Содержание
Как вести себя с ребёнком во время кризиса трёх лет: советы психологов
Милый, тихий, послушный ребёнок вдруг превращается в домашнего тирана: он капризничает без всяких причин, спорит и упрямится, а то и устраивает истерики по любому поводу. Жизнь семьи полностью меняется, и причина этому — кризис трёх лет. Как пережить трудный для малыша и родителей период? Разбираемся вместе с детскими психологами.
Слово «кризис» часто используется с сильным негативным подтекстом. Но его первоначальное значение (др. греч. κρίσις) довольно нейтрально — выбор, перелом, переходная пора. Детский кризис развития трёх лет полностью соответствует этимологии. Это период уязвимости, он может стать опасным для будущего становления личности, если родители недостаточно подготовлены, а окружающая среда кажется малышу неблагоприятной и враждебной. Детские психологи Ирина Куприянова и Виктория Корпачёва рассказывают, как общаться с ребёнком трёх лет, чтобы помочь ему уверенно пройти сложный этап.
Кризис трёх лет: первые признаки
Примерно в возрасте 2,5–3 лет дети вступают в отчётливый, хорошо известный период развития, который в психологии иногда называют кризисом оппозиции. Однако определение не совсем точно. Малыш не желает быть в оппозиции, он просто хочет быть признан как самостоятельная личность со своим мнением и потребностями.
Эго проявляется бурно: поведение кардинально меняется, начинаются печально известные детские истерики, словарный запас пополняется новым и самым любимым словом «нет». Всё это вызывает справедливую тревогу, а иногда и шок у родителей. Что делать, как справиться с ребёнком трёх лет? Решение одно: изучить вопрос и с безграничным терпением провести малыша по тернистому пути.
Виктория Корпачёва: «Главным признаком наступления кризиса трёх лет является ярко выраженный протест ребёнка даже против того, что он раньше любил. Появляются частые истерики и капризы, чтобы добиться желаемого от родителей.
Если малыш уже говорит, то можно услышать эмоциональную фразу: «Я сам!» — это один из первых сигналов, что личность переходит на новый уровень. Он начинает чувствовать себя отдельным человеком от мамы».
Семь основных симптомов кризиса трёх лет
Развитие маленького человека — индивидуальный процесс. Кризис трёхлетнего возраста не начнётся в строго ограниченные сроки или сразу после дня рождения. Обычно родители сталкиваются с пугающими изменениями в период от 2,5 до 4 лет. Признаки могут появиться все и сразу или по нарастающей.
В психологии выделяется семь основных симптомов:
1. Своеволие.
Своеволие проявляется как протест не только против своих желаний и воли родителей, но и против привычного порядка вещей, всех обычных действий и способов их выполнения. Трёхлетка хочет всё делать сам, независимо от того, умеет или нет. Например, хочет открывать дверь ключами, вызывать лифт, мыть полы или включать духовку. И если одни «хотелки» вполне безобидные, то другие представляют реальную угрозу как для самого ребёнка, так и для окружающих людей.
2. Упрямство.
Упрямство ребёнка трёх лет выражается в упорном отстаивании своего мнения не потому, что он так хочет, а потому, что уже озвучил и потребовал. Например, мама забирает капризничающего малыша с прогулки домой, приводит доводы: будем смотреть мультфильмы, читать книжку, играть с пеной в ванной, пить чай с тортиком. Малыш внутренне соглашается, что дома лучше, чем на улице. Но он уже сказал твёрдое «нет», поэтому отказаться от своих планов не может и продолжает настаивать на своём.
3. Негативизм.
Негативизм проявляется в желании поступать ровно наоборот, даже вопреки собственным желаниям. Иногда это доходит до абсурда. Например, показывая на дерево, малыш говорит «это не дерево». Или если мальчика зовут Дима, он будет до истерики утверждать, что он не Дима. Такое поведение доводит до исступления родителей и приводит к частым ссорам.
4. Строптивость.
Симптом считается центральным, даже имеет в психологии собственное определение: trotz alter — «возраст строптивости» в дословном переводе с немецкого. Строптивость всегда направлена против норм воспитания, установленных в семье. Завтракать, гулять, спать, купаться, играть — бунтарь недоволен всем, всё отвергает и протестует против режима.
5. Обесценивание.
Обесценивание проявляется в высказываниях «я тебя не люблю», «папа плохой», «бабушка злая» и т. д. Те люди, к которым трёхлетка ещё неделю назад проявлял безоговорочную любовь и привязанность, попадают в немилость. Ранее любимые игрушки теперь не нужны, не интересны: малыш их бросает, может нарочно разбирать, ломать. И самый «ужасный» кошмар родителей — сын или дочь начинает ругаться. В ход идут все слова, которые кроха случайно подслушал из взрослых разговоров или по телевизору.
6. Протест-бунт.
Ребёнок объявляет настоящую войну родителям. Протест вызывают даже такие мелочи, как поглаживание по голове, приглашение «на ручки» или уменьшительно-ласкательное обращение. Чем активнее реагируют родители на такие действия, тем интенсивнее становятся «боевые» действия.
7. Деспотизм.
Симптом характеризуется желанием маленького тирана безоговорочно править окружающими. Мама не имеет права уходить из дома, папе запрещается заходить в комнату, надо немедленно доставать из шкафов и полок всё, что потребует малыш. Если что-то идёт не по плану, трёхлетка изобретёт тысячи способов добиться желаемого и тем самым проявить свою тоталитарную власть. Если в семье ещё есть дети, то симптом дополняется обострённой ревностью.
Примечательно, что кризис трёх лет в отдельных деталях повторяется и вспоминается в подростковом возрасте. Следовательно, если проблема успешно решается на раннем этапе, в будущем подростку и его семье будет немного легче.
Положительное влияние кризиса
В перечисленных симптомах малыш выступает трудновоспитуемым, неуправляемым, капризным, скандальным тираном. Но это только теоретическая сторона вопроса. В жизни всё не так страшно. За негативными проявлениями кризиса скрываются положительные изменения личности, которые в будущем определят такие важные качества, как общительность, дружелюбие, способность быстро адаптироваться в любой обстановке.
В этот сложный период малыш на собственных ошибках учится взаимодействовать с миром напрямую, без родительского посредничества. Как только придёт понимание «как всё работает», кризис самоустранится.
Ирина Куприянова: «Во времена возрастных переходов происходит колоссальная созидательная работа по развитию, имеют место значимые и значительные изменения в личности. Развиваясь в соответствии с возрастом, малыш осваивает новые модели, способы взаимодействия с окружающими людьми.
До трёх лет для ребёнка весь мир — это он сам. Вспомните, например, как совсем маленькие дети прячутся — закрывают глаза и считают, что их не видно. Теперь же кроха обнаруживает себя в этом мире и мир в себе, начинает понимать, что вокруг есть и другие люди».
Как правильно вести себя с детьми: психология отношений
Как пережить кризис трёх лет с минимальными нервными потрясениями и при этом не навредить ребёнку — первый вопрос, возникающий у обеспокоенных родителей. Важно изначально настроить себя на позитивное отношение к переменам. Некогда примерные сын или дочь ужасно себя ведут не потому, что плохо воспитаны или тем более генетически предрасположены к девиантному поведению. Вовсе нет. Кризис — такой же естественный процесс, как рост или развитие речи. Осознание неизбежности важного этапа, понимание внутренних механизмов бунта поможет справиться с самыми тяжёлыми капризами трёхлетки.
Виктория Корпачёва: «Кризис трёх лет — это нормальный возрастной этап развития человека. Но родители могут повлиять на интенсивность и длительность периода «непослушания». Первый шаг — понимание, что ребёнок нуждается в самостоятельности. Он впервые очерчивает свои личные границы, при этом одновременно давит на родительские. Ему важно понять, как общаться с социумом, и это происходит через изучение «пределов» в общении с родными людьми».
Предупреждён — значит вооружён
Сильно впечатлительных родителей психологи успокаивают: есть дети, которые спокойно и бессимптомно переживают переходные возрастные периоды.
Виктория Корпачёва объясняет: «Это связано в первую очередь с типом темперамента (принцип работы нервной системы): у малышей меланхоликов и флегматиков кризисы не такие яркие, как у сангвиников и холериков. Есть связь и с особенностями семейного воспитания. Так, в семьях, где с раннего возраста ребёнку дают возможность быть самостоятельным, проявлять инициативу и познавательную активность без постоянных и безосновательных запретов, где нет гиперопеки, там дети достаточно рано чувствуют себя автономными от родителей. Поэтому у них не возникает потребности бунтовать и бороться за своё отделение и свою самостоятельность».
В то же время нельзя игнорировать обратную сторону внешней «незаметности» кризиса. В раннем переходном возрасте главное — не как он проходит, а к чему приводит. У ребёнка в период от 2,5 до 4 лет появляются такие качества, как самостоятельность, воля, гордость за свои достижения. Это первые признаки адекватного развития личности. Если перемен не наблюдается, имеет смысл создать условия для пробуждения собственного эго малыша.
Ирина Куприянова: «Спокойный и бессимптомный переход в 3–4 года — повод «напрячься». Потому что это будет второстепенным показателем нарушений развития психики в соответствии с возрастной нормой. Ведь все симптомы являются нормальными и даже полезными для формирования личности. Столкнувшись с ними, нужно понимать, что внешние негативные проявления — это обратная сторона позитивных изменений личности, стержневой смысл любого критического возраста».
Как вести себя родителям в кризис трёх лет
Родителям в любом случае стоит подготовиться к сложностям и конфликтам. Но думать нужно не о том, как бороться с капризами ребёнка в три года, а как ему помочь пережить непростой период. Советы от наших психологов.
1. Терпение и чувство юмора.
Основные страхи родителей связаны с аффективными, неуправляемыми вспышками. Слёзы, истерика, бурные капризы «на публику» — типичные проявления раннего переходного возраста. При ярко выраженной симптоматике кризиса трёх лет рекомендации родителям простые: сделать глубокий вдох, успокоиться и попытаться урезонить малыша. Например, если истерика вызвана нежеланием обувать ботинки или ложиться спать, можно попробовать метод «от обратного»: «и не обувай ботинки, иди босиком» или «не ложись сегодня в кровать, я постелю тебе на полу». Из желания делать всё наперекор малыш обуется или ляжет спать в свою кровать. А даже если и согласится на ваше предложение, это будет уже совсем другая игра, без скандала.
Также полезен способ переключения внимания. Здесь можно немного манипулировать увлечениями сына или дочери. Предложение посмотреть любимый мультик, сходить в зоопарк или прокатиться на метро может заинтересовать малыша и отвлечь от истерики.
2. Отпустить ситуацию.
Ни в коем случае нельзя принимать близко к сердцу и обижаться, когда ребёнок кричит «мама плохая» или «я тебя не люблю». Эти фразы совершенно ничего не значат с точки зрения искренности чувств. Негативные эмоции кризиса переполняют кроху. Он использует такие фразы, потому что не в состоянии выразить непонятные для него эмоции: возмущение, злость, обиду.
Но следует обозначить границы, за которые выходить нельзя. Например, ругательства в сторону родителей и посторонних людей недопустимы в любом случае.
3. Контролируемая свобода.
Родителям нужно позволить крохе действовать самостоятельно, но при этом контролировать ситуацию. Например, малыш хочет залезть под стол в общественном месте. Почему бы и нет, если это кафе и за столиком сидят только члены семьи. Но потребуется проверить, безопасно ли такое действие для здоровья. Металлические углы, стеклянные поверхности могут стать причиной серьёзной травмы. Или захотел малыш бежать подальше от родителей. Беги, но только на закрытой площадке, вдали от дороги, обязательно в поле зрения взрослых.
Другими словами, контроль осуществляется не над самим ребёнком, а над окружающим пространством. Любые капризы — пожалуйста, если это безопасно. Как правило, такой подход стимулирует кроху искать новые способы самовыражения.
4. Разговоры по душам.
Проговаривать чувства, которые испытывает ребёнок в период кризиса, — хороший способ сократить период «непослушания». Разговоры помогают малышу разобраться в своих желаниях и в дальнейшем понимать чувства окружающих людей. Пример: «Да, я вижу, ты злишься, что пирамидка никак не получается. А давай вместе порычим, как тигры, и постучим по креслу кулачками» или «Да, больно, ударился, сейчас я тебе поглажу ножку, боль сразу пройдёт, будет лучше».
Самые опасные фразы в переходный период: «не плачь», «не злись», «не ной», «хватит обижаться». Такие слова провоцируют ещё больший протест, становятся триггерами затяжной истерики.
Периодически можно устраивать «день обмена», когда взрослые становятся детьми, а малыши — взрослыми. Игры в продавца, доктора, воспитателя детского сада помогают крохе проявить свою самостоятельность мирным путём. У него возникает ощущение собственной значимости, ведь его слушается мама.
6. Долой гиперопеку.
Совместная готовка, стирка, уборка — кризис трёх лет самое время для знакомства малыша с бытовыми обязанностями. Покажите, что вы доверяете сыну или дочери. Например, предложите самостоятельно выбрать из двух вариантов: готовить на завтрак кашу или макароны, пить чай или компот, гулять в парке или во дворе. Уже через 1–2 недели ребёнок сможет предлагать свои варианты, находить решения простых задач. За каждую инициативу и успех нужно обязательно хвалить малыша.
Каждый взрослый человек с адекватной самооценкой и уверенностью в себе вырастает из малыша, прошедшего через все ранние кризисы развития. Поэтому родителям не нужно бояться перемен. Первые ошибки, достижения, попытки адаптироваться к миру формируют основные черты характера, становятся залогом успеха в будущем при условии безусловной поддержки родных людей.
Кризис 3 лет у ребенка: протест и вечное нет
В конце раннего периода жизни ребёнка, при переходе его к дошкольному возрасту, наступает кризис 3 лет. При этом сформировавшиеся к тому времени личностные механизмы подвергаются резкой кардинальной перестройке, личность ребёнка приобретает новые черты. Новый облик приобретают и взаимоотношения с окружающими. Ребёнок становится взрослее, но «взрослость» наступает не постепенно, а как бы сразу, когда он может быть ещё не вполне готов к этому.
Кризис 3 лет: что это такое
Строго говоря, понятие «кризис трёх лет» является условным, поскольку у разных детей он наступает в различное время – от второго полугодия трёхлетнего возраста до первого полугодия четырёхлетнего. Интенсивность и выраженность кризиса также отличается у разных детей. Как правило, данный возрастной кризис длится недолго и заканчивается через несколько месяцев после появления.
Сущностью кризиса трёх лет у ребёнка является появившееся ощущение того, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, без помощи взрослых. Несмотря на то, что в период от одного до трёх лет ребёнок в какой-то степени самостоятельный, ему всё равно требуется помощь и поддержка родителей, которые всё показывают, рассказывают, объясняют, что можно делать и что нельзя. Сознание малыша находится как бы в скорлупе, оно защищено от каких-либо неожиданностей, сложных и непонятных вещей. Но вот настаёт момент, когда эта скорлупа трескается; определённые вещи он может уже осознавать самостоятельно, к тому же он встречается со многими новыми предметами и явлениями. По замечанию Эрика Эриксона, американского психолога, в этот период у ребёнка формируются независимость и волевые качества. Однако компетенции малыша ещё очень не хватает для того, чтобы реализовать своё стремление к самостоятельности; вследствие этого появляется противоречие между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может.
Особенности поведения детей в три года
Во время кризиса трёх лет у ребёнка в поведении появляются признаки негативизма. Он считает, что излишняя опека взрослых над ним только мешает ему проявлять формирующуюся личность. Несмотря на негативные проявления, этот период, как и прочие возрастные кризисы, является необходимым для формирования зрелой личности. Природа ни в чём не терпит застойных, статических тенденций, и всё в природе течёт и изменяется, хотим мы того или нет.
Характер течения кризиса и его выраженность неодинаковы и зависят от внутренних и внешних показателей. К примеру, у детей-холериков негативистские черты проступают более явственно; негативизм усиливается и при строгом, авторитарном стиле воспитания ребёнка со стороны родителей. Близкие и доверительные взаимоотношения с матерью, наоборот, позволяют сгладить негативные стороны явления и развить позитивные. Кризис тяжелее переносится ребёнком, если он приходится, к примеру, на момент адаптации к детскому саду или появление в семье братика или сестрички.
Сколько длится кризис трёх лет
При правильном подходе к воспитанию кризис трёх лет у ребёнка длится, как уже говорилось, не более нескольких месяцев. Однако если воспитание велось неправильно, то кризисное состояние может затянуться надолго, даже на несколько лет. Таким детям может требоваться серьёзная психологическая помощь.
Какие признаки определяют наступивший кризис
В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.
Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:
- Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
- Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
- Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
- Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
- Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
- Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
- Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.
Все эти симптомы многим родителям кажутся неприятными, негативными. Однако Лев Выготский говорил, что за любым негативным симптомом кроется позитивное содержание: ребёнок приобретает новые знания, становится более уверенным в себе, волевым, духовно сильным. При этом слишком большое обилие негативных симптомов может являться следствием авторитарного, строгого воспитания: ребёнок как бы берёт пример с родителей и на их претензии отвечает тем же. При более мягком и дружеском подходе к воспитанию ребёнка переход к новому возрастному этапу может проходить и без негативных проявлений. Как бы то ни было, в любом возрастном кризисе важно не то, как он проявляется, а то, к чему он приводит.
Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.
Как пережить кризис 3 лет: рекомендации родителям
Изменение поведения ребёнка и его отношения к окружающим может застать родителей врасплох. Но это, по правде говоря, проблема самих родителей, которые оказались не подготовлены заранее к естественным изменениям личности ребёнка. А если так, то все необходимые знания родители должны получать на специальных курсах ещё до рождения сына или дочери. Если бы этих изменений не было, то человек никогда не научился бы даже ходить, а говорить и подавно. Как говорил Карлсон в знаменитом мультфильме – «Спокойствие, только спокойствие!».
Родителям стоит уяснить, что познавательная и практическая деятельность ребёнка нуждается в поддержке и поощрении, а не в запретах и ограничениях. Когда ребёнок реализует такую деятельность, он, собственно говоря, из «личинки человека» превращается в человека как такового; поэтому пробуждение самостоятельности у малыша является конечной целью для любых более-менее здравомыслящих родителей. Нет смысла рожать ребёнка, если вы не собираетесь выращивать из него настоящее человеческое существо – познающее, осуществляющее самостоятельную деятельность и имеющее собственный душевный склад.
Поэтому, в частности, не следует избирать авторитарный стиль воспитания. В отношении родителей к ребёнку не должно быть ни большого количества запретов и ограничений, ни гиперопеки. Последняя особенно опасна для формирующейся личности: есть риск, что эта личность так никогда и не сформируется, и к восемнадцати годам юноша будет иметь мышление двухлетнего малыша. Строптивость и прочие негативные проявления кризиса трёх лет, исходя из этого, являются закономерными и правильными: природа как бы сама предусмотрела защитный механизм, устраняющий какие-либо препятствия для развития человека, даже если такими препятствиями оказываются родители.
В общении с ребёнком должна преобладать игровая форма. Так можно заинтересовать его чем угодно и направить его активность в нужное русло. Ребёнку должно нравиться быть самостоятельным, это не должно быть мукой и вынужденным состоянием; между тем оно может стать мукой, если силой заставлять его делать то, что он не хочет или что ему неинтересно.
Объясняя ребёнку правила поведения в той или иной ситуации, необходимо делать это в простой и доступной для него форме. Главное, чтобы ребёнок понимал, для чего нужно поступать так, а не иначе. Вариант «Потому что я так сказала» не пройдёт: такое правило ребёнок обязательно нарушит, и будет абсолютно прав: он не хочет и не может слепо выполнять чью-либо волю, и навязывающий ему эту волю будет расцениваться ребёнком как враг. При этом, однако, родителям не следует и самим проявлять слабость и потакать всем капризам малыша: от этого он только сядет на шею, а в своей самостоятельности не будет рассудительным, что впоследствии может быть опасно для его жизни и здоровья. Родители должны проявлять спокойную настойчивость в своих требованиях.
Тем не менее основой воспитания ребёнка должно быть разрешение действовать, а не запреты и ограничения; главное, чтобы эти действия приносили ему пользу или по крайней мере были не опасными для него.
Совсем без конфликтных ситуаций, конечно, обойтись не получится. И в этих ситуациях необходимо предоставлять ребёнку право выбора. Желательно находить компромисс, устраивающий как ребёнка, так и родителей. Не следует решать проблему «вместо» своего ребёнка, только «вместе».
Кроме того, важно обучать ребёнка навыкам общения с различными людьми – сверстниками, взрослыми, детьми более младшего возраста. Именно через общение люди решают множество серьёзных проблем, и искусству их решения следует обучать ребёнка с самого раннего возраста. Замечено, что дети, имеющие проблемы в плане общения, нередко отстают и в общем психологическом развитии.
Если подходить к воспитанию детей с правильных позиций, то через некоторое время «фаза протеста» обычно проходит. А при слишком строгом воспитании и чрезмерной опеке она лишь подавляется – без всякой пользы для личности ребёнка: он становится слишком послушным, пассивным, не проявляет инициативу, отчего страдает и эмоционально-волевая сфера, и интеллект. Консервативное и суровое воспитание «ломает» личность ребёнка, как говорится, по всем статьям.
Воспитание ребёнка в семье должно вестись «по единому стандарту». Негативные черты в его поведении, особенно строптивость, чаще всего проявляются там, где по поводу воспитания существуют разногласия – например, мама что-то разрешает, а папа запрещает, или наоборот.
Любопытно, что данный кризис в определённой степени повторяет другие возрастные кризисы. Это можно продемонстрировать на примере обесценивания; в этом случае агрессивное поведение трёхлетнего малыша по отношению к тому, что он до этого любил и ценил, напоминает поведение взрослеющего подростка. Он может обзывать даже собственных родителей, причём довольно обидными словами. Кстати, словарный запас в трёхлетнем возрасте очень активно развивается и пополняется, в «арсенале» ребёнка появляются даже нецензурные слова, и вот ими он особенно активно пользуется, чтобы обозначить своё отношение к «старому миру». Чтобы сохранить какую-то связь с ребёнком, обесценивающим вещи и явления, его можно заинтересовать другими вещами. Например, если он больше не хочет играть с любимой куклой, можно предложить ему машинку.
Если ребёнок требует больше самостоятельности – что ж, предложите ему её. В трёхлетнем возрасте мальчику или девочке можно уже поручать некоторые «взрослые» обязанности – например, мыть посуду (хотя бы пластиковую), раскладывать салфетки, делать уборку. Не стоит лишь давать работу, которая сопряжена с возможной опасностью – к примеру, иметь дело с электроприборами.
В любых ситуациях родители должны сохранять спокойствие. Ведь основное желание ребёнка в кризисный период – это выбить родителей «из колеи». Если же он увидит, что его истерики ни к чему не приводят и мама с папой остаются спокойными и непреклонными, то поведение со временем становится более стабильным – ребёнок признаёт своё поражение. Кроме того, в момент истерики для ребёнка важно количество «зрителей», поэтому чтобы унять его, необходимо отвести его в менее людное место.
Разговаривать с малышом насчёт его поведения следует только тогда, когда он находится в спокойном состоянии. Если он бьётся в истерике, то объяснять ему что-то в этот момент бесполезно. Здесь можно только подождать, когда он угомонится.
В кризисный период родители должны уделять своему ребёнку как можно больше внимания (если есть возможность, конечно). В этот период он ставит себе цели и стремится их достичь, а полученный результат любит демонстрировать окружающим. Отрицательная или безразличная реакция взрослых является для него стрессом, а положительная реакция, наоборот, повышает его самооценку. Во время кризиса дети становятся хвастливыми, но в данном случае это совершенно естественное проявление желания делиться результатами своих трудов. Ребёнок в этот период сильно зависит от чужого мнения. Негативные реакции окружающих приводят к тому, что он обижается, даже плачет или злится.
Вообще для наиболее успешного воспитания детей следует уяснить, что ребёнок – это прежде всего человек. Другой человек, а уж никак не отражение своих родителей или их «продолжение». И воспитывать его изначально надо как самостоятельную личность, а не как «вечного ребёнка», который становится чуточку взрослее лишь при желании родителей на это. Именно этого многие родители и не понимают: ребёнок для них является чем-то вроде плюшевой игрушки, вещью, которой родители имеют право вертеть, как им заблагорассудится. Нередко причина этому заключается в том, что родителей самих воспитывали схожим образом; в какой-то момент они сдались и решили до конца жизни оставаться «послушными», восприняв все стереотипы как истину в последней инстанции, эти же стереотипы они переносят и на своих детей.
Существует хорошее восточное изречение, говорящее, что ребёнок – это «гость в твоём доме»: его следует приютить, накормить и… отпустить. Действительно, ведь у него свой жизненный путь, и в доме родителей он, можно сказать, находится проездом. А все попытки как-то задержать его, навязать свою волю, ограничить в правах – это не что иное, как взятие в заложники. В конце концов, в будущем ему предстоит самостоятельно строить дом, выбирать профессию, обзаводиться друзьями и любимыми людьми, создавать семью и т. д. И основы всего этого закладываются в раннем детстве – через осознание ребёнком себя в этом мире, начало практической и познавательной деятельности, самоактуализацию.
Несмотря на искусственный характер человеческой цивилизации, её основа исходит из природы самого человека. Так что самостоятельному развитию малыша ни в коем случае нельзя мешать; ведь даже если это делается из лучших побуждений, результаты всё равно будут худшими – родитель может уничтожить то, к чему он вроде бы изначально стремился.
Поскольку жизнь развивается циклично, через подобные кризисы человек будет проходить и в дальнейшем. И это не только возрастные кризисы: сходные процессы можно наблюдать и в профессиональной карьере, и в политической жизни. Согласитесь, никакой нормальный человек не сможет смириться с ограничениями диктаторского государства, поскольку власти пытаются относиться к гражданам как к маленьким детям, — такое отношение воспринимается как оскорбление человеческого достоинства. Точно так же работник какой-либо организации может сделать успешную карьеру только в том случае, если ему предоставить хоть какую-то инициативу: сотрудники, всю свою жизнь послушно исполняющие волю начальства, никуда больше не продвигаются и даже не улучшают своё материальное положение. Так что ранний детский кризис нужно воспринимать положительно – активность и даже настырность малыша является залогом его успешного развития в будущем.
Трёхлетний возраст – это особенная веха в развитии ребёнка. Считается, что в этот период базовое развитие ребёнка заканчивается: он уже в полной степени владеет речью, ходит, вступает в межличностные отношения, начинает трудовую практику (хотя бы в виде работы по дому). Дальнейшие годы – это как бы путешествие по тому искусственному миру цивилизации, который был построен многими поколениями людей за всю их историю. Ребёнку предстоит познакомиться с буквами и числами, текстами, теориями и гипотезами, изучить сложную и запутанную социальную организацию и занять в ней собственное место. Понимание всех этих вещей возможно только в условиях самостоятельной деятельности: если просто рассказать ребёнку о том, как работает водопроводный кран, он никогда не научится им пользоваться, поскольку здесь нужно именно практическое освоение.
При строгом воспитании и множестве запретов у ребёнка может развиться что-то вроде страха практической деятельности, и он будет сопровождать его даже во взрослые годы. Равно как и негативная оценка самого себя: мол, всё, что я делаю по естественному побуждению, является неправильным, — следовательно, я сам по себе неправильный и вообще зря появившийся на свет. Именно такие мысли появляются у людей, которым с самого раннего детства запрещали быть людьми.
Кризис трех лет
О, этот страшный и ненавистный трехлетний кризис. У некоторых детей это практически незаметно. Они спокойные, терпеливые, уравновешенные люди … Но есть и другие малыши, которым нужно заявить о своей личности, навязывать свои критерии, свои прихоти, свою волю или все это одновременно.
Этот возраст широко известен как возраст валяния на полу, гнева и истерик, возникает психологический кризис с поведенческими проявлениями, с которыми иногда бывает трудно справиться. Происходит чудесный процесс, когда малыш впервые начинает осознавать себя отличным от других. Именно поэтому он считается, кризисом негативизма, кризисом в развитии личности.
Хорошая новость в том, что этот кризис проходит, как и все кризисы. Плохая новость в том, что когда мы находимся в нем, нам кажется, что он не закончится никогда.
Почему происходит трехлетний кризис
К третьему дню рождения ребенок повзрослеет. Это время, когда в его мире будут преобладать фантазия и яркое воображение:
Гендерные особенности
Помимо того, что все дети разные, уже давно не секрет, что развитие мальчиков и девочек тоже происходит по-разному. Соответственно — к кризису трех лет они тоже приходят на разном уровне развития, что стоит учитывать при выборе методов борьбы с трехлетним кризисом.
Причины поведенческих нарушений
Трехлетний кризис – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих, т.е. кризис социальных отношений. И протекать он будет тяжело только в том случае, если взрослые будут сохранять прежний тип отношений: сдерживающий активность и самостоятельность детей. Среди причин нарушений в поведении ребёнка можно выделить основные:
- Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
- Гиперопека. Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
- Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче.
- Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
- Состояние здоровья. Болезненные дети и при неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.
Как трехлетний кризис проявляется в поведении
Как бы ни странно это звучало, но все проявления и симптомы кризиса 3 лет благотворно влияют на формирование «Я-системы» и роста личности. Потому что, когда перед человеком встает выбор – автоматически начинает работать мозг и неизбежно происходит развитие.
- Негативизм. Ребенок поступает или отвечает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
- Строптивость. Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека — это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
- Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».
- Своеволие и гордость. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и вы увидите гордость от собственной самостоятельности.
- Протест-бунт. Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). - Обесценивание. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка, но не путайте с агрессией). - Деспотизм . Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие — брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми.
Сколько может длиться трехлетний кризис
Как ни один специалист не скажет, будет ли у вашего малыша трехлетний кризис и когда он начнется, так и нет однозначного ответа на то, когда он закончится. Это будет зависеть от многих факторов: воспитание ребенка, обстановки в доме и усилий родителей. В среднем к 3,5-4 годам этот период закончится. Но есть и те, у кого это длится до 5 лет.
Последствия
Важно помнить, что трехлетний кризис – это не болезнь. Его нельзя избежать или вылечить. Это обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности.
И хотя у него есть последствия, но они есть как отрицательные, так и положительные.
Главное — делать все возможное, чтобы трехлетний кризис не стал затяжным, потому что затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.
Как пережить трехлетний кризис
У 3-летнего ребенка разочарование, которое теперь переросло в агрессию, у папы разочарование от того, что он не знает, как это остановить, а мама разочарована тем, что пытается контролировать 3-летнего ребенка и взаимодействовать своим мужем.
Разочарование возникает, когда человек не может изменить то, что ему не нравится. Это также нормально, как дыхание, и у детей может быть так же часто.
Взрослые из-за того, что у нас достаточно зрелый мозг, находят как здоровые, так и нездоровые способы справиться со стрессом, но трехлетние дети так не могут. Их мозг слишком молод, слишком мал, слишком незрел. Ваш ребенок переживает и реагирует на свое разочарование в режиме реального времени. Он не может это контролировать. Так что перестаньте ожидать, что он в одночасье перестанет пинаться, драться, плеваться и гневаться.
Когда вы хотите, чтобы все это прекратилось, и прилагаете усилия в этом направлении, у вас растет разочарование. Подумайте об этом: если в вас что-то бурлит, и вы кричите, плачете и бьетесь о подушку, вам становится легче. Атакующая энергия покинула систему.
Если бы к вам кто-то приходил и все время говорил: «Нет. Сожалею. Вы не можете злиться. Вы не можете действовать злобно. Вы должны вести себя хорошо. Вы должны это контролировать. Прекрати». Произойдут две вещи: вы на какое-то время нападете на него, а потом, в конце концов, перестанете проявлять какие-либо эмоции. Мозг отключил бы чувства. И хотя это было бы удобно, это очень вредно для здоровья.
Попробуйте другую тактику:
- Позвольте атакующей энергии двигаться. Батуты, рвущаяся бумага, удары по подушкам, топанье или бросание мягких игрушек или мячей — все, что безопасно.
- Перестаньте говорить ему: «Больно, когда ты бьешь». Перестаньте много болтать. И если он не причиняет серьезного вреда другим людям или дому, не тащите его каждый раз в угол. Все эти разговоры и волочение на самом деле вызывают у вас еще большее разочарование, и ваш малыш может почувствовать ваш настрой. Он расстроен, вы расстроены, ему становится хуже, вам становится хуже. Меньше сосредотачивайтесь на его контроле и больше на сдерживании себя. Не забывайте дышать (сосчитайте до трех на выдохе) и займитесь чем-нибудь другим, оставаясь рядом.
- Противоположность. Когда он делает противоположное тому, что вы говорите, это на трехлетнем языке: «Я не чувствую связи с вами». Небольшое противодействие совершенно нормально для трехлетних детей. Когда 3-летний ребенок не в оппозиции, то дома происходит что-то нездоровое. Но если происходит хроническое противодействие, то это проблемы с привязанностью. Нужно сильнее сосредоточиться на хорошем, когда ваша семья спокойна и счастлива. В моменты, когда он кричит: «НЕТ!» перестаньте задавать вопросы или требовать, а просто двигайте ситуацию дальше: откажитесь от ванны и уложите его в постель или не заставляйте ужинать. Вы не можете добиться успеха с трехлетним ребенком, когда на сцену вошли принуждение, толкание, подкуп, наказание и угрозы.
- Когда в семье царит мир, больше общайтесь с ребенком. Дайте ему понять, что независимо от того, что он плюет, пинает или бьет, мама и папа его любят. Скажите ему, что вы понимаете его желание ударить. Дайте ему понять, что вы понимаете, что жизнь расстраивает и может рассердить всех. Читайте с ним книги, которые поддерживают волнующие чувства. Прежде всего, покажите, что вы можете справиться с этими сильными эмоциями вместе.
- Лучше заботьтесь о себе. Получите дополнительную поддержку, если можете себе это позволить. Больше видеть своих друзей. Спланируйте отпуск. Смотри комедии. Убедитесь, что ваш сон, упражнения и еда в норме. Общайтесь со своим супругом, чтобы поддерживать друг друга. Вы не можете дать то, чего у вас нет, поэтому вам нужно безопасное место, чтобы излить все свои сильные эмоции. Это непросто. Будьте честны с собой и получайте поддержку. Вы этого заслуживаете и нуждаетесь в этом.
Как реагировать на детскую истерику
В истериках дети проявляют чувство разочарования, гнев, страх или печаль. Типичное поведение вашего ребенка во время истерики — крик, плач, удары ногами, бросок игрушкой или падение на пол.
Ваш малыш часто использует этот тип поведения, чтобы привлечь ваше внимание, протестовать против того, что вы у него отняли, или чтобы сбежать из ситуации, которая ему не нравится:
- Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы определить в первую очередь возможную причину истерики: разочарование, что-то, что было утеряно, гнев, голод, сонливость или, точнее, это просто манипуляции.
- Отнесите его в безопасное место. Обнимите его, возьмите на руки и унесите из того места, где началась истерика. Этот метод известен как «тайм-аут». Дайте ему понять, что он будет там до тех пор, пока не почувствует себя спокойнее.
- Как только вы заметите, что его состояние спокойное, похвалите его. Воспользуйтесь возможностью, чтобы описать чувство благополучия, которое вы испытываете в данный момент. Скажите ему: «Ты был очень зол и тебе стало плохо, теперь ты спокоен, тебе лучше, правда? Все прошло».
- Поговорите с ним, пока он хватает воздух. Это способ научить его ценностям, потому что вы показываете, что понимаете его раздражение, но обращаете внимание только тогда, когда они успокаиваются. Это помогает детям различать свои чувства и эмоции во время и после истерики. Со временем он научится выражать свое разочарование.
- Дисциплина. Дисциплина с любовью включает в себя сохранение спокойствия при разговоре с малышом, иначе все, включая детей и родителей, вступят в борьбу за власть. Малыши прибегают к всевозможным истерикам, чтобы привлечь внимание окружающих.
- Голос. Говорите мягким голосом и покажите ребенку, что вы не позволите его поведению повлиять на вас. Вы останетесь расслабленными. Если вы кричите, то и он кричит.
- Не позволяйте манипулировать собой. Не всегда давайте своему ребенку то, о чем он просит.
- Пусть он кричит и плачет в безопасном месте. Он устанет и успокоится.
- Имейте терпение и настойчивость. Не подвергайте ребенка физическим нападениям с вашей стороны. Если это приходит вам в голову, сделайте вдох и вернитесь позже.
- Договоритесь со своей няней, чтобы справиться с истериками с помощью той же техники, которую вы используете. Если вы, как и его мама и папа, что-то решаете, а другой взрослый это отменяет, ребенок поймет, что он не сможет устроить с вами «спектакль».
Когда требуется помощь психолога
Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и уже не уверены, что способны сами справиться с этим кризисом – не стоит ждать, пора обращаться за помощью и для вас в том числе.
Cтоит поговорить с психологом, если:
- Вы часто сердитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
- Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
- У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
- Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
- Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
- Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
- Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
- Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточится, стремление постоянно двигаться, производить шум.
- Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
Найдите способы помочь своему ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.
Ежедневно бывает много моментов, когда вы можете научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие очередности, отлично подходят для тренировки ожидания и обмена мнениями.
Каждый ребенок выражает трехлетний кризис по-своему, некоторые более интенсивно, чем другие. Что мы должны знать, так это то, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать методы, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к стабильности, и это подорвало бы психологическое благополучие наших детей и всей семьи.
Источник https://www.ozon.ru/club/article/kak-vesti-sebya-s-rebenkom-vo-vremya-krizisa-treh-let-sovety-psihologov-330265/
Источник https://psylogik.ru/56-krizis-3-let.html
Источник https://psychologypro.ru/krizis-treh-let/
Источник