильно поддерживать ребёнка во время адаптации к детскому саду. Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом. Вторая задача — второй этап — плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка — игра. Он учится играть и, играя, учится. Третья немаловажная задача — социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.

Общение ребёнка в детском саду

Детский сад — не только другая среда общения, но и другой уровень взаимодействия с окружающим миром

Какие специалисты работают с родителями

Воспитатель находится с детьми большую часть их пребывания в детском саду и должен обладать основами музыкального развития, логопедии, физического развития и психологии. Эти знания ему нужны, чтобы правильно построить работу в группе, но он не является специалистом в этих областях. Воспитатель, опираясь на первичные знания, определяет потребности детей. На основе наблюдений за детьми и бесед с родителями он обращается к специалистам. Так, в случае формирования динамичной минутки воспитатель обратится к инструктору по физической культуре, а заметив нарушения речи — к логопеду. С проблемой адаптации ребёнка в группе следует обратиться к психологу, а для организации и проведения «Праздника осени» — к музыкальному работнику. Привлекая в нужные моменты специалистов, воспитатель работает и с группой.

Воспитатель — человек, который занимается группой в целом, но в то же время знает все индивидуальные особенности каждого ребёнка. Он организует занятия в игровой форме по развитию мелкой моторики, основам счёта, геометрических форм и других начальных знаний об окружающем мире.

Важно понимать, что не только воспитателю необходимо поддерживать контакт с родителями. С семьями воспитанников работают и другие специалисты ДОУ:

Логопед. Правильная постановка речи ребёнка имеет огромное значение в его социализации. Важно чтобы ребёнок и дома продолжал говорить правильно и чисто. Поэтому так необходима тесная работа логопеда с родителями, в формах открытых занятий, раздаточного материала, групповых консультаций и индивидуальных бесед.

Индивидуальные консультации логопедом родителей, проводимые с учётом особенностей семейного уклада, способствуют закреплению речевых навыков ребёнка вне ДОУ

Инструктор по физической культуре также нуждается в работе с родительской общественностью. Ведь только в связке «детский сад — семья» можно привить ребёнку любовь к здоровому образу жизни. Инструктор может использовать такие формы работы с родителями, как активные игры, совместные прогулки, анкетирование, открытые занятия и групповые консультации.

Родители и дети на занятии по физической культуре

Пример, который подают родители на совместном занятии по физической культуре, является важнейшим мотивационным средством для детей

Музыкальный руководитель. Задача музыкального руководителя — воспитать в детях чувство прекрасного, любовь к творчеству, уверенность в себе и своих силах, и родительская общественность может в этом помочь. Музыкальный руководитель может проводить опросы и анкетирование среди родителей. А родители могут активно помогать в подготовке музыкальных праздников и мероприятий.

Дети в костюмах животных на утреннике

Присутствуя на мероприятии в детском саду, родители оказывают огромное влияние на уверенность ребёнка в собственных силах

Психолог. Моральное здоровье ребёнка важно не менее, чем физическое. Чтобы помочь ребёнку в общении со сверстниками, важно понимать, как принято общаться в семье воспитанника. Поэтому психологи ДОУ часто и много работают с родительской общественностью в различных формах, таких как совместные занятия и игры с родителями, индивидуальные беседы и групповые консультации, анкетирование и опросы, круглые столы и дискуссии.

Видео: взаимодействие логопеда с родителями

Видео: консультация музыкального руководителя для родителей

Видео: презентация работы психолога с детьми и родителями в ДОУ

Направления работы с родителями в детском саду

Работа с родителями в детском саду подразделяется на несколько направлений:

  • Индивидуально ориентированная:
    • Беседа.
    • Консультация.
    • Занятие (занятие специалиста с ребёнком и родителем одновременно).
    • Совместная прогулка, экскурсия.
    • Ролевая или дидактическая игра.
    • Открытое занятие.
    • Иные мероприятия, проводимые с детьми и их родителями.
    • родительские собрания, присутствие на которых всех родителей или законных представителей регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 4, ст. 44, п 4.2).
    • беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне группы).

    Родительские собрания — единственная форма работы с родителями, которая может нести в себе доведение до сведения членов семьи воспитанников официально-нормативной информации. Поэтому собрание не только чётко планируется, но и его нужно правильно документально оформлять.

    Планирование взаимодействия с семьёй в детском саду

    План работы с родителями бывает разный. Определённых общегосударственных требований нет. В данном случае воспитатель действует на основании общих правил планирования. Взаимодействие ДОУ с семьёй строится по единой схеме.

    Схема взаимодействия ДОУ с семьёй

    Для ведения работы по этой схеме необходим мониторинг семей воспитанников

    Чаще всего сначала делают 3 плана: план родительских собраний, план открытых занятий и план совместных с родителями мероприятий. Потом готовые планы сводят в единый документ. Этот документ дополняют выдержками из планов специалистов, утренниками и общими для учреждения мероприятиями. Желательно, чтобы в сводном плане была указана и индивидуальная работа с родителями детей, нуждающимися в этом. Дальше план корректируется. Родитель — занятой человек, и его время надо ценить. Недопустимо, чтобы открытые занятия специалистов и воспитателя накладывались по времени друг на друга. Родитель, скорее всего, не сможет чаще 1 раза в неделю посетить что-либо, а значит, с этой точки зрения, план также нужно выверить.

    Таблица: пример плана работы ДОУ по взаимодействию с семьёй

    • Знакомство родителей с детским садом, педагогическим коллективом.
    • Формирование положительного имиджа ДОУ.
    • Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.
    • Сплочение детского и взрослого коллектива.
    • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.
    • Демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми.
    • Привлечение внимания семьи к вопросам здорового образа жизни.
    • Сплочение родителей детей разных групп.
    • Консультирование родителей, вновь поступающих детей, об особенностях ребёнка во время адаптации к детскому саду.
    • Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
    • Привлечение к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми.
    • Воспитание дружеских отношений между детьми и родителям, воспитателями.

    Особенности работы с социально неблагополучными семьями

    Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.

    Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём.

    Ст. 1. Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог. Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом.

    Социальный педагог консультирует маму с ребёнком

    Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком

    В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди. Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй. Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.

    Родители сидят на стульях в группе и что-то записывают

    Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников

    В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.

    Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.

    Пример из жизни. В группу пришёл ребёнок из многодетной семьи. Часто плакал, иногда срываясь в истерику. Позже удалось узнать, что в семье из родителей только папа. Мама бросила детей ради лучшей жизни с другим и уехала. Связь с детьми категорически отказывалась поддерживать. Ребёнок же просто хотел видеть маму, а потому каждый раз, как окружающие произносили слово «мама», он невольно начинал плакать. Папа очень хотел сохранить всё в тайне и на контакт не шёл. Помог профессионализм воспитателя. Она достаточно быстро заметила, когда именно малыш начинал плакать. Совместно с психологом ситуацию удалось разрешить. Потребовалась дополнительно и работа с родительским комитетом. Всё закончилось хорошо. Тот малыш давно вырос, и его судьба сложилась успешно. Но что могло с ним стать, окажись на месте воспитателя другой человек?

    Родительское собрание в детском саду

    Родительские собрания проводятся как по учреждению в целом, так и в группах. В первом случае собрание проводится администрацией и носит исключительно официальный характер. На таких собраниях в повестку дня обязательно включаются вопросы жизнедеятельности детского сада. А вот родительское собрание в группе — это не только информативно-познавательно ориентированная работа с родителями, но и официальное мероприятие. Собрание должно иметь несколько обязательных элементов, среди которых важную роль играет подготовка, а также своевременное и правильное оформление документации.

    Воспитатель проводит родительское собрание

    Родительское собрание — традиционная форма работы с семьями воспитанников

    Документы, сопровождающие родительское собрание

    Независимо от цели и задач, стоявших перед конкретным родительским собранием, оно должно быть запротоколировано, особенно в его официальной части и части выступления родительского комитета.

    Образец протокола родительского собрания

    Во время родительского собрания протокол может вестись в электронном виде, но должен быть распечатан и подписан сразу после окончания собрания

    Протоколы родительских собраний хранятся от 3 до 5 лет. Срок хранения зависит нормативных документов, принятых в учреждении. Протокол — это не только стенограмма проведения официальной части родительского собрания и листы регистрации присутствующих, но и приложения. Такими приложениями к протоколу становятся материалы тематических, информационно-познавательных и практико-ориентированных выступлений. Также в состав материалов родительского собрания входит конспект и анализ мероприятия. Анализ проведения родительского собрания — это важный для воспитателя документ, который, как и личные заметки к собранию, оформляется в свободной форме и является документом личного пользования. Важность архива протоколов и материалов родительских собраний трудно переоценить.

    Таблица: пример протокола родительского собрания в средней группе

    • 20 родителей воспитанников,
    • педагоги — 2 человека,
    • специалисты ДОУ — 1 человек.

    Отсутствовало: 8 родителей
    Вопросы:

    1. Консультация на тему: «Игровая деятельность детей от 4 до 5 лет». Докладчик — воспитатель Мащенко В.А.
    2. Круглый стол «Азы воспитания. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4–5 лет». Докладчик — воспитатель Караянова А.С.
    3. Разное.
    1. Слушали: Мащенко В.А. — воспитателя средней группы.
      Рассказала родителям, что от 4 до 5 лет ведущая деятельность ребёнка — игра. Обратила внимание родителей на необходимость вовлекать в игру ребёнка для успешного его развития.
    2. Выступила: Гавринева Л.Н. — родитель ребёнка. Задала вопрос: «Ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого — характерно ли это для детей этого возраста»?
    3. Мащенко В.А. — воспитатель средней группы объяснила, что в разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированного произвольного поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
    4. Слушали: Караянову А.С. — воспитателя средней группы.
      Ознакомила присутствующих с основными правилами культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4–5 лет. Разбор ситуаций, анкетирование, конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?», ознакомление с памятками «Секреты воспитания вежливого ребёнка».
    5. Выступила Салыбаева А.Р. — родитель ребёнка, задала вопрос: «С чего начинать воспитание культуры?».
    6. Караянова А.С. — воспитатель средней группы ответила, что с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой спрятан секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых ребёнок допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях — появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился — маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо — маска дракона.
    7. Сенина Н.С. отчиталась перед родителями за проделанную работу в группе.
    1. Принять к сведению выступление воспитателя Мащенко В.А. о роли игры в развитии ребёнка.
    2. Принять к сведению выводы круглого стола «Азы воспитания. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4–5 лет».
    3. Работу родительского комитета одобрить.
    • «за» — 20 человек,
    • «против» — 0 человек,
    • «воздержались» — 0 человек.

    Председатель: Тихонова В.Ф.
    Секретарь: Давлетова А.З.

    Читайте также об особенностях работы с родителями в средней группе в нашей статье — Как эффективно организовать работу с родителями в средней группе ДОУ.

    Пример конспекта собрания

    Цель: наладить устойчивое взаимодействие с родительской общественностью, вовлекая её в мероприятия группы и учреждения в текущем учебном году.

    • Провести краткий опрос родительской общественности с целью узнать контактные данные и основные семейные приоритеты.
    • Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети, о правилах и требованиях, принятых в ДОУ.
    • Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.
    • Выбрать членов родительского комитета.
    • Познакомить родителей со специалистами ДОУ.
    • Ответить на вопросы.

      Поздороваться и представиться, дать родителям свои контактные данные. Раздать родительской общественности подготовленные заранее анкеты. Объяснить цель проводимого анкетирования.

    Пример анкеты для родителей

    Проведение анкетирования среди родителей необходимо для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребёнку

    • чему планируется научить детей за год;
    • как в группе празднуют дни рождения;
    • как распланировано время пребывания ребёнка в детском саду.
    • Психолог. Рассказывает, как подготовить малыша к первым дням в детском саду, даёт общую и краткую информацию о планируемых тренингах, ролевых играх, сказкотерапии, беседах, консультациях и других мероприятиях.
    • Инструктор по физической культуре. Объясняет, как будут проходить занятия и что для них нужно, обсуждает план проведения совместных с родителями занятий, спортивные игры, эстафеты и праздники.
    • Музыкальный работник. Затрагивает тему культурно-эстетического развития ребёнка, какие праздничные и культурно-массовые мероприятия планируются и как они будут проходить (по опыту прошлых лет и других групп). В этот момент у родителей чаще всего возникает вопрос о приглашённых актёрах, аниматорах и клоунах.
    • Логопед. Рассказывает, что нужно знать родителям об особенностях речи детей данного возраста, озвучивает формы работы: консультации, беседы, открытые занятия.
    • Медицинский сотрудник (врач или медсестра). Говорит о плановых мероприятиях — осмотрах, прививках и т. д., раздаёт памятки о действиях родителей для сохранения и укрепления иммунитета в осенний период.

    Пример памятки для родителей по формированию ЗОЖ у детей

    Небольшие советы для родителей помогут сформировать у ребенка необходимые навыки и привычки

    План работы родительского комитета

    Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности. При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию. В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.

    Таблица: тематика заседаний родительского комитета

    • Выборы председателя, секретаря и иных ответственных лиц.
    • Определение основных направлений деятельности на будущий календарный год.
    • Согласование плана ближайших мероприятий, обсуждение подготовки к ним.
    • Подведение итогов полугодия и формирование новых планов.
    • Обсуждение и анализ проделанной совместной работы.
    • Подготовка и проведение новогоднего мероприятия.
    • Обсуждение и анализ финансовых вопросов и планирование внебюджетных средств.
    • Подготовка и проведение ежегодного мероприятия по уборке и благоустройству территории ДОУ.
    • Подведение итогов прошедшего года.
    • Обсуждение дальнейшего взаимодействия ДОУ и родительской общественности.
    • Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых окончанию года.
    • Обсуждение мер безопасности детей на летних каникулах.

    Проведение открытого занятия для родителей

    К подготовке и проведению открытых просмотров для родителей в ДОУ воспитатель должен подойти со всей ответственностью. Целью подобных мероприятий является демонстрация родителям специфики образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, достижений детей, а в ряде случаев и обучение основным приёмам познавательного, речевого развития дошкольников за пределами детского сада.

    Открытое занятие для родителей должно соответствовать ряду требований:

    • Чёткое формулирование дидактической цели и задач занятия.
    • Определение приглашённой аудитории и её фиксированное количество.
    • Выбор темы исходя из текущего плана занятий, потребностей воспитанников и поставленных задач.
    • Подбор наилучшей методики проведения занятия.
    • Сбор и анализ необходимого дидактического материала, наиболее подходящего для выбранной методики.
    • Разработка мер безопасности с учётом норм и правил образовательного учреждения.
    • Проверка места проведения открытого занятия на предмет соблюдения мер безопасности и норм СанПиН. А также следует проверить техническое и материальное оснащение помещения.
    • Подготовка необходимого наглядного пособия в достаточном количестве (слишком большое количество наглядного материала отвлекает и рассеивает внимание детей). Следует помнить, что наглядный дидактический материал должен максимально помогать достижению поставленной воспитателем цели.
    • Составление подробного плана мероприятия.

    Схема планирования открытого занятия

    Опираясь на схему открытого занятия, воспитатель составит чёткий план его проведения

    Памятка родителю о правилах поведении на открытом занятии

    Памятку желательно не только раздать, но и повесить при входе в группу

    Таблица: пример конспекта открытого занятия для родителей в старшей группе

    • сформировать навыки сотрудничества взрослого с ребёнком на основе развития доверительных отношений в семье;
    • привлечь внимание взрослых и ребят друг к другу, дать им возможность почувствовать радость сотрудничества;
    • развивать коммуникативные навыки детей;
    • развивать внимание.
    • Какая моя мама?
    • Что она любит делать?
    • Что ей нравится, что ей не нравится?

    Разминка «Поменяйтесь местами».
    Цель: снять напряжение, неловкость первой встречи, создать свободную от барьеров и страхов атмосферу в группе.
    Участникам предлагается поменяться местами, если утверждение им подходит.
    В.: Поменяйтесь местами те, кто…

    • вместе с ребёнком читают книжки;
    • рисуют вместе с мамой;
    • имеют общее увлечение с ребёнком;
    • помогают маме мыть посуду;
    • говорят ласковые слова ребёнку;
    • помогают маме выносить мусор;
    • вместе путешествуют;
    • те, кто не слушает маму;
    • те, кто любит наш детский сад;
    • те, кто усердно занимается воспитанием своего ребёнка;
    • те, кто любит и ценит свою семью.

    Упражнение «Угадай ладонь».
    Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнёрства, готовность к созданию и поддержанию отношений. Это упражнение проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) найти свою маму. Затем родители находят с завязанными глазами, ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребёнка.
    Упражнение «Дом счастья».
    Родителям совместно с ребёнком предлагается нарисовать рисунок, который соответствовал бы их семье, после этого предлагается раскрыть смысл нарисованного.
    Упражнение «Пирамида любви».
    Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
    В.: Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем: «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу». Расскажите и вы, кого и что любите вы!
    А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).

    • Вы чувствуете тепло рук?
    • Вам приятно это состояние?
    • Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что мы любим и любимы сами. Я хочу пожелать вам, чтобы это чувство тепла, любви, нежности к вашим близким никогда вас не покидало.

    Рефлексия.
    Воспитатель даёт в руки мяч участникам занятия. Каждый делится своими впечатлениями, передавая мяч по кругу, и по очереди коротко отвечает на вопросы:

    • Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
    • Что показалось необычным?
    • Что для вас было особенно трудно выполнить?

    Ритуал прощания: обняться друг с другом в паре и сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».

    Проведение работы с родителями в детском саду может проходить в различных формах с использованием множества методов. Но только активное взаимодействие семьи и ДОУ формирует всесторонне развитую, здоровую физически и морально личность каждого ребёнка.

    Источник https://family-child.ru/?p=5200

    Источник https://konspektiruem.ru/konsultacii/aktualnye-voprosy-doshkolnogo-obrazovaniya.html

    Источник https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/rabota-s-roditelyami-v-detskom-sadu.html

    Источник

    Вам будет интересно  Отцы и дети: как родители влияют на личную жизнь дочерей и сыновей

Похожие статьи

Как спасти семью на грани разводаКак спасти семью на грани развода

Как спасти семью на грани развода Какими бы люди не были разными, но причины разводов обычно одни и те же. Вот самые распространенные из них: 1. Измена одного из супругов.

Созависимость в отношениях: как избавиться за 12 шаговСозависимость в отношениях: как избавиться за 12 шагов

Созависимость в отношениях: как избавиться за 12 шагов Созависимые отношения – это такой тип отношений, при которых один человек живет интересами и потребностям другого, постоянно пытается угодить ему. «Что такое

Психология отношений между мужем и женойПсихология отношений между мужем и женой

Психология отношений между мужем и женой Любой цикл контакта проходит разные стадии, поэтому психология отношений между мужем и женой является моделью раскрывающей особенности отношений со своими родителями, а также перспективу